Столетний символ Италии — Fiat

Италия знаменита многими выдающимися автомобильными марками, но особое место среди них принадлежит Fiat. Ведь, по сути, вся история автомобилестроения на Аппенинах, так или иначе, связана именно с данной компанией. Это крупнейший и к тому же один из старейших итальянских производителей: в нынешнем году ему исполняется 110 лет.

История Fiat берет свое начало c 1899 года. В тот летний день, 11 июля, в туринском дворце Брикеразио собрались известные итальянские предприниматели и подписали хартию о создании компании Fiat. Ее название расшифровывалось как Fabbrica Italiana Automobili Torino (Итальянская фабрика автомобилей в Турине). Среди присутствующих выделялся один человек – Джованни Аньелли. Он давно увлекся новым изобретением – самодвижущимся экипажем – и еще за год до этого события планировал начать производство автомобилей в Италии. Поскольку бизнесмен приобрел контрольный пакет акций на сумму 400 долларов, то его и выбрали главой правления Fiat. Решение предопределило судьбу Аньелли – до самой смерти он оставался руководителем Fiat.

 

 

Один из участников объединения, Джованни Чейрано, был владельцем фирмы по выпуску велосипедов. Талантливый инженер уже имел на руках чертежи автомобиля собственной конструкции. Вскоре после подписания хартии машина была готова, а назвали ее Fiat 3,5 CV. Данное обозначение указывало на мощность 0,7-литрового 2-цилиндрового мотора, развивавшего 3,5 л. с. Максимальная скорость составляла 35 км/ч, а расход топлива – 8 л/100 км. Над кузовом поработали в каретных мастерских Марчелло Аллесио. Получился оригинальный кабриолет, в котором водитель и пассажиры сидели лицом к лицу. До конца 1899-го изготовили 8 автомобилей, еще 16 покинули заводские ворота в следующем году. Их собирали уже на новой фабрике, а штат рабочих увеличили до 150 человек. В начале ХХ века появились и более совершенные модели с четырехцилиндровыми двигателями – 8НР, 12НР и 24-32НР. Последнюю оснастили огромным 7,4-литровым 32-сильным мотором, и она могла достигать 75 км/ч, что считалось неплохим результатом по тем временам. Автомобиль оказался весьма передовым: впервые в мире разработали 4-ступенчатую коробку передач и кузов типа ландоле – с металлической крышей над передними сиденьями, мягким складывающимся верхом – над задними. С 1903 года в линейке Fiat появились и первые грузовики. Пять лет спустя представили специальную модель для такси – Fiat 1 Fiacre. Около 1600 таких машин «трудились» на улицах Рима, Лондона, Парижа, Нью-Йорка.

Одним из лучших способов популяризации автомобиля в то время были, конечно, гонки. Все ведущие производители старались принять участие в них, чтобы показать превосходство своей техники. Машины, которые тогда считались диковинкой, привлекали внимание огромного количества людей. Естественно, в Fiat не могли отказаться от соревнований и добились в них немалых успехов. На первом Гран-при Италии финишную черту пересекли сразу девять болидов Fiat. В следующей гонке на Аппенинах сам Джованни Аньелли сел за руль автомобиля и установил рекорд круга. А в 1902 году тест-пилот компании Винченцо Лянча победил в горном соревновании Сасси-Суперга.

Гоночные модели начала прошлого века можно назвать настоящими монстрами. Дело в том, что единственным способом поднять мощность в то время было увеличение рабочего объема двигателя. Таким образом, огромные моторы устанавливали на легкое шасси. На кубке Гордона Беннета 1904 года Винченцо Лянча выступал на Fiat 75НР с 14,1-литровым четырехцилиндровым мотором. А в 1907 году появился более впечатляющий 130НР. Цифра в названии указывала мощность, которую развивала 16-литровая «четверка» со сферическими камерами сгорания. Этот болид достигал 160 км/ч. На нем гонщик Феличе Наззаро завоевал победы в соревновании на приз кайзера Вильгельма, гонке Targa Florio и Гран-при Франции. Однако и он меркнет перед чудовищным Fiat S.76 с авиационным 28-литровым мотором мощностью 300 л. с. В 1911 году он установил мировой рекорд скорости — 211 км/ч.

Дорогие серийные модели обрели популярность среди европейской элиты. С 1910 года их стали выпускать и в США: Fiat – один из первых автопроизводителей, изготовлявших автомобили по обе стороны океана. Но далеко не все покупатели могли себе их позволить, да и объемы производства нельзя было назвать слишком большими. Ситуацию решили изменить с помощью модели Zero 1912 года. Пусть она была не настолько мощной, как предшественники (1,9 л, 18 л. с.), но зато стоила 6900 лир (примерно 23 тыс. евро по нынешнему курсу). Появились технические новшества – запатентованная Fiat карданная передача, система зажигания от магнето и аккумуляторная батарея. За три года успели продать 2000 автомобилей, а затем их выпуск пришлось свернуть из-за начавшейся войны.

 

 

Туринское предприятие перепрофилировалось на выпуск грузовиков и авиадвигателей. Тем не менее Джованни Аньелли не сидел сложа руки, а занялся постройкой современного предприятия в городе Линготто. Пятиэтажный завод был самым большим в Европе, и проектировали его с учетом особенностей массового производства. Впервые установили конвейер, а на крыше расположили оригинальный полигон для испытания автомобилей.

С 1919 года выпуск легковых моделей возобновили – представили Fiat 501 с 1,5-литровым 23-сильным мотором. Доступный автомобиль стал необычайно популярным, и за семь лет изготовили 47 600 штук. А гоночная модификация одержала победу в гонке Targa Florio. Затем последовали родственные Fiat 502, 503, 505 и 507. Не забывали и о роскошных лимузинах. Так, в 1921 году показали модель 520 Super Fiat с 6,8-литровым V12 мощностью 90 л. с. Она, кстати, стала одной из первых машин с левым расположением руля.

Джованни Аньелли ценил своих рабочих – обеспечил им медобслуживание, открыл школы для детей и даже создал спортивные клубы. Однако не все оценили такую заботу. Подстрекаемый коммунистической партией профсоюз во главе с Пальмиро Тольятти захватил власть – на предприятии началась забастовка. Глава правления Fiat ответил просто – ушел в отставку. Ход оказался удачным, ведь авторитет у Аньелли был довольно большой. Вскоре завод заработал, а руководитель Fiat вернулся на свой пост.

Первую компактную модель Fiat – 509 – представили в 1924 году. Недорогой автомобиль оснастили 1,0-литровым 22-сильным мотором с верхним распредвалом. На выбор предлагали сразу шесть различных кузовов. Он стал очень популярным – свыше 90 тыс. выпущенных автомобилей, плюс к тому – громкая победа в ралли Монте-Карло 1928 года.

В 1932 году состоялась премьера еще одной знаковой модели – 508 Balilla. Поначалу позаимствовали двигатель у предшественника 509, ведь он отличался неплохой экономичностью – 6,7 л/100 км. Затем мощность подняли до 30 и даже 36 л. с. Модельный ряд обогатился целой россыпью различных кузовов, среди которых – недорогой кабриолет и даже обтекаемое спорткупе для незажиточных итальянцев. Последние могли разогнаться до 113 км/ч. Fiat 508 оказался долгожителем – его выпускали вплоть до 1953 года, а общее количество всех модификаций достигло 170 тыс. штук. Модернизированный вариант Fiat 1100 находился в производстве вплоть до 1969 года.

 

 

Но самым успешным стал, несомненно, Fiat 500 – легендарное творение талантливого конструктора Данте Джакоза. Джованни Аньелли решил создать его, чтобы посадить всю Италию на колеса. Интересно, что сначала разработали дизайн кузова, а лишь затем начали устанавливать внутрь двигатель, трансмиссию и ходовую. На момент появления в 1936 году он был самым  маленьким автомобилем в мире. Поэтому и получил прозвище Topolino («мышонок»), которое вскоре стало официальным названием модели. Неимоверно дешевый автомобиль (он стоил 8900 лир или 500 долларов) с маленьким 569-кубовым моторчиком мог достигать 85 км/ч и расходовал всего 6 л/100 км. Итальянцы оценили забавного «малыша», и уровень его продаж достиг рекордных для страны показателей: до 1955 года заводской цех покинули свыше 520 тыс. автомобилей. Именно Topolino положил начало небольшим моделям, ставшим визитной карточкой Fiat.

Однако были в модельном ряду и совсем другие автомобили – роскошный Fiat 2800. На таких автомобилях ездили Папа Римский и король Италии Витторио Эммануэле ІІІ. В 30-х годах сфера деятельности компании заметно расширилась: она начала выпускать локомотивы, самолеты, танки, корабельные двигатели. Но вскоре пришлось практически полностью сосредоточиться на военной продукции – производство автомобилей снова свернули.

В 1945 году Италия лежала в руинах, пострадал и Fiat. Но даже не это стало настоящей трагедией – умер Джованни Аньелли. Фирма осталась без отца-основателя и многолетнего главы. Власти приняли решение национализировать компанию. Ход оказался удачным: на волне итальянского экономического чуда началось стремительное развитие Fiat. Компания стала в авангарде промышленности страны и помогла вернуть Италии утраченное могущество.

Сначала возобновили производство моделей Topolino и 1100, затем появилась первая модель с дизельным двигателем – 1400. В 1951 году мир увидел первый вседорожный Fiat — Campagnola. А год спустя публику порадовали оригинальным купе 8V. Поначалу его хотели назвать V8, но уже существовала одноименная модель Ford. Несложно догадаться, что под капотом установили «восьмерку», а ее мощность достигала 115 л. с. Это был один из самых быстрых автомобилей своего времени, способный развить 190 км/ч. Из 114 выпущенных купе две трети получили заказные кузова от Zagato, Ghia и Vignale. Еще быстрее обещал быть передовой концепт Fiat Turbina, построенный на базе 8V. Его 300-сильная газовая турбина разгоняла купе до 250 км/ч.

Тем временем Данте Джакоза уже на полную силу работал над своим новым шедевром под названием Fiat 600, который дебютировал на Женевском автосалоне 1955 года. Маленький автомобиль весом всего 580 кг с расположенным сзади 22-сильным моторчиком был призван вернуть Италии славу автомобильной страны. И ему это удалось: поскольку стоил он всего 590 тыс. лир (6700 евро по нынешнему курсу), от покупателей не было отбоя. До 1969 года произвели 4,6 млн Fiat 600. Свет увидели «полукабриолет» и оригинальный Multipla – один из первых мини-вэнов в мире. При длине в 3,5 м он имел три ряда сидений и вмещал шестерых. А скрытый потенциал 600-го раскрыли в компании Abarth, которую приобрел Fiat. На его основе создали целую серию купе Abarth 750 с моторами мощностью 50-100 л. с. и кузовами Zagato. Легкие автомобили долгое время не имели равных в своем классе. Кстати, именно Fiat 600 стал идейным вдохновителем «горбатого» ЗАЗ-965.

Настоящим символом послевоенного возрождения стал Fiat 500 (1957 г.) – наследник Topolino. Этот трехметровый автомобильчик оснастили маленьким 500-кубовым мотором мощностью всего 17 л. с. Он отличался экономичностью, надежностью и неприхотливостью, его можно было отремонтировать в любом гараже. Компактные размеры как раз подходили для узких улочек городов. Стильный дизайн с наивным выражением «лица» заставлял улыбаться даже в самый пасмурный день. А складывающаяся тканевая крыша позволяла наслаждаться свежим ветром. Итальянцы влюбились в Fiat 500  с первого взгляда. Он стал действительно народным автомобилем, который не снимали с производства вплоть до 1975 года. Мощность постепенно увеличили до 23 л. с., а специальные версии от Abarth развивали и 50-60 л. с. По миру разъехались свыше 3,6 млн этих «малышей».

На смену Fiat 600 (1964 г.) пришло новое семейство 850. Украшением его стал элегантный кабриолет с кузовом от Bertone, с 49-сильным мотором, способным достичь 145 км/ч. Маленькие  модели позволили сделать Италию автомобильной страной: если ранее приходилось 10,4 машины на 1000 человек, то вскоре этот показатель улучшился до 35.

В 1966 году справедливость восторжествовала: Fiat вернулся в собственность семьи Аньелли. Во главе компании стал внук Джованни – Джанни. Он взялся за создание огромного концерна: в 1968 году под крыло Fiat попала марка Autobianchi, а год спустя – Lancia и Ferrari. Причем, Джанни Аньелли удалось уговорить самого Энцо Феррари, который ранее отказался от слияния с Ford. Результатом нового союза стала модель Fiat Dino, названная в честь трагически погибшего сына Энцо Феррари. Над дизайном купе поработали в ателье Bertone, а кабриолет создали в Pininfarina. У Ferrari позаимствовали двигатели – 2,0-литровый 160-сильный и 2,4-литровый 180-сильный. Fiat Dino был одним из самых быстрых недорогих купе своего времени – достигал 209 км/ч и разгонялся до 100 км/ч за 8,0 с. Джанни Аньелли по праву можно считать крестным отцом ВАЗа. Он устремил свои взоры на восток и не побоялся «железного» занавеса – подписал договор с Советским Союзом. Так родился первый ВАЗ-2101 – лицензионная копия популярной модели среднего класса Fiat 124.

Итальянские специалисты помогли построить мощнейшее предприятие, и в 1970 году первые автомобили сошли с конвейера. А советское правительство сыграло с Аньелли злую шутку. Город Ставрополь, где появился завод, переименовали в Тольятти – в честь того самого профсоюзного лидера, который чуть не уничтожил Fiat. Fiat 124 выпускали и в других социалистических странах – Польше, Болгарии, Румынии и Югославии. Как правило, производили только седаны и универсалы. Но мало кто знает, что семейство 124 включало красивый кабриолет с кузовом Pininfarina и купе от Bertone мощностью 90–118 л. с…

Метки:
Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 07' 2009