Honda FCX Clarity: первая водородная ласточка. Премьера 2008

Дебютант

Забота об экологии с каждым годом становится все более модной и более выгодной. Автомобили с большим уровнем вредных выбросов облагают новыми налогами, для них закрывают исторические центральные части крупных европейских городов – Лондона, Осло, Парижа, Рима. Приходится оставлять машины на стоянках и въезжать в центр на общественном транспорте. Цены на топливо продолжают расти с невероятной скоростью. Не менее быстро изменяются и экологические нормы – в сторону ужесточения, естественно.

Выходом из этой ситуации является приобретение гибридной модели или электромобиля. Продолжаются и разработки автомобилей с водородными двигателями. Однако сейчас ситуация вокруг них сродни замкнутому кругу. Компании не хотят открывать специализированные АЗС, пока такие автомобили не выпускаются серийно, а автопроизводители не могут начать выпуск таких моделей, покуда их негде заправить. Но на самом деле это лишь верхушка айсберга. Основная проблема – добыча топлива. Водород можно извлечь из природного газа, но в этом случае появляются вредные выбросы в атмосферу, и теряется главная привлекательность техники – экологическая чистота. Второй, более сложный способ – получение водорода путем электролиза из воды в топливных ячейках. При нем выделяется большое количество электроэнергии, которая приводит в движение электромотор. Таким образом, получается гибридная силовая установка нового типа. Как результат, возникает еще одна проблема, знакомая производителям электромобилей, – необходимость мощной аккумуляторной батареи для накопления энергии. Доступные соляные аккумуляторы – тяжелые и не обеспечивают большого запаса хода, а мощные литий-ионные – хоть и легче, но слишком дорогие.

Путь на конвейер автомобиля с двигателем на топливных ячейках оказался невероятно долгим. Первой ласточкой стал седан Honda FCX Clarity – плод более чем 15-летних разработок. Еще в 1999 году был представлен прототип, а в 2005-м  показали концептуальный вариант FCX, официально заявив о желании начать мелкосерийное производство автомобиля. Однако прошло три года, прежде чем первые FCX появились у дилеров. А чтобы решить проблему отсутствия водородных автозаправок, Honda создает свои станции.

 

 

Футуристический внешний вид Honda FCX Clarity дает понять, что перед нами особый автомобиль. При взгляде кажется, что он однообъемный. Поскольку электрический мотор седана компактнее, чем традиционный бензиновый, то передний свес укоротили, да и внутреннее пространство стало больше. А «нос» автомобиля пришлось усилить дополнительными ребрами жесткости для лучшей безопасности. Передняя часть FCX украшена хромированным молдингом, который издали сливается с узкими фарами. Задняя часть несколько приподнятая, и этому есть свое объяснение: там установлен весьма высокий бак с водородом. В результате получился клиновидный профиль. Чтобы при этом не ухудшалась видимость назад, заднее стекло сделали из двух частей – в крышке багажника расположена небольшая прозрачная полоса из поликарбоната. Под ней установлены широкие светодиодные задние фонари. В автомобиле использовали многие элементы платформы американской версии Honda Accord, но по размерам он немного меньше. Длина составляет 4760 мм, ширина – 1865 мм, а высота — 1445 мм. Учитывая тяжелую силовую установку, вес не так уж велик – 1622 кг. Такого результата добились, используя легкие сорта стали и алюминиевых сплавов.

 

 

Забота об окружающей среде чувствуется и в салоне. Его отделали особой экологически чистой тканью Bio Fabric. Она имеет свои преимущества: меньше нагревается на солнце и является более долговечной и износостойкой, чем традиционные ткань и кожа. Широкая центральная консоль отделана полированным алюминием, а сверху на ней установлен большой цветной дисплей. На приборной панели расположен большой электронный тахометр (с оригинальными датчиками расхода водорода и мощности двигателя внутри), над которым виднеется цифровой спидометр. Подсветка приборов светло-голубая, но она может становиться и ярко-оранжевой, если расход топлива завышен, или у батареи малый заряд. Автомобиль таким образом будто предупреждает своего хозяина и рекомендует ему более экономичную езду. Широкие и мягкие кресла водителя и переднего пассажира разделены очень высоким центральным тоннелем. Между ними в днище установлены вертикальные топливные ячейки. Сверху тоннель прикрывает пара подлокотников и оригинальные подстаканники. Еще два подстаканника расположены в раскладном заднем подлокотнике. Для пассажиров второго ряда предусмотрено немалое пространство для ног, да и голова не упирается в потолок. А вот объем багажника пришлось несколько ограничить из-за большого топливного бака – он равен 370 л.

 

 

Такого понятия как опции у седана нет, все оборудование значится в базовой комплектации. Она включает электростеклоподъемники, климат-контроль, подогрев и вентиляцию передних сидений, адаптивный круиз-контроль, Bluetooth, камеру заднего вида. Среди систем активной и пассивной безопасности – шесть надувных подушек, антиблокировочная система тормозов ABS, система стабилизации VSA и система контроля давления в шинах. Штатная магнитола оснащена CD-плеером и спутниковым радио. У навигационной системы есть особая функция – она показывает на карте все водородные заправки. Ведь их пока очень мало – 19 в США, 12 в Японии, и по несколько штук в странах Евросоюза.

За три года со времени дебюта концепта FCX Clarity его электродвигатель заметно модернизировали. Вес уменьшили на 40%, а мощность подняли на 70% – с 80 до 134 л. с. Как у всех автомобилей с электромотором, у седана максимальный крутящий момент (а это 261 Н·м) доступен сразу. Поэтому при разгоне водителя и пассажиров вдавливает в спинки сидений. В такой ситуации коробка передач, по сути, не нужна, она одноступенчатая. Спринт до 100 км/ч занимает 10 с, а максимальная скорость автомобиля – 160 км/ч. При этом двигатель работает практически бесшумно. После нажатия кнопки стартера его не слышно, и только светодиодные приборы указывают на то, что он работает. Доносится лишь легкое завывание вентилятора системы охлаждения аккумуляторной батареи и топливных ячеек.  В баке объемом 171 л в сжатом виде при давлении в 340 атмосфер хранится 4,1 кг водорода, и его хватает на 450 км пути. В городском цикле расход равен 3,7 л/100 км, в загородном – 3,0 л/100 км, а в смешанном – 3,3 л/100 км. Учитывая его стоимость, можно подсчитать, что затраты на топливо будут эквивалентными автомобилю, расходующему столько же бензина. Зато выхлоп абсолютно чистый, ведь он состоит из водяного пара.

 

 

Позаимствованная в Accord ходовая обеспечивает неплохую управляемость. Руль оснащен электроусилителем, поэтому он легкий и не острый – 3,3 оборота от упора до упора. Подвеска комфортная, хотя шины, с низким коэффициентом сопротивления качению, жестковатые. Honda неплохо чувствует себя на горных серпантинах и почти не кренится в повороте. Педаль тормоза очень чувствительная и требует привыкания, ведь автомобиль останавливается весьма резко. Энергия от торможения благодаря системе регенерации заряжает аккумуляторную батарею.

 

 

В переводе с английского слово Clarity означает «ясность». Название является пророческим в некотором смысле – FCX как бы проясняет будущее для подобных автомобилей и показывает, что они могут стать серийными моделями. Правда, пока они не столь массовые: до конца 2008 года выпустят всего около сотни седанов, еще сотню произведут в следующем году. Их не продают, а отдают в лизинг на три года за 600 долларов в месяц. То есть, получается, что стоимость автомобиля – 21 600 долларов. Эта сумма включает полное сервисное обслуживание и бесплатную замену износившихся аккумуляторов, которые нельзя назвать дешевыми. Пока преимущества Honda FCX Clarity смогут оценить только в Японии и одном американском штате – Калифорнии, который славится своими чрезвычайно жесткими экологическими нормами. Там уже нашлись первые поклонники автомобиля, среди которых – голливудские актеры Джимми Ли Кертис и Лора Харрис, поддерживающие движение против загрязнения окружающей среды. Немного позже автомобиль смогут приобрести в других штатах США и в Канаде. Доберется FCX и до Европы, однако доступен пока будет только в двух странах – Германии и Исландии.

Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 08' 2008

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *