За последние несколько месяцев сразу несколько компаний представили серийные летающие автомобили. Но это далеко не первые попытки создать подобную технику, ведь над этой технологией работают уже сто лет. Стремительное развитие автомобильной и авиационной техники началось приблизительно в одно время. Оба этих вида транспорта очень популярны, как в автомобилях, так и в самолетах применяются самые современные технологии.
Curtiss Autoplane 1917 года
Но что будет если объединить их в одно транспортное средство? Этим вопросом не раз задавались многие изобретатели, желавшие создать летающий автомобиль. Порой конструкции получались сложными и оригинальными. Впервые идею автомобиля, способного не только ездить, но и летать, озвучил известный американский авиаконструктор Гленн Кёртисс еще в 1917 году. И даже создал прототип Aerocar – обычный биплан с колесами от легковой машины. Однако его испытания закончились провалом. Впрочем, идея Кёртисса стала очень популярна, прежде всего в США и у него нашлись последователи. Первым успешным летающим автомобилем стал Autogiro Company of America AC-35, совершивший свой полет в 1936 году. Он представлял собой автожир (гибрид самолета и вертолета) со складывающимися лопастями винта. АС-35 был двухместным и имел небольшой багажник. Двигателя мощностью 90 л. с. хватало, чтобы развивать 120 км/ч в воздухе и 40 км/ч – на земле.
Autogiro Company of America AC-35 1936 года
В 1937 году также построили Waterman Aerobile – «бесхвостый» летательный аппарат со съемными крыльями и двигателем Studebaker, вращающим толкающий винт. Выпустили пять Aerobile, причем они доказали свою жизнеспособность, совершив перелет из Калифорнии в Огайо.
Waterman Aerobile 1937 года
По схожей схеме выполнили и Fulton FA-2 Airphibian, впервые взлетевший в 1946 году. С виду это был обычный самолет, но при надобности его хвост и крылья отсоединялись, а кабина с двигателем превращалась в автомобиль. Собрали четыре Airphibian. Более практичным оказались Convair Model 116 и Model 118 1946 года. По сути, это были обычные автомобили, к которым вручную крепился специальный модуль, состоявший из авиадвигателя с пропеллером, крыльев и хвостового оперения. А Taylor Aerocar 1949 года перевозил крылья на специальном прицепе. Aerocar с 5,2-литровой 143-сильной оппозитной «четверкой» развивал 190 км/ч в полете и 100 км/ч – на дороге. Поначалу планировали выпустить 500 таких автомобилей, но из-за финансовых проблем собрали лишь шесть.
У Fulton FA-2 Airphibian отсоединялись крылья и хвост
Опыты по созданию летающих автомобилей продолжались до середины 60-х годов. Эту идею всерьез изучали даже автогиганты вроде концерна Ford Motor Company. Однако, постепенно от нее начали отказываться в силу развития вертолетов. К тому же, в те времена техника была не самой надежной и ее отказ был чреват аварией. Падения даже небольшого летательного аппарата на переполненную людьми городскую улицу могло привести к трагическим последствиям.
Convair Model 116
Хотя в популярной культуре эта идея стала популярной. Например, в фильме о Джеймсе Бонде появилось некое подобие Convair Model 118. Ну и нельзя не вспомнить реактивный Citroen DS Фантомаса.
Convair Model 118
О старой идее активно заговорили на рубеже тысячелетий, когда очень актуальной стала проблема загруженности больших городов машинами. В наши дни многие конструкторы рассматривают летающий автомобиль, как средство борьбы с «пробками». Он сможет ездить по дорогам общего пользования и при надобности облетать заторы.
Летающий автомобиль засветился в фильмах о Джеймсе Бонде
В 2003 году появился первый прототип Moller M400 Skycar. Его создать Пол Моллер заявил, что это абсолютно новый вид летательного аппарата с вертикальными взлетом и посадкой. Четырехместный Skycar укомплектован четырьмя роторно-поршневыми двигателями мощностью по 180 л. с. Каждый из них приводит отдельный винт. Максимальная скорость полета составляет 530 км/ч. Благодаря использованию в конструкции композитных материалов, транспортное средство весит всего тонну. Еще одна особенность Skycar – полностью компьютеризированная система управления. Вместо руля у него два джойстика, которые механически не соединены ни с колесами, ни с рулями высоты и поворота. Первый полет Moller M400 Skycar должен был состояться в сентябре 2011 года, но по неизвестным причинам его отложили не неопределенное время.
Летающий Citroen DS Фантомаса
Гораздо проще конструкция у британского Parajet SkyCar, разработанного в 2009 году. Его основа – небольшой двухместный квадрацикл. Для полета нему крепятся параплан и воздушный винт. Бензиновый 1,0-литровый мотор мощностью 140 л. с. позаимствован у спортивного мотоцикла Yamaha R1. На земле SkyCar разгоняется до 100 км/ч за 4,2 с и развивает 225 км/ч, а в небе способен достичь 160 км/ч. Команда испытателей во главе с разработчиком преодолела на SkyCar Гибралтарский пролив, а также совершила комбинированный пробег-перелет из Африки в Великобританию. Первая партия летающих автомобилей уже находится в производстве, а цена новинки – 50 тыс. фунтов стерлингов (65 тыс. евро).
Более жизнеспособным проектом оказался американский Terrafugia Transition. Опытный Terrafugia Transition впервые взлетел в небо в 2009 году и на автошоу в Нью-Йорке даже показали серийную модель. Крылья двухместного летательного аппарата складываются с помощью электропривода за 30 секунд, а бензиновый 1,2-литровый оппозитный мотор мощностью 100 л. с. может вращать как колеса, так и толкающий воздушный винт. Максимальная скорость полета – 185 км/ч, а на дороге можно развить 110 км/ч. Кузов практически полностью изготовлен из карбона, поэтому Transition весит всего 650 кг. Расход топлива в смешанном цикле – 6,7 л/100 км. Салон рассчитан на водителя и пассажира, предусмотрен и небольшой багажник. Автомобиль оснащен двумя подушками безопасности, кондиционером, камерой заднего вида, за доплату предлагают автопилот. Огласили и стоимость Transition – 280 тыс. долларов, включающие 20-часовые летные курсы. Производство должно начаться в этом году.
Parajet SkyCar – сочетание квадрацикла и параплана
Судя по всему, 2017 год может стать по-настоящему переломным для летающих автомобилей. В Нидерландах уже запустили в производство PAL-V Liberty. Это двухместная капсула на трех колесах весом 664 кг. По дороге она передвигается с помощью 100-сильного бензинового двигателя, а для полета предусмотрены складывающийся вертолетный винт, толкающий пропеллер и отдельный мотор мощностью 200 л. с. PAL-V Liberty способен развить 160 км/ч на земле и 180 км/ч в воздухе. Он поднимается на 3500 м и может пролететь до 500 км. Купить летающий автомобиль можно по цене от 300 тыс. евро.
Terrafugia Transition
В Словакии уже в ближайшие месяцы обещают начать выпуск AeroMobil 3.0. Летающий автомобиль разрабатывали 10 лет. Двухместное купе достигает почти 6 м в длину, а крылья в сложенном состоянии прячутся на крыше. Двигатель у него один: оппозитная «четверка» может приводить в движение и ведущие колеса, и толкающий винт. Ее 100 л. с. хватает для езды со скоростью 160 км/ч и полета на 200 км/ч. На земле автомобиль управляется с помощью рулевого колеса, а в небе – с помощью складывающегося штурвала.
В создание летающей машины включился даже авиационный гигант Airbus, создавший вместе с Italdesign оригинальный концепт-кар Pop.Up. Он снабжен сменными модулями – автомобильной ходовой с колесами и четырьмя пропеллерами. Мало того, он приводится в движение электромоторами и снабжен автопилотом. Подробнее о нем – в этом же номере «Тест-Драйва».
AeroMobil 3.0
Именно развитие автопилота может дать толчок к популяризации летающих автомобилей. Ведь без него подобная техника будет ориентирована на узкий круг лиц, получивших и водительские права, и лицензию пилота. Хотя в общем идея летающего автомобиля заманчива: хочешь – едешь по дороге, хочешь – летишь по воздуху, не обращая внимания на пробки. Но она весьма сложна в исполнении, а потому подобные транспортные средства весьма дорогие и в ближайшее время не станут массовыми. Так что оживленное движение в небе и заторы на высоте пока не угрожают человечеству.
ItalDesign Pop.Up