Aston Martin: хранитель традиций Туманного Альбиона

Британские автопроизводители имеют богатые традиции. На Туманном Альбионе до сих пор существуют компании, которые наряду с современными технологиями используют методы ручной сборки столетней давности. Такие автомобили отличаются чопорностью и рассчитаны на настоящих джентльменов. Они, как и их хозяева, нередко «одеты» в строгий костюм, хотя являются настоящими атлетами и при надобности могут показать, на что способны. Один из таких производителей Aston Martin. Именно данная марка была выбрана в качестве транспортного средства для самого Джеймса Бонда.

 

 

Как и многие компании из Великобритании, Aston Martin имеет весьма долгую и полную событий историю. Однако на протяжении почти сорока лет она находилась в тени. Основали марку два лондонских автодилера Роберт Бэмфорд и Лайонел Мартин. Первый свой автомобиль они создали в 1915 году, используя шасси итальянского Isotta-Fraschini, но с 1,4-литровым британским мотором Coventry-Simplex. Поскольку Лайонел Мартин любил гонки и одержал победу на трассе Астон Хилл, то в честь этого автомобиль решили назвать Aston Martin. Из-за войны наладить производство не удалось, и разработку новых моделей смогли продолжить лишь в 1919 году, но уже без Роберта Бэмфорда. Помог в этом талантливый гонщик граф Луи Зборовски, который выделил средства для создания гоночных автомобилей. Три Aston Martin 11 НР принимали участие в Гран-при Франции и в соревновании на острове Мэн. Они оказались весьма передовыми по тем временам: их оснастили 16-клапанными четырехцилиндровыми двигателями с двумя распредвалами в головке блока цилиндров. За четыре года выпустили 55 машин, но смерть графа Зборовски на гонке в Монце приостановила развитие компании: без спонсора она быстро обанкротилась, и в 1925 году ее покинул Лайонел Мартин.

Новые владельцы Бил Ренуик и Аугустус Бертелли решили улучшить дела фирмы. Был разработан новый 1,5-литровый двигатель, который стал основой для всех последующих Aston Martin вплоть до конца 30-х годов. Сначала им оборудовали модель Sports, а с 1932 года – кабриолет Le Mans. Мощности в 70 л. с. вполне хватало, чтобы развить 137 км/ч, поэтому мелкосерийные автомобили завоевали популярность. Так, за два года продали 130 Le Mans, причем большинство из них использовали в гонках. Затем последовал более мощный, 80-сильный Aston Martin Ulster с кузовом из алюминиевого сплава. Весил он всего 940 кг и мог достичь 160 км/ч. Однако он оказался не настолько популярным – выпустили всего 21 автомобиль, причем все они дожили до наших дней.

В 1939 году началась разработка абсолютно новой четырехдверной модели Atom. Прототип проехал около 400 тыс. км во время тестов и был практически готов к производству, но планам помешала война. В 1947 году автомобиль увидел бизнесмен Дэвид Браун. Он занимался судостроением, выпуском сельскохозяйственной техники. Дэвид решил приобрести еще и автомобильную компанию. За 20 тыс. фунтов Aston Martin перешла в его собственность, а затем в руки предпринимателя попала еще одна марка – Lagonda. С этого момента в истории Aston Martin начинается новая эра. Дэвид Браун не жалел средств и сразу же взялся за доводку модели Atom, только теперь уже с кузовом кабриолет.

У Lagonda позаимствовали 2,0-литровую 90-сильную «шестерку», которая позволяла разогнаться до 150 км/ч. Под названием 2-Litre Sports новинку представили на Лондонском автосалоне 1948 года, но позже ее переименовали на DB1 – в честь инициалов нового главы компании. Кабриолет одержал громкую победу в 24-часовой гонке в Спа, но приобрести его решились лишь 14 британцев.

Дэвид Браун особо не расстраивался по этому поводу, ведь он считал 2-Litre Sports переходной моделью. С 1948 года полным ходом шли работы над абсолютно новым купе DB2. Дебют его состоялся спустя два года на Нью-Йоркском автошоу – в Aston Martin обратили взоры на покупателей из США. Двухместное туристическое купе, которое разгонялось до 100 км/ч за 11,2 с и достигало 177 км/ч, привлекло внимание элегантным стилем алюминиевого кузова и новым 2,6-литровым двигателем мощностью 105 л. с. Позже прибавились кабриолет и модификация Vantage. Ее название переводится как «преимущество», что подчеркивало дополнительные 20 л. с. под капотом. В 1950–1951 годах автомобилю не было равных в его классе во время 24-часовых гонок в Ле-Мане. А уровень продаж оказался рекордным – 441 автомобиль за три года. Еще более успешным стал вариант DB2/4. Его лучше приспособили для дальних путешествий: удлиненная база позволила добавить два задних сиденья и вместительный багажник. Новый базовый 3,0-литровый двигатель развивал 140 л. с., однако предлагались версии мощностью 162, 178 и даже 195 л. с. Последняя модификация разгонялась до 193 км/ч и была оснащена передними дисковыми тормозами. Общее число выпущенных DB2 и DB2/4 составляло 1756 штук.

Мечтой Дэвида Брауна была победа в Ле-Мане, и чтобы ее осуществить, приняли решение с 1953 года разделить гоночную программу и производство дорожных моделей. Для соревнований решили создать отдельную модель DB3 – небольшой и легкий одноместный кабриолет. Поначалу автомобилю со 163-сильным мотором приходилось сложно, ведь противостояли ему гораздо более мощные Ferrari, Jaguar и Maserati. Но на руку сыграло ограничение объема двигателя спортивных автомобилей на отметке 3,0 л. Более совершенный Aston Martin DB3S с мотором мощностью 225 л. с. одержал для британской компании первую значимую победу на трассе в Гудвуде, а за ней последовало первое место в Сильверстоуне. Два года подряд DB3S занимал второе место в Ле-Мане, до победы ему не хватало совсем чуть-чуть.

Наиболее успешной гоночной моделью был обтекаемый Aston Martin DBR1 с 254-сильной «шестеркой». На его счету – громкие триумфы Стирлинга Мосса и Тони Брукса на треке Нюрбургринг, первые места в Спа и Гудвуде. Однако главным достижением стала долгожданная победа в Ле-Мане: 24-часовая гонка 1959 года покорилась американскому экипажу в составе Кэрролла Шелби и Роя Сальвадори. Второе место также занял DBR1, а в конце года команда Aston Martin отпраздновала победу в чемпионате. Достигнув желаемого триумфа, гоночную программу решили закрыть, но компания продолжала поддерживать частных пилотов. Для них построили несколько гоночных купе с кодовым обозначением DP212, DP214 и DP215.

С середины 50-х годов в Aston Martin задумались над заменой для модели DB2. Ее планировали как автомобиль более высокого класса, и специально для этого создали новый 3,7-литровый двигатель мощностью 240 л. с. с двумя верхними распредвалами. За кузовом обратились к мастерам своего дела – итальянцам. Ателье Touring создало не только красивый дизайн, но и разработало сверхлегкую трубчатую пространственную раму. Среди других новшеств – дисковые тормоза всех колес и передняя независимая подвеска. В 1958 году состоялась премьера этого купе, названного DB4, а затем последовал и кабриолет Volante. Автомобиль не только выглядел эффектно, но и ездил быстро – достигал 225 км/ч. А для тех, кому этого было мало, предлагали 266-сильный DB4 Vantage и 302-сильный DB4 GT. Последний мог развить 246 км/ч и разогнаться до 100 км/ч за 6,1 с. DB4 GT оказался очень редким – произвели всего 75 купе, тогда как стандартных DB4 выпустили 1040. Но еще более редкостной была его эксклюзивная версия с невероятно красивым кузовом от Zagato. Таких автомобилей существует лишь 19, причем среди них нет двух одинаковых – они отличаются деталями оформления. Их колесная база укорочена, а масса снижена на 20 кг. В наши дни на аукционе за DB4 GT Zagato могут получить до 2 млн долларов.

Дэвид Браун хотел возродить имя Lagonda, поэтому наряду с двухдверными DB4 создали седан Lagonda Rapide. С технической точки зрения он ничем не отличался от купе, зато вмещал пятерых и получил 3-ступенчатый «автомат». Но популярности автомобиль не обрел: изготовили только 55 четырехместных Rapide и несколько оригинальных универсалов.

С модели DB5 началась длительная дружба Aston Martin с агентом 007 Джеймсом Бондом, которая длится и поныне. За рулем этого автомобиля непобедимый разведчик появился в фильмах «Голдфингер» и «Операция «Шаровая молния». Купе презентовали в 1963 году – с виду оно практически не отличалось от предшественника. Его по праву называют классическим Aston Martin. Впервые автомобиль оснастили 5-ступенчатой механической коробкой передач и 15-дюймовыми дисками. Объем двигателя подняли до 4,0 л, а мощность выросла до 282 л. с. в обычной версии и до 325 л. с. – в DB5 GT. Автомобиль мог легко поддерживать скорость свыше 200 км/ч на протяжении нескольких часов, а DB5 GT без проблем развивал и 240 км/ч. Комфортабельный салон способствовал приятным путешествиям на длительные расстояния. Его декорировали кожей и деревом, а сиденья обшили мягкой овечьей шерстью. Помимо купе производили кабриолеты и оригинальные спортивные универсалы Shooting Brake. Комплектация всех версий включала электростеклоподъемники.

Намного богаче был оснащен автомобиль Джеймса Бонда. В его передний бампер вмонтированы пулеметы и тараны, из заднего выливается на дорогу масло и выбрасываются гвозди. Номерной знак автомобиля сменяется нажатием кнопки. Из багажника выдвигается металлический щит, который защищает от пуль. В салоне предусмотрено секретное отделение для пистолета, а сиденье переднего пассажира является катапультируемым.

Дело DB5 в 1965 году продолжил его наследник Aston Martin DB6. Он сохранил платформу и двигатели предшественника, однако больше отличался внешне. Купе удлинили на 95 мм, добавили задний спойлер и увеличили угол наклона задних стоек. За доплату предлагали кондиционер, а также усилитель руля.

Параллельно с DB6 шли разработки абсолютно новой модели – DBS – но в продажу она поступила на два года позже. Изначально ее планировали оснастить новым V8 с впрыском топлива, но поскольку двигатель не был готов вовремя, то автомобиль оборудовали проверенной 4,0-литровой «шестеркой». Aston Martin V8 представили только в 1969 году; его 5,4-литровый двигатель развивал 315 л. с. в обычной версии и 390 л. с. в V8 Vantage. Несмотря на солидный вес в почти две тонны, более мощная версия могла разогнаться до 275 км/ч.

Но оказалось, что время для дебюта огромного двигателя выбрали не совсем удачно. Топливный кризис начала 70-х отпугнул покупателей, и компания оказалась на грани банкротства. Дэвид Браун отказался от продолжения бизнеса и решил его продать. Сначала Aston Martin приобрел предприниматель из Бирмингема Вильям Вилсон, а затем – американцы Питер Спраг и Джордж Минден. Но и они недолго управляли фирмой. Чехарда со сменой владельцев длилась более десяти лет. На протяжении всего этого времени продолжали выпускать купе и кабриолет Aston Martin V8. Общее количество выпущенных автомобилей достигло почти трех тысяч штук.

Модель дважды снималась в фильмах о Джеймсе Бонде, причем в серии «Смертельный испуг» ее оснастили лыжами и реактивным двигателем. Немного эксклюзива добавила модификация с кузовом от Zagato. Мир увидели всего 52 купе и 37 кабриолетов. Форсированный 430-сильный двигатель позволил автомобилю вплотную приблизиться к отметке в 300 км/ч…

Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 09' 2009

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *