Наверное, не секрет, что итальянцев развито чувство прекрасного. Вот почему мастера с Аппенин уже не одно столетие удивляют мир шедеврами живописи, архитектуры, скульптуры, музыки. А в ХХ веке появилась новая сфера творчества – автомобильный дизайн. Именно итальянские стилисты по праву считаются лучшими в это отрасли. У каждого кузовного ателье есть свой неповторимый стиль. Так, Zagato всегда привлекали оригинальностью и смелыми решениями.
Уго Загато
Основатель студии дизайна Уго Загато родился в 1890 году в городке Гавелло на северо-востоке Италии. В юном возрасте он потерял отца и был вынужден выехать на Заработки в Германию. Вернувшись домой, Уго поступил в школу дизайна и устроился на работу в небольшое кузовное ателье Varesina. Когда началась Первая мировая война и автопромышленность отошла на второй план, Загато устроился на туринское авиационное предприятие Pomilio.
Alfa Romeo RL Zagato 1925 года
Alfa Romeo 6C 1500 Mille Miglia Spider Speciale 1927 года
Как только в Европе воцарился мир, Уго Загато пойти в самостоятельное плавание. В 1919 году он переехал в Милан и открыл кузовное ателье Carrozzeria Ugo Zagato & Co. Поначалу компания сконцентрировалась на разработке гоночных болидов. Опыт работы в авиации пришелся как раз кстати. Загато применил технологии создания фюзеляжа самолета при создании автомобильных кузовов, поэтому конструкции получались легкими и очень прочными.
Lancia Lambda Zagato Spider 1927 года
Bugatti Type 43 Zagato, 1927 год
Главным автомобильным предприятием Милана в то время, конечно же, считался Alfa Romeo. Молодой стилист быстро наладил связи с этим заводом и вскоре создал несколько кузовов для моделей G1 и RL. Они пришлись по душе руководству компании и в 1925 году главный конструктор Витторио Яно поручил создать дизайн для нового Alfa Romeo 6C 1500. Загато не подвел и спроектировал очень легкий двухместный кузов кабриолет. С 1,5-литровой рядной «шестеркой» мощностью 54 л. с. автомобиль развивал 130 км/ч. Уже в 1928 году Джузеппе Кампари выиграл на нем легендарную 1600-километровую гонку Mille Miglia. Год спустя он повторил свой успех за рулем более мощной 85-сильной версии 6С 1750.
Maserati Tipo V4 1930 года
Alfa Romeo 8C 2300 Spider Corsa 1933 года
В Zagato создали несколько разных кузовов для Alfa Romeo 6C, а затем взялись за работу и над более мощной моделью 8С 2300. Благодаря 155-сильной компрессорной «восьмерке» она достигала 170 км/ч и стала одним из самых быстрых серийных автомобилей своего времени. Один из таких кабриолетов помог Тацио Нуволари выиграть в 1933 году 24-часовую гонку в Ле-Мане.
Siata 750 Gran Sport 1937 года
Lancia Aprilia Sport Zagato, 1938 год
Вслед за Alfa Romeo к Загато начали обращаться и другие автопроизводители. Так, в 1927 году ателье выпустило кабриолеты на шасси Lancia Lambda и Bugatti Type 43. Три года спустя представили уникальный кабриолет Maserati Tipo V4 с 4,0-литровым V16 мощностью 305 л. с., способный развить невероятные, по тем временам, 260 км/ч.
Fiat 500 Zagato Panoramica 1949 года
Maserati A6 1500 Coupe Panoramica 1949 года
Работа на авиазаводе также позволила Уго Загато постичь азы аэродинамики. С 30-х годов он уделяет этому аспекту все больше внимания. Ателье удивило публику обтекаемыми Siata 750 Gran Sport и Lancia Aprilia Sport.
Fiat 8V Berlinetta Zagato, 1953 год
Maserati A6G 2000 Coupe, 1954 год
С началом Второй мировой войны Уго Загато покинул Милан, а почти все цеха его ателье были разбомблены авиацией союзников. Пришлось начинать с нуля. Но уже в 1949 году Zagato порадовали сразу тремя купе Ferrari 166 MM, Fiat 500 C и Maserati A6 1500 серии Panoramica – с огромными панорамными окнами из плексигласа. Затем специалисты Zagato приняли участие в создании Alfa Romeo 159 – непобедимого болида, выигравшего чемпионат «Формула-1» в 1951 году.
Ferrari 250 GTZ 1956 года
Fiat Abarth 750 1958 года
Со временем дела компании наладились и в 50-х годах она порадовала целой россыпью интересных моделей. В большинстве своем это были купе класса Gran Turismo с обтекаемыми кузовами. Их визитной карточкой стала изогнутая крыша с двумя элегантными наплывами. Одним из них стал Fiat 8V: его аэродинамика была настолько продумана, что 105-сильного двигателя хватало для максимальных 190 км/ч. Именно на 8V сын Уго Загато, Элио выиграл в 1955 году престижную гонку на сверхскоростной берлинской трассе Avus. В схожем стиле выполнен дизайн знаменитого купе Maserati A6G 2000 и редкого Ferrari от Zagato – 250 GTZ.
Alfa Romeo Giulietta SZ 1960 года
Aston Martin DB4 GT Zagato 1961 года
Еще одной знаковой для Zagato моделью стал миниатюрный Abarth 750. Обтекаемое 3,5-метровое купе весом всего полтонны создали на шасси заднемоторного Fiat 600. Форсированный до 70 л. с. 850-кубовый моторчик позволял развить 190 км/ч. Abarth 750 Zagato отлично проявили себя в многочисленных гоночных сериях. Кстати, именно за эту модель Уго Загато получил престижную награду в сфере дизайна – Compasso d’Oro.
Lancia Flaminia Sport, 1962 год
Alfa Romeo Giulia TZ2 1965 года
Не менее известным стал и Aston Martin DB4 GT Zagato. Всего выпущено лишь 20 этих элегантных купе. Оснастили их 3,7-литровой рядной «шестеркой» мощностью 315 л. с. Результат – 6,1 с до 100 км/ч и максимальные 245 км/ч. Сейчас DB4 GT Zagato Aston Martin стоит несколько миллионов долларов. Автомобиль настолько популярен, что четверть века спустя, в 1988 году, Aston Martin и Zagato выпустили еще четыре купе и продали их с аукциона.
Lancia Fulvia Sport 1965 года
Lamborghini 3500 GTZ, 1965 год
Но все же чаще всего в Zagato работали с итальянскими марками. В 1961 году увидело мир элегантное купе Lancia Appia Sport, а год спустя представили его старшего брата Flaminia Sport. А наиболее тесным оставалось сотрудничество с Alfa Romeo. Элегантный Giulietta SZ завораживает чистотой форм. Совсем другой стиль у серии купе Giulia TZ – яркий и агрессивный. Его 1,6-литровый двигатель «разогнали» до 170 л. с., что дало возможность развить 245 км/ч.
Alfa Romeo Gran Sport Quattroruote 1965 года — копия модели 6С
Alfa Romeo GT Junior Z, 1968 год
В 1965 году Уго Загато вместе с Alfa Romeo решили вернуться к истокам. Стилист фактически воссоздал свое первое успешное творение – Alfa Romeo 6C. Правда, построили его на платформе модели Giulia, оснастили современной 1,6-литровой «четверкой» мощностью 90 л. с. Модель назвали Alfa Romeo Gran Sport Quattroruote и выпустили 92 таких кабриолета.
Ferrari 330 GTC Convertible 1974 года
Zagato Zele, 1974 год
Параллельно с Gran Sport Quattroruote в Zagato разработали массовый Lancia Fulvia Sport и эксклюзивный Lamborghini 3500 GTZ. В 60-х студия дизайна расширила сферу деятельности и начала проектировать другие виды транспорта и даже военную технику.
Maserati Biturbo Spider 1984 года
Aston Martin V8 Vantage Zagato 1985 года
В 1968 году Уго Загато не стало и семейный бизнес возглавили его сыновья Элио и Джанни. Под их началом внедрили новый фирменный стиль, в котором преобладали грани и углы. Его предвестником стал компактный Alfa Romeo GT Junior Z. Клиновидное купе нашло более 1500 покупателей. А вот Ferrari 330 GTC Convertible выпущен в единственном экземпляре.
Alfa Romeo SZ, 1989 год
Lancia Hyena 1992 года
Кроме того, уже в середине 70-х Zagato начали разработку электромобилей. Компактный 2,1-метровый Zele даже выпустили в количестве 500 единиц. Заряда его аккумуляторных батарей хватало для пробега на 80 км.
Ferrari FZ93 1993 года
Lamborghini Raptor 1996 года
Впрочем, основные работы Zagato – все же спортивные модели. Так, в 1984 году представили Maserati Biturbo Spider с турбированным V6. За ним последовал Aston Martin V8 Vantage Zagato. Всего произведено только 50 таких купе и 37 кабриолетов, оснащенных 5,3-литровым 430-сильным V8 и способных достичь 300 км/ч.
Aston Martin DB7 Zagato, 2003 год
Ferrari 575 GTZ 2006 года
Более массовым стали сногсшибательные Alfa Romeo SZ и RZ 1989 года – на предприятии Zagato собрали более 1300 этих машин. Двухместные купе и кабриолет кажутся вытесанными из куска скалы. Своими силами в Zagato освоили и выпуск Lancia Hyenna. Внешне он напоминал предка Fulvia Sport, но использовал шасси полноприводного хетчбэка Delta Integrale – звезды ралли тех лет. Также следует отметить оригинальные концепт-кары вроде Ferrari FZ93 и Lamborghini Raptor.
Bentley GTZ 2008 года
Maserati GS Zagato, 2007 год
С конца 90-х Zagato начали возвращаться к истокам и снова практикует более изящный неоклассический стиль. Его черты заметны в эксклюзивных версиях Aston Martin DB7, Ferrari 575, Bentley Continental GT, Maserati GranSport. Была возрождена линейка Alfa Romeo TZ – в 2011 году представили броский TZ3 Stradale с 600-сильным V10 под капотом.
Alfa Romeo TZ3 2011 года
Aston Martin DBS Coupe Centennial 2013 года
В наши дни ателье под обрело инвестора из Индии, но все равно пребывает под руководством Андреа Загато, внука основателя марки. Оно проектирует преимущественно эксклюзивные кузова для уже существующих моделей. В чертах Aston Martin DBS Coupe Centennial сразу узнается V8 Vantage Zagato, а преемником Lamborghini Raptor по праву считается купе 5-95. Новейшее творение итальянских дизайнеров – утонченный Aston Martin Vanquish Zagato с 600-сильным V12, который уже готовится к мелкосерийному производству. На такой эксклюзив всегда найдется покупатель, тем более что создавали его настоящие мастера.
Lamborghini 5-95, 2014 год
Aston Martin Vanquish Zagato 2016 года