Страницы истории Zagato: мастера эксклюзива

Наверное, не секрет, что итальянцев развито чувство прекрасного. Вот почему мастера с Аппенин уже не одно столетие удивляют мир шедеврами живописи, архитектуры, скульптуры, музыки. А в ХХ веке появилась новая сфера творчества – автомобильный дизайн. Именно итальянские стилисты по праву считаются лучшими в это отрасли. У каждого кузовного ателье есть свой неповторимый стиль. Так, Zagato всегда привлекали оригинальностью и смелыми решениями.

Уго Загато

Уго Загато

Основатель студии дизайна Уго Загато родился в 1890 году в городке Гавелло на северо-востоке Италии. В юном возрасте он потерял отца и был вынужден выехать на Заработки в Германию. Вернувшись домой, Уго поступил в школу дизайна и устроился на работу в небольшое кузовное ателье Varesina. Когда началась Первая мировая война и автопромышленность отошла на второй план, Загато устроился на туринское авиационное предприятие Pomilio.

Alfa Romeo RL Zagato 1925 года

Alfa Romeo RL Zagato 1925 года

Alfa Romeo 6C 1500 Mille Miglia Spider Speciale 1927 года

Alfa Romeo 6C 1500 Mille Miglia Spider Speciale 1927 года

Как только в Европе воцарился мир, Уго Загато пойти в самостоятельное плавание. В 1919 году он переехал в Милан и открыл кузовное ателье Carrozzeria Ugo Zagato & Co. Поначалу компания сконцентрировалась на разработке гоночных болидов. Опыт работы в авиации пришелся как раз кстати. Загато применил технологии создания фюзеляжа самолета при создании автомобильных кузовов, поэтому конструкции получались легкими и очень прочными.

Lancia Lambda Zagato Spider 1927 года

Lancia Lambda Zagato Spider 1927 года

Bugatti Type 43 Zagato, 1927 год

Bugatti Type 43 Zagato, 1927 год

Главным автомобильным предприятием Милана в то время, конечно же, считался Alfa Romeo. Молодой стилист быстро наладил связи с этим заводом и вскоре создал несколько кузовов для моделей G1 и RL. Они пришлись по душе руководству компании и в 1925 году главный конструктор Витторио Яно поручил создать дизайн для нового Alfa Romeo 6C 1500. Загато не подвел и спроектировал очень легкий двухместный кузов кабриолет. С 1,5-литровой рядной «шестеркой» мощностью 54 л. с. автомобиль развивал 130 км/ч. Уже в 1928 году Джузеппе Кампари выиграл на нем легендарную 1600-километровую гонку Mille Miglia. Год спустя он повторил свой успех за рулем более мощной 85-сильной версии 6С 1750.

Maserati Tipo V4 1930 года

Maserati Tipo V4 1930 года

Alfa Romeo 8C 2300 Spider Corsa 1933 года

Alfa Romeo 8C 2300 Spider Corsa 1933 года

В Zagato создали несколько разных кузовов для Alfa Romeo 6C, а затем взялись за работу и над более мощной моделью 8С 2300. Благодаря 155-сильной компрессорной «восьмерке» она достигала 170 км/ч и стала одним из самых быстрых серийных автомобилей своего времени. Один из таких кабриолетов помог Тацио Нуволари выиграть в 1933 году 24-часовую гонку в Ле-Мане.

Siata 750 Gran Sport 1937 года

Siata 750 Gran Sport 1937 года

Lancia Aprilia Sport Zagato, 1938 год

Lancia Aprilia Sport Zagato, 1938 год

Вслед за Alfa Romeo к Загато начали обращаться и другие автопроизводители. Так, в 1927 году ателье выпустило кабриолеты на шасси Lancia Lambda и Bugatti Type 43. Три года спустя представили уникальный кабриолет Maserati Tipo V4 с 4,0-литровым V16 мощностью 305 л. с., способный развить невероятные, по тем временам, 260 км/ч.

Fiat 500 Zagato Panoramica 1949 года

Fiat 500 Zagato Panoramica 1949 года

Maserati A6 1500 Coupe Panoramica 1949 года

Maserati A6 1500 Coupe Panoramica 1949 года

Работа на авиазаводе также позволила Уго Загато постичь азы аэродинамики. С 30-х годов он уделяет этому аспекту все больше внимания. Ателье удивило публику обтекаемыми Siata 750 Gran Sport и Lancia Aprilia Sport.

Fiat 8V Berlinetta Zagato, 1953год

Fiat 8V Berlinetta Zagato, 1953 год

Maserati A6G 2000 Coupe, 1954 год

Maserati A6G 2000 Coupe, 1954 год

С началом Второй мировой войны Уго Загато покинул Милан, а почти все цеха его ателье были разбомблены авиацией союзников. Пришлось начинать с нуля. Но уже в 1949 году Zagato порадовали сразу тремя купе Ferrari 166 MM, Fiat 500 C и Maserati A6 1500 серии Panoramica – с огромными панорамными окнами из плексигласа. Затем специалисты Zagato приняли участие в создании Alfa Romeo 159 – непобедимого болида, выигравшего чемпионат «Формула-1» в 1951 году.

Ferrari 250 GTZ 1956 года

Ferrari 250 GTZ 1956 года

Fiat Abarth 750 1958 года

Fiat Abarth 750 1958 года

Со временем дела компании наладились и в 50-х годах она порадовала целой россыпью интересных моделей. В большинстве своем это были купе класса Gran Turismo с обтекаемыми кузовами. Их визитной карточкой стала изогнутая крыша с двумя элегантными наплывами. Одним из них стал Fiat 8V: его аэродинамика была настолько продумана, что 105-сильного двигателя хватало для максимальных 190 км/ч. Именно на 8V сын Уго Загато, Элио выиграл в 1955 году престижную гонку на сверхскоростной берлинской трассе Avus. В схожем стиле выполнен дизайн знаменитого купе Maserati A6G 2000 и редкого Ferrari от Zagato – 250 GTZ.

Alfa Romeo Giulietta SZ 1960 года

Alfa Romeo Giulietta SZ 1960 года

Aston Martin DB4 GT Zagato 1961 года

Aston Martin DB4 GT Zagato 1961 года

Еще одной знаковой для Zagato моделью стал миниатюрный Abarth 750. Обтекаемое 3,5-метровое купе весом всего полтонны создали на шасси заднемоторного Fiat 600. Форсированный до 70 л. с. 850-кубовый моторчик позволял развить 190 км/ч. Abarth 750 Zagato отлично проявили себя в многочисленных гоночных сериях. Кстати, именно за эту модель Уго Загато получил престижную награду в сфере дизайна – Compasso d’Oro.

Lancia Flaminia Sport, 1962 год

Lancia Flaminia Sport, 1962 год

Alfa Romeo Giulia TZ2 1965 года

Alfa Romeo Giulia TZ2 1965 года

Не менее известным стал и Aston Martin DB4 GT Zagato. Всего выпущено лишь 20 этих элегантных купе. Оснастили их 3,7-литровой рядной «шестеркой» мощностью 315 л. с. Результат – 6,1 с до 100 км/ч и максимальные 245 км/ч. Сейчас DB4 GT Zagato Aston Martin стоит несколько миллионов долларов. Автомобиль настолько популярен, что четверть века спустя, в 1988 году, Aston Martin и Zagato выпустили еще четыре купе и продали их с аукциона.

Lancia Fulvia Sport 1965 года

Lancia Fulvia Sport 1965 года

Lamborghini 3500 GTZ, 1965 год

Lamborghini 3500 GTZ, 1965  год

Но все же чаще всего в Zagato работали с итальянскими марками. В 1961 году увидело мир элегантное купе Lancia Appia Sport, а год спустя представили его старшего брата Flaminia Sport. А наиболее тесным оставалось сотрудничество с Alfa Romeo. Элегантный Giulietta SZ завораживает чистотой форм. Совсем другой стиль у серии купе Giulia TZ – яркий и агрессивный. Его 1,6-литровый двигатель «разогнали» до 170 л. с., что дало возможность развить 245 км/ч.

Alfa Romeo Gran Sport Quattroruote 1965 года - копия модели 6С

Alfa Romeo Gran Sport Quattroruote 1965 года — копия модели 6С

Alfa Romeo GT Junior Z, 1969 год

Alfa Romeo GT Junior Z, 1968 год

В 1965 году Уго Загато вместе с Alfa Romeo решили вернуться к истокам. Стилист фактически воссоздал свое первое успешное творение – Alfa Romeo 6C. Правда, построили его на платформе модели Giulia, оснастили современной 1,6-литровой «четверкой» мощностью 90 л. с. Модель назвали Alfa Romeo Gran Sport Quattroruote и выпустили 92 таких кабриолета.

Ferrari 330 GTC Convertible 1974 года

Ferrari 330 GTC Convertible 1974 года

Zagato Zele, 1974 год

Zagato Zele, 1974 год

Параллельно с Gran Sport Quattroruote в Zagato разработали массовый Lancia Fulvia Sport и эксклюзивный Lamborghini 3500 GTZ. В 60-х студия дизайна расширила сферу деятельности и начала проектировать другие виды транспорта и даже военную технику.

Maserati Biturbo Spider 1984 года

Maserati Biturbo Spider 1984 года

Aston Martin V8 Vantage Zagato 1985 года

Aston Martin V8 Vantage Zagato 1985 года

В 1968 году Уго Загато не стало и семейный бизнес возглавили его сыновья Элио и Джанни. Под их началом внедрили новый фирменный стиль, в котором преобладали грани и углы. Его предвестником стал компактный Alfa Romeo GT Junior Z. Клиновидное купе нашло более 1500 покупателей. А вот Ferrari 330 GTC Convertible выпущен в единственном экземпляре.

Alfa Romeo SZ, 1989 год

Alfa Romeo SZ, 1989 год

Lancia Hyena 1992 года

Lancia Hyena 1992 года

Кроме того, уже в середине 70-х Zagato начали разработку электромобилей. Компактный 2,1-метровый Zele даже выпустили в количестве 500 единиц. Заряда его аккумуляторных батарей хватало для пробега на 80 км.

Ferrari FZ93 1993 года

Ferrari FZ93 1993 года

Lamborghini Raptor 1996 года

Lamborghini Raptor 1996 года

Впрочем, основные работы Zagato – все же спортивные модели. Так, в 1984 году представили Maserati Biturbo Spider с турбированным V6. За ним последовал Aston Martin V8 Vantage Zagato. Всего произведено только 50 таких купе и 37 кабриолетов, оснащенных 5,3-литровым 430-сильным V8 и способных достичь 300 км/ч.

Aston Martin DB7 Zagato, 2003 год

Aston Martin DB7 Zagato, 2003 год

Ferrari 575 GTZ 2006 года

Ferrari 575 GTZ 2006 года

Более массовым стали сногсшибательные Alfa Romeo SZ и RZ 1989 года – на предприятии Zagato собрали более 1300 этих машин. Двухместные купе и кабриолет кажутся вытесанными из куска скалы. Своими силами в Zagato освоили и выпуск Lancia Hyenna. Внешне он напоминал предка Fulvia Sport, но использовал шасси полноприводного хетчбэка Delta Integrale – звезды ралли тех лет. Также следует отметить оригинальные концепт-кары вроде Ferrari FZ93 и Lamborghini Raptor.

Bentley GTZ 2008 года

Bentley GTZ 2008 года

Maserati GS Zagato, 2007 год

Maserati GS Zagato, 2007 год

С конца 90-х Zagato начали возвращаться к истокам и снова практикует более изящный неоклассический стиль. Его черты заметны в эксклюзивных версиях Aston Martin DB7, Ferrari 575, Bentley Continental GT, Maserati GranSport. Была возрождена линейка Alfa Romeo TZ – в 2011 году представили броский TZ3 Stradale с 600-сильным V10 под капотом.

Alfa Romeo TZ3 2011 года

Alfa Romeo TZ3 2011 года

Aston Martin DBS Coupe Centennial 2013 года

Aston Martin DBS Coupe Centennial 2013 года

В наши дни ателье под обрело инвестора из Индии, но все равно пребывает под руководством Андреа Загато, внука основателя марки. Оно проектирует преимущественно эксклюзивные кузова для уже существующих моделей. В чертах Aston Martin DBS Coupe Centennial сразу узнается V8 Vantage Zagato, а преемником Lamborghini Raptor по праву считается купе 5-95. Новейшее творение итальянских дизайнеров – утонченный Aston Martin Vanquish Zagato с 600-сильным V12, который уже готовится к мелкосерийному производству. На такой эксклюзив всегда найдется покупатель, тем более что создавали его настоящие мастера.

Lamborghini 5-95, 2014 год

Lamborghini 5-95, 2014 год

Aston Martin Vanquish Zagato 2016 года

Aston Martin Vanquish Zagato 2016 года

Метки:
Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 07' 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *