Становление автомобильной промышленности Японии пришлось на послевоенные годы. На волне японского экономического чуда появились небольшие компании, ставшие со временем ведущими мировыми автоконцернами. К таким предприятиям относится и Honda, празднующая в нынешнем году свое 70-летие и 55-летие первого автомобиля.
Соичиро Хонда
Компания Honda является детищем гениального японского конструктора Соичиро Хонды. Он родился в 1906 году в семье кузнеца и с ранних лет начал помогать отцу ремонтировать велосипеды. Постепенно Соичиро все больше интересовался техникой и особенно автомобилями. В 15 лет он уехал в Токио и стал работать там автомехаником.
Первый мотоцикл Honda Dream 1949 года
В молодости Соичиро Хонда создавал спортивные авто и даже пытался участвовать в гонках, но первое же соревнование на турбированном Ford закончилось серьезной аварией. Он понял, что его призвание – инженерия и пошел учить в университет. Параллельно в 1937 году Хонда основал предприятие по производству поршневых колец и даже стал поставщиком Toyota. Но война перечеркнула все планы: мастерскую разрушили сначала союзные бомбардировщики, а затем – и землетрясение.
Первенец Honda T360 1963 года
В 1946 году Хонде пришлось начинать с нуля, однако он не унывал, ведь считал, что успех это 1% работы и 99% неудач. У него собралась неплохая команда специалистов, ранее работавших в авиационной промышленности и оставшихся не у дел после окончания войны. Вместе они основали Институт технических исследований Honda, а затем приступили к выпуску мопедов. По сути, это были обычные велосипеды с 50-кубовыми моторами, снятыми с генераторов для военных радиостанций.
Honda S500 1963 года
Официально датой рождения японской марки является 28 сентября 1948 года – именно тогда была зарегистрирована Honda Motor Company. Важным для компании стал 1949 год: именно тогда выпустили первый мотоцикл Honda Dream, а партнером Соичиро Хонды стал Такео Фуджисава. Он взял на себя финансовые вопросы и управление продажами тогда, как Хонда заведовал техническим направлением.
Болид Honda RA272 принес первую победу в Формуле-1
Новый тандем руководителей совершил невероятное – за 10 лет Honda стала крупнейшим производителем мотоциклов в мире: ежемесячно их продавали по 100 тысяч. Японскую продукцию признали и в Европе, и в США, а самой лучшей рекламой стали многочисленные гоночные победы. Предприятие также начало производство генераторов и лодочных моторов.
Купе Honda S800 1966 года
Долгое время в Honda Motor Company не решались перейти к производству автомобилей, хотя Соичиро Хонда очень хотел этого. Только когда компания стала на ноги, было решено приступить к созданию четырехколесной техники. Первенцем стал скромный грузовичок Honda T360, дебютировавший в августе 1963 года. Его 350-кубовый мотоциклетный мотор развивал приличные 30 л. с. и позволял достигать 100 км/ч. Интересно, что все автомобили окрашивали в голубой цвет.
Honda N360 1967 года
Практически сразу за Т360 появился элегантный кабриолет Honda S500. Компактный (3,3 м) двухместный автомобиль не только радовал глаз, но и был неплох в управлении, а его 500-кубовый 44-сильный мотор разгонял авто до 130 км/ч. Уже через год появилась 58-сильная версия Honda S600, а в 1966 году представили 70-сильную Honda S800, который был доступен и как стильное купе.
Honda Civic 1972 года принес успех на мировом рынке
Параллельно команда Honda заявила о себе в автогонках, причем сразу в Формуле-1. Болид Honda RA271 дебютировал на Гран при Германии 1964 года и удивил всех 1,5-литровым 230-сильным V12. Год спустя Ричи Гинтер на усовершенствованной Honda RA272 принес японской марке дебютную победу в Гран-при Мексики.
Honda Accord 1976 года
Вслед за имиджевыми и гоночными автомобилями пошли и массовые модели. Так, в 1967 году запустили в производство компактный Honda N360, а два года спустя появился и первый седан Honda 1300.
Honda Prelude 1978 года
Но по-настоящему знаковым стал хетчбэк Honda Civic, представленный в 1972 году. Именно эта 3,5-метровая модель сделала автомобили Honda по-настоящему известными. Ее двигатели соответствовали новейшим эко-стандартам и были экономичными, что оказалось как нельзя кстати во времена топливного кризиса. Малый вес (680 кг) и независимая подвеска всех колес обеспечивали отличную управляемость, а среди опций были кондиционер и полуавтоматическая трансмиссия.
Honda CRX, 1984 год
Вслед за Civic последовала еще одна знаковая модель – Accord. Хетчбэк и седан среднего класса также были неплохими в управлении и получили гидроусилитель руля. Особенно популярной Honda Accord стала в США, где она смогла составить конкуренцию огромным и «прожорливым» седанам с V8. В то время, как многие автопроизводители снижали объемы производства из-за кризиса, Honda наоборот выпускала все больше машин.
Honda Legend 1985 года в ряде стран продавали как Acura
В 1978 году у Accord появился двухдверный собрат – купе Honda Prelude. А пять лет спустя появилась компактная Honda CRX, до сих пор впечатляющая своей управляемостью. С тех пор Honda начали позиционировать, как недорогие автомобили для активных водителей с хорошо настроенным шасси.
Айртон Сенна на McLaren принес Honda три чемпионских титула
С 80-х объемы производства постепенно начали расти и японские заводы уже не справлялись со спросом. В 1982 году Honda первой из японских автопроизводителей открыла автомобильный завод США, а три года спустя заработало британское предприятие, поставляющее продукцию для европейского рынка. Кроме того, в 1986 году у Honda появилось премиальное подразделение Acura. Именно под этой маркой в Америке начали продавать седан Е-класса Honda Legend.
Honda Prelude 1989 года получил управляемые задние колеса
Именно в этот период автомобили Honda достигли наибольших успехов в автогонках. Японские 1,5-литровые турбомоторы на болидах Формулы-1 развивали до 1200 л. с. и помогли добыть пять чемпионских титулов подряд (1987-1991 гг.). Три из них выиграл легендарный Айртон Сенна.
Honda NSX 1990 года
Конец 80-х – еще и эпоха технологического прорыва японской автопромышленности. На волне экономического подъема инженеры не боялись экспериментировать и внедрять смелые решения. Так, массовый Accord получил выдвижные фары, Legend – турбину с изменяемой геометрией, а для Honda Prelude 1989 года предложили управляемые задние колеса. Особого упоминания заслуживает и фирменная система регулировки фаз газораспределения двигателя VTEC.
Honda CR-V 1995 года
Но вершиной технологической мысли тех лет стала, конечно же, Honda NSX 1990 года. Среднемоторное купе создавали при участии Айртона Сенны и это последняя модель, в разработке которой участвовал Соичиро Хонда. Монокок и кузовные панели автомобиля выполнили из алюминиевых сплавов, использован в конструкции и титан. Атмосферный 3,5-литровый V6 с VTEC развивал 270 л. с. и позволял разгоняться до 100 км/ч за 5,9 с и достигать 270 км/ч. Автомобиль получил ABS и первый в мире электроусилитель руля. До 2005 года выпустили свыше 18 тыс. машин.
Гибрид Honda Insight, 1999 год
Важной моделью стал Honda CR-V 1995 года. Первый автомобиль повышенной проходимости в истории марки стоял у истоков сегмента так называемых городских вседорожников, а сейчас является одним из самых продаваемых представителей этого класса в мире.
Honda S2000 1999 года
В 90-е также дебютировал первый мини-вэн Honda Odyssey, а Honda Civic и Accord этого периода уже считаются классикой. Особенно ценятся их заряженные версии Type-R. Заслуживает упоминания и кабриолет Honda S2000 1999 года с 2,0-литровой атмосферной «четверкой» мощностью 240 л. с. при высоких 8300 об/мин.
Honda FCX Clarity — первый в мире автомобиль с водородными топливными ячейками
Кстати, серийный гибрид Honda Insight также появился в 1999 году, а в 2010 году показали гибридное купе CR-Z – преемника CRX. Развивает Honda и электромобили, однако японцы пошли своим путем и поначалу вместо батарей использовали водородные топливные ячейки. Первым в мире серийным водородным авто стала Honda FCX Clarity 2008 года. Нынешняя Clarity второго поколения может быть как с такой установкой, так и с литий-ионными аккумуляторными батареями или заряжаемым гибридом.
Honda CR-Z 2010 года
Вообще, гибридов в линейке японской марки сейчас немало. Это и Accord, и CR-V, и даже новая Honda NSX. Возрожденное спорткупе получило 3,5-литровый турбированный V6 и сразу три электромотора суммарной мощностью 570 л. с.: оно разгоняется до 100 км/ч за 2,9 с и развивает 307 км/ч.
Honda NSX второго поколения — гибрид
Сейчас модельный ряд Honda широкий и разнообразный. Он включает как хорошо знакомые Civic, Accord, CR-V, так и большой вседорожник Pilot, и даже пикап Ridgeline. А на японском рынке по-прежнему продаются миниатюрные автомобили, ведущие родословную от Honda N360. Японская компания стабильно входит в десятку мировых автопроизводителей, остается на ведущих позициях в мостостроении и даже выпускает самолеты.
Honda Clarity 2017 года может быть и гибридом, и электромобилем