Страницы истории автомобилей, которые стремятся в небо

За последние несколько месяцев сразу несколько компаний представили серийные летающие автомобили. Но это далеко не первые попытки создать подобную технику, ведь над этой технологией работают уже сто лет.  Стремительное развитие автомобильной и авиационной техники началось приблизительно в одно время. Оба этих вида транспорта очень популярны, как в автомобилях, так и в самолетах применяются самые современные технологии.

Curtiss Autoplane 1917 года

Curtiss Autoplane 1917 года

Но что будет если объединить их в одно транспортное средство? Этим вопросом не раз задавались многие изобретатели, желавшие создать летающий автомобиль. Порой конструкции получались сложными и оригинальными. Впервые идею автомобиля, способного не только ездить, но и летать, озвучил известный американский авиаконструктор Гленн Кёртисс еще в 1917 году. И даже создал прототип Aerocar – обычный биплан с колесами от легковой машины. Однако его испытания закончились провалом. Впрочем, идея Кёртисса стала очень популярна, прежде всего в США и у него нашлись последователи.  Первым успешным летающим автомобилем стал Autogiro Company of America AC-35, совершивший свой полет в 1936 году. Он представлял собой автожир (гибрид самолета и вертолета) со складывающимися лопастями винта. АС-35 был двухместным и имел небольшой багажник. Двигателя мощностью 90 л. с. хватало, чтобы развивать 120 км/ч в воздухе и 40 км/ч – на земле.

Autogiro Company of America AC-35 1936 года

Autogiro Company of America AC-35 1936 года

В 1937 году также построили Waterman Aerobile – «бесхвостый» летательный аппарат со съемными крыльями и двигателем Studebaker, вращающим толкающий винт. Выпустили пять Aerobile, причем они доказали свою жизнеспособность, совершив перелет из Калифорнии в Огайо.

Waterman Aerobile 1937 года

Waterman Aerobile 1937 года

По схожей схеме выполнили и Fulton FA-2 Airphibian, впервые взлетевший в 1946 году. С виду это был обычный самолет, но при надобности его хвост и крылья отсоединялись, а кабина с двигателем превращалась в автомобиль. Собрали четыре Airphibian. Более практичным оказались Convair Model 116 и Model 118 1946 года. По сути, это были обычные автомобили, к которым вручную крепился специальный модуль, состоявший из авиадвигателя с пропеллером, крыльев и хвостового оперения. А Taylor Aerocar 1949 года перевозил крылья на специальном прицепе. Aerocar с 5,2-литровой 143-сильной оппозитной «четверкой» развивал 190 км/ч в полете и 100 км/ч – на дороге. Поначалу планировали выпустить 500 таких автомобилей, но из-за финансовых проблем собрали лишь шесть.

Fulton FA-2 Airphibian

У Fulton FA-2 Airphibian отсоединялись крылья и хвост

Опыты по созданию летающих автомобилей продолжались до середины 60-х годов. Эту идею всерьез изучали даже автогиганты вроде концерна Ford Motor Company. Однако, постепенно от нее начали отказываться в силу развития вертолетов. К тому же, в те времена техника была не самой надежной и ее отказ был чреват аварией. Падения даже небольшого летательного аппарата на переполненную людьми городскую улицу могло привести к трагическим последствиям.

Convair Model 116

Convair Model 116

Хотя в популярной культуре эта идея стала популярной. Например, в фильме о Джеймсе Бонде появилось некое подобие Convair Model 118. Ну и нельзя не вспомнить реактивный Citroen DS Фантомаса.

Convair Model 118

Convair Model 118

О старой идее активно заговорили на рубеже тысячелетий, когда очень актуальной стала проблема загруженности больших городов машинами. В наши дни многие конструкторы рассматривают летающий автомобиль, как средство борьбы с «пробками». Он сможет ездить по дорогам общего пользования и при надобности облетать заторы.

Летающий автомобиль засветился в фильмах о Джеймсе Бонде

Летающий автомобиль засветился в фильмах о Джеймсе Бонде

В 2003 году появился первый прототип Moller M400 Skycar. Его создать Пол Моллер заявил, что это абсолютно новый вид летательного аппарата с вертикальными взлетом и посадкой. Четырехместный Skycar укомплектован четырьмя роторно-поршневыми двигателями мощностью по 180 л. с. Каждый из них приводит отдельный винт. Максимальная скорость полета составляет 530 км/ч. Благодаря использованию в конструкции композитных материалов, транспортное средство весит всего тонну. Еще одна особенность Skycar – полностью компьютеризированная система управления. Вместо руля у него два джойстика, которые механически не соединены ни с колесами, ни с рулями высоты и поворота. Первый полет Moller M400 Skycar должен был состояться в сентябре 2011 года, но по неизвестным причинам его отложили не неопределенное время.

Летающий Citroen DS Фантомаса

Летающий Citroen DS Фантомаса

Гораздо проще конструкция у британского Parajet SkyCar, разработанного в 2009 году. Его основа – небольшой двухместный квадрацикл. Для полета нему крепятся параплан и воздушный винт. Бензиновый 1,0-литровый мотор мощностью 140 л. с. позаимствован у спортивного мотоцикла Yamaha R1. На земле SkyCar разгоняется до 100 км/ч за 4,2 с и развивает 225 км/ч, а в небе способен достичь 160 км/ч. Команда испытателей во главе с разработчиком преодолела на SkyCar Гибралтарский пролив, а также совершила комбинированный пробег-перелет из Африки в Великобританию. Первая партия летающих автомобилей уже находится в производстве, а цена новинки – 50 тыс. фунтов стерлингов (65 тыс. евро).

Moller M400 Skycar

Более жизнеспособным проектом оказался американский Terrafugia Transition. Опытный Terrafugia Transition впервые взлетел в небо в 2009 году и на автошоу в Нью-Йорке даже показали серийную модель. Крылья двухместного летательного аппарата складываются с помощью электропривода за 30 секунд, а бензиновый 1,2-литровый оппозитный мотор мощностью 100 л. с. может вращать как колеса, так и толкающий воздушный винт. Максимальная скорость полета – 185 км/ч, а на дороге можно развить 110 км/ч. Кузов практически полностью изготовлен из карбона, поэтому Transition весит всего 650 кг. Расход топлива в смешанном цикле – 6,7 л/100 км. Салон рассчитан на водителя и пассажира, предусмотрен и небольшой багажник. Автомобиль оснащен двумя подушками безопасности, кондиционером, камерой заднего вида, за доплату предлагают автопилот. Огласили и стоимость Transition – 280 тыс. долларов, включающие 20-часовые летные курсы. Производство должно начаться в этом году.

Parajet SkyCar – сочетание квадрацикла и параплана

Parajet SkyCar – сочетание квадрацикла и параплана

Судя по всему, 2017 год может стать по-настоящему переломным для летающих автомобилей. В Нидерландах уже запустили в производство PAL-V Liberty. Это двухместная капсула на трех колесах весом 664 кг. По дороге она передвигается с помощью 100-сильного бензинового двигателя, а для полета предусмотрены складывающийся вертолетный винт, толкающий пропеллер и отдельный мотор мощностью 200 л. с. PAL-V Liberty способен развить 160 км/ч на земле и 180 км/ч в воздухе. Он поднимается на 3500 м и может пролететь до 500 км. Купить летающий автомобиль можно по цене от 300 тыс. евро.

Terrafugia Transition

Terrafugia Transition

В Словакии уже в ближайшие месяцы обещают начать выпуск AeroMobil 3.0. Летающий автомобиль разрабатывали 10 лет. Двухместное купе достигает почти 6 м в длину, а крылья в сложенном состоянии прячутся на крыше. Двигатель у него один: оппозитная «четверка» может приводить в движение и ведущие колеса, и толкающий винт. Ее 100 л. с. хватает для езды со скоростью 160 км/ч и полета на 200 км/ч. На земле автомобиль управляется с помощью рулевого колеса, а в небе – с помощью складывающегося штурвала.

PAL-V Liberty - гибрид автомобиля и вертолета

В создание летающей машины включился даже авиационный гигант Airbus, создавший вместе с Italdesign оригинальный концепт-кар Pop.Up. Он снабжен сменными модулями – автомобильной ходовой с колесами и четырьмя пропеллерами. Мало того, он приводится в движение электромоторами и снабжен автопилотом. Подробнее о нем – в этом же номере «Тест-Драйва».

AeroMobil 3.0

AeroMobil 3.0

Именно развитие автопилота может дать толчок к популяризации летающих автомобилей. Ведь без него подобная техника будет ориентирована на узкий круг лиц, получивших и водительские права, и лицензию пилота. Хотя в общем идея летающего автомобиля заманчива: хочешь – едешь по дороге, хочешь – летишь по воздуху, не обращая внимания на пробки. Но она весьма сложна в исполнении, а потому подобные транспортные средства весьма дорогие и в ближайшее время не станут массовыми. Так что оживленное движение в небе и заторы на высоте пока не угрожают человечеству.

ItalDesign Pop.Up

ItalDesign Pop.Up

Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 03' 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *