Alfa Romeo: столетие совершенства и стиля

Итальянцы издавна известны своим горячим южным темпераментом. Но задорный нрав отнюдь не мешает жителям Аппенин терпеливо подходить к созданию произведений искусства: от живописи, архитектуры до музыки, литературы. Впрочем, этот ряд достойно продолжают автомобили Италии, которые с полным правом также можно назвать творениями: в них гармонически сочетаются техническое совершенство, спортивный дух и элегантный внешний вид. Ferrari, Maserati, Lamborghini – воистину настоящие шедевры. Поклонники итальянского автомобилестроения снимают перед ними шляпы. К таким шедеврам можно отнести и Alfa Romeo – марку, которая в этом году празднует свое 100-летие.

 

 

История предприятия, которому суждено было стать Alfa Romeo, началась более века назад. С 1906 года в городе Неаполь по лицензии собирали автомобили французской марки Darracq. Но они, к сожалению, не пользовались особой популярностью, поэтому группа итальянских инвесторов решила создать собственную компанию: 24 июня 1910 года была основана фирма A.L.F.A. (Anonima Lombarda Fabrica Automobili – Ломбардская автомобильная фабрика). Вскоре все производственные мощности решили перенести в Милан. Именно с герба этого города позаимствованы элементы логотипа марки (красный крест и дракон).

Конструктор Джузеппе Мерози создал первенца – модель 24НР. Автомобиль оснастили рядной 4,1-литровой «четверкой» мощностью 42 л. с., которая позволяла развить серьезную по тем временам скорость – 100 км/ч. Уже через год он принял участие в первом соревновании – Targa Florio. Вскоре к 24НР присоединилась целая линейка новых моделей мощностью от 22 до 70 л. с.

Пять лет спустя A.L.F.A. приобрел неаполитанский предприниматель Никола Ромео. Поскольку началась Первая мировая война, он решил приостановить выпуск автомобилей и сосредоточиться на авиационных двигателях и генераторах. В 1919 году возобновили производство машин – теперь уже под названием Alfa Romeo. Первой появилась модель 20/30 с 4,2-литровым 67-сильным мотором. По тем временам ее можно было отнести к среднему классу, ведь стоила она в четыре раза дороже, чем доступный Ford T. А через два года представили спортивные G1 и RL. Последний принес миланской марке первые победы: в 1923 году легендарный Энцо Феррари выиграл на нем Гран-при Равенны. После гонки к нему подошла мать известного аса Франческо Баракка, погибшего во время войны. Мужество Феррари так ее поразило, что она попросила его украсить свой гоночный автомобиль их семейным гербом. С того времени и до конца 30-х годов на заводских болидах Alfa Romeo устанавливался вздыбившийся жеребец, ставший позже логотипом Ferrari.

Появление еще одного символа марки связано с другим громким триумфом. Перед стартом сложнейшего соревнования Targa Florio в 1923 году Уго Сивоччи взял с собой талисман на счастье – четырехлистный клевер. Пилот победил, и в скором времени изображения зеленого листка нанесли на боковины Alfa Romeo. Громкие триумфы заинтересовали богатых и знаменитых клиентов: так кабриолет RL приобрел принц Сиама.

Новый этап в истории компании наступил с приходом талантливого конструктора Витторио Яно, ранее работавшего в Fiat. Под его руководством за 15 лет создали целую плеяду гоночных моделей. Начало победоносной ходы Alfa Romeo положил Р2, построенный всего за 5 месяцев. Витторио Яно сконструировал шедевр своего времени – 2,0-литровую компрессорную рядную «восьмерку» с двумя распредвалами в головке блока цилиндров. Она развивала 154 л. с., и болид легко разгонялся до 225 км/ч. Выигрывать Р2 начал уже с первой гонки, в которой он принял участие весной 1924 года. На родном автодроме в Монце красные болиды заняли первые четыре места. А год спустя талантливый пилот Антонио Аскари принес команде титул чемпиона мира в первый же год его проведения.

На волне триумфов руководство фирмы приняло решение отказаться от массовых легковых моделей и сосредоточиться на болидах. Впрочем, это не помешало заняться выпуском грузовиков и авиационных моторов. Дело в том, что Alfa Romeo частично национализировали: власти заставляли выполнять правительственные заказы, а оставшиеся акционеры требовали побольше гоночных побед. Дорожные автомобили стали изготовлять очень малыми сериями и по индивидуальным заказам. Причем, чаще всего покупатель приобретал лишь шасси с мотором, а затем обращался в специальное ателье за индивидуальным кузовом. Годовой объем их производства не превышал 1000 единиц.

Первой такой моделью стал 6С 1500: название указывало, что под капотом установили 6-цилиндровый 1,5-литровый двигатель. В зависимости от версии он развивал 44-76 л. с. Большинство из произведенных автомобилей были легкими двухместными кабриолетами с дизайном от Zagato или Touring. Джузеппе Кампари за рулем 6С 1500 выиграл в 1928 году престижную 1600-километровую гонку Mille Miglia, а год спустя он повторил свой успех на 1,7-литровом Alfa Romeo 6С 1750. Третью победу подряд принес в 1930 году Тацио Нуволари.

В команде Alfa Romeo собрался коллектив из лучших специалистов и пилотов своего времени, а возглавил ее Энцо Феррари. Официально марка ушла из автоспорта с 1932 года, а ее честь защищала новосозданная Scuderia Ferrari, но фактически «конюшня» оставалась заводской и получала всю необходимую поддержку. Болиды доминировали в соревнованиях. По мощности они уступали огромным Mercedes-Benz и Bentley, но малый вес давал им преимущество на извилистых трассах. Победную ходу продолжил новый Alfa Romeo 8С 2300. Его 2,3-литровая 180-сильная «восьмерка» позволяла достичь 225 км/ч. Четырежды подряд (в 1931-1934 годах) ему покорялась 24-часовая гонка в Ле-Мане и трижды – Targa Florio. Затем эстафету подхватили 2,6-литровый Alfa Romeo Р3 и 2,9-литровый 8С 2900. За рулем блистали такие асы, как Тацио Нуволари, Ахилле Варци, Луиджи Чинетти, Рудольф Каррачиола. В Mille Miglia итальянцы регулярно побеждали с 1932 по 1938 год.

Дорожные версии этих автомобилей, несмотря на их баснословную цену, быстро находят себе владельцев. Кузовные ателье создают настоящие шедевры. Чего стоит одно лишь купе 8С 2900В от Touring – самый быстрый серийный автомобиль своего времени. Двигатель мощностью 220 л. с. разгонял его до 220 км/ч. Таких машин выпустили всего 30 (20 короткобазных Corto и 10 длиннобазных Lungo), причем среди них нет даже двух одинаковых. Для менее состоятельных клиентов подготовили модель поскромнее – 95-сильный 6С 2300 MM. Однако и она обрела только 107 владельцев, среди которых – король Египта Фарук и принц Монако Ренье.

Но в кольцевых гонках класса «Формула» у Alfa Romeo вскоре появились серьезные соперники. Немецкие команды Mercedes-Benz и Auto Union, получив государственные гранты, с 1934 года устроили настоящую гонку мощностей – представили 350-400-сильные моторы (см. «Тест-Драйв» №4 за 2010 г.). Модель Р3 с 3,8-литровой «восьмеркой» не могла развить больше 330 л. с. Тем не менее даже на такой технике итальянские пилоты побеждали. Так, в 1935 году Тацио Нуволари сенсационно выиграл Гран-при Германии на автодроме Нюрбургринг. Пилот заслужил бурные овации 300 тыс. зрителей, чем разозлил немецкую властную верхушку.

Чтобы составить достойную конкуренцию Auto Union и Mercedes-Benz, Энцо Феррари попробовал создать чудо техники – Alfa Romeo Bimotore. Автомобиль оснастили двумя 3,2-литровыми двигателями – второй разместили за задним сиденьем. Суммарная мощность достигла 540 л. с., а максимальная скорость – 322 км/ч. Луи Широн за рулем такого зверя смог финишировать вторым уже в первой гонке на сверхскоростной трассе Авус, но Bimotore продемонстрировал огромный расход топлива, а шины не выдерживали нагрузки и постоянно разрывались.

Поняв, что составить конкуренцию Mercedes-Benz и Auto Union не удастся, Энцо Феррари решил переориентировать все творческие и технические усилия на новый класс 1,5-литровой «Формулы». Для этого в 1938 году создали модель 158 с 195-сильным компрессорным мотором, которая неплохо себя проявила в соревнованиях.

К сожалению, война заставила забыть об автогонках. В Alfa Romeo снова сосредоточились на авиадвигателях, но не прекратили выпуск машин – для офицеров создали модель 6С 2500 Coloniale. Заводские цеха трижды попадали под бомбардировки. Уже с конца 40-х годов команда возвращается в автоспорт, и не без успеха. В 1947 году довоенное купе 8С 2900В Touring Berlinetta победило в гонке Mille Miglia, а три года спустя братья Марио и Джанкарло Бонинья на Alfa Romeo 6C 2500 Competizione выиграли Targa Florio. Но настоящий успех ожидал в новой гоночной серии – «Формуле-1», где команда выставила довоенные болиды 158. Однако мощность их составляла уже 350 л. с. Как результат – они выиграли все гонки сезона 1950 года, а Джузеппе Фарина стал первым чемпионом мира. Год спустя его успех повторил сын Антонио Аскари, Альберто, за рулем усовершенствованного Alfa Romeo 159…

Метки:
Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 07' 2010

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *