В этом году свое 120-летие празднует один из старейших автопроизводителей в мире – Renault. Французская компания стояла у истоков автомобильной отрасли и за свою долгую историю видела как взлеты, так и падения. Сегодня Renault – один из крупнейших европейских автопроизводителей.
Луи Рено за рулем своего первенца Voiturette
Основателями предприятия являются трое братьев Рено, но главную роль сыграл младший из них – Луи. С юных лет он увлекался механикой и инженерией, заинтересовало его и новое изобретение – автомобиль. Когда в гараже семьи Рено появился моторизированный экипаж марки De Dion Bouton, Луи взялся изучить его.
Renault Voiturette 1898 года
Молодой конструктор заметил, что в De Dion Bouton (как и во всех авто тех лет) был цепной привод. Такая конструкция была ненадежной и малоэффективной. Луи Рено взялся разработать альтернативу ей и вскоре запатентовал первый автомобильный карданный вал.
Renault AG 1905 года
Новым изобретением Луи оснастил первую модель собственной конструкции – Voiturette 1898 года. С французского название переводится как «автомобильчик». Действительно, машина была миниатюрной – 1,9 м в длину и массой в 200 кг. Приводил ее в движение 275-кубовый двигатель De Dion на 1,75 л. с.
Renault AK 90 CV 1906 года — победитель первого в истории Гран-при
Тем не менее, Voiturette очень громко заявил о себе 24 декабря 1898 года, когда смог выехать на самый верх парижской улицы Лепик, которая славится своим 13-градусным подъемом. Гораздо более мощные машины с цепным приводом не могли выбраться на гору. Мало того, Луи Рено взял с собой пассажира.
Renault AX 1908 года
В тот же день первый Voiturette приобрел друг семьи Рено, а Луи собрал еще 12 заказов на автомобиль. К тому же, многие автопроизводители заинтересовались изобретением Луи Рено и начали покупать права на использование карданного вала. На вырученные средства было решено основать собственную автокомпанию и 25 февраля 1899 года официально зарегистрировали Société Renault Frères (компания «Братья Рено»).
Renault Type CB 1912 года
Братья Луи, Марсель и Фернан взяли на себя финансовые вопросы, ведь они неплохо проявили себя на этом поприще, работая на текстильном предприятии отца. До конца 1899 года на Voiturette поступил 71 заказ. Появилась и усовершествованная версия модели со складывающееся крышей, а в 1900 году представили четырехместный вариант и легкий грузовик Renault Type C.
Полноприводной грузовик Renault, 1916 год
Для популяризации серийных моделей братья Рено активно участвуют на своих авто в соревнованиях – за 1899 год выиграны ралли Париж-Турвиль, Париж-Остенд и Париж-Рамбуйе, а в 1901 году покорилась международная гонка Париж-Берлин.
Илья Муромец Игоря Сикорского оснащен двигателями Renault
Год спустя Марсель Рено триумфовал в марафоне Париж-Вена со средней скоростью 62,5 км/ч. Причем, впервые его болид оснастили двигателем собственной конструкции – 3,4-литровой 24-сильной «четверкой». Вскоре она (а также 14-сильный двухцилиндровый мотор) появилась на серийных моделях.
Танк Renault FT 1917 года
Трагическая гибель Марселя Рено в ралли Париж-Мадрид 1903 года заставила Луи и Фернана отказаться от карьеры гонщиков. Тем не менее, спортивные модели продолжали проектировать и в 1906 году Ференс Сис Renault AK 90 CV выиграл первую в мире гонку Гран-при. Он был оснащен огромной 8,5-литровой «четверкой» на 90 л. с.
Renault 40 CV 1925 года
Важной моделью для марки стал 1,2-литровый Renault AG 1905 года. Власти Парижа закупили 250 таких автомобилей для службы такси, а затем такие же таксомоторы Renault появились в Берлине, Лондоне и даже Нью-Йорке. К слову, мало кто знает, что в начале ХХ века французские автомобили неплохо покупались в США.
Renault NN 1927 года
Объемы производства росли: за 1908 год выпустили 3575 автомобилей. Поспособствовал этому более массовый Renault AX с 1,0-литровым двигателем на 7 л. с. Его предложили с несколькими вариантами кузовов. Хотя были и представительские модели вроде 35-сильного лимузина СВ. К слову, у Renault сформировался собственный стиль с изогнутым капотом без решетки радиатора.
Renault Nervastella 1929 года
Вскоре Фернан Рено отошел от дел по состоянию здоровья и Луи стал единоличным руководителем предприятия. Компания постепенно расширяла сферы деятельности. В частности, начали выпускать автобусы, а в 1911 году представили первый полноприводной грузовик. С началом Первой мировой наладили производство военной продукции – в том числе и танков Renault FT. Удачными оказались авиамоторы французской марки: их даже устанавливали на крупнейший самолет тех лет – построенный в Киеве бомбардировщик «Илья Муромец» Игоря Сикорского.
Renault Nervasort выиграл ралли Монте-Карло в 1935 году
Кстати, не все знают, что в 1914 году именно автомобили Renault спасли Париж во время битвы на Марне. Немецкие войска вплотную подошли к столице Франции, а подкрепления нечем было перебросить. И тогда генерал Гальени решил использовать те самые такси Renault AG. За день 600 автомобилей перебросили 6000 солдат со всей амуницией на расстояние в 50 км. С тех пор Renault AG называют «Марнским такси». За заслуги Луи Рено получил орден Почетного легиона.
Renault Juvaquatre 1937 года
В послевоенные годы Рено пришлось перестраивать производство. Появился конвейер, на гусеничном шасси танков начали выпускать тракторы и трехосные грузовики, показавшие свои способности в автопробеге через пустыню Сахара.
Renault 4CV 1946 года
Появился и новый флагман в легковой линейке – огромный Renault 40 CV с гигантской 9,1-литровой «шестеркой» мощностью 140 л. с. Один из автомобилей выделили президенту Франции, а другой – в 1925 году принес первую победу в ралли Монте-Карло. Кстати, именно на 40 CV дебютировала знаменитая эмблема в виде ромба, символизирующего бриллиант.
Renault Dauphine 1956 года
Правда, стоил Renault 40 CV от 4600 долларов, то есть на уровне Cadillac и Rolls-Royce. Большинство моделей марки оставались недешевыми, а на рынке появились массовые Ford T и Citroen Type C. Для конкуренции с ними создали доступные четырехцилиндровые Renault NN и MT.
Renault Caravelle, 1959 год
В Renault мало пострадали от Великой депрессии и в 30-е годы модельный ряд стал особенно широким. Он включал свыше десятка различных моделей с двигателями на четыре, шесть и восемь цилиндров. Самыми доступными были компактные Renault Celtaquatre и Juvaquatre с несущим кузовом и независимой подвеской, а на вершине расположились 5,5-метровый Renault Nervastella с 5,4-литровой рядной «восьмеркой» мощностью 115 л. с. Его укороченный спортивный вариант Nervasport в 1935 году победил в ралли Монте-Карло.
Renault 4 1961 года
Вторая мировая война застала Луи Рено в США, а когда он вернулся домой, Франция уже капитулировала. Предпринимателю удалось договориться с марионеточным правительством Виши, что его заводы не будут выпускать военную технику, однако ему пришлось поставлять грузовики для немецкой армии. Тем не менее, Рено всячески выступал за сохранение производства, ведь в этом случае удалось спасти рабочих от вывоза на принудительные работы в Германию.
Renault 16 1965 года — первый в мире хетчбэк
Однако союзники и французское сопротивление не поняли благих намерений Луи Рено и в 1944 году после освобождения Франции его арестовали. Его здоровье уже было подорвано, а в тюрьме промышленнику стало хуже. Рено перевели в больницу, но спасти его не удалось.
Renault 12, 1969 год
После смерти Луи Рено французские власти решили национализировать предприятие и в корне изменили его стратегию. Упор было решено сделать на недорогие массовые автомобили, ведь жители послевоенной Франции не были зажиточными. К тому же, новые налоги на автомобили привязали к мощности двигателя.
Renault-Alpine A442B выиграл в 1978 году 24-часовую гонку в Ле-Мане
Уже в 1946 году на конвейер вернули Renault Juvaquatre, а год спустя началось производство Renault 4CV, который тайком разрабатывали во время оккупации как конкурента Volkswagen Beetle. Заднемоторный 3,7-метровый автомобиль с 750-кубовой 17-сильной «четверкой» стал настоящим спасителем марки. До 1960 года выпустили свыше 1,1 млн. машин.
Renault — пионеры турбонаддува в Формуле-1
Довольно успешным оказался и седан Renault Dauphine 1956 года. Его 27-сильный двигатель также установили сзади. Более мощная 36-сильная версия в 1958 году неожиданно выиграла ралли Монте-Карло. На его базе создали двухместный спортивный кабриолет Caravelle. Появилась и представительская флагманская модель Fregate с 2,0-литровым мощностью 57 л. с. и опционной автоматической трансмиссией.
Renault 5 Turbo 1980 года
Настоящим символом надежности стал Renault 4, который выпускали с 1961 по 1992 год в 16 странах мира. Пятидверная переднеприводная модель показала себя вместительной и неприхотливой, что позволило ей разойтись тиражом в 8 миллионов единиц. На выбор предлагали двигатели мощностью от 22 до 32 л. с.
Renault 20 Turbo 4×4 — победитель ралли Париж-Дакар
Удачным оказался и заднемоторный седан Renault 8 с литровым 43-сильным двигателем, представленный в 1962 году. Именно с этой модели началась марка Dacia, ведь ее начали выпускать в Румынии по лицензии. Кроме того, Renault 8 запомнился неплохой заряженной версией Gordini мощностью 100 л. с. К слову, полноценные спортивные модели на агрегатах Renault выпускали под отдельной маркой Alpine.
Renault Espace 1984 года — первый в мире мини-вэн
Французские дизайнеры под руководством Гастона Жуше развили идею Renault 4 в модели 16, ставшей первым в мире хетчбэком. К тому же, он получил редкий на то время передний привод. Практичная модель среднего класса очень полюбилась покупателям и за 15 лет выпустили почти 2 млн. машин. Интересную идею быстро позаимствовали другие автопроизводители и с 70-х переднеприводные хетчбэки быстро заполнили европейский рынок.
Renault 19 1989 года
Не менее успешным оказался Renault 12, выпускавшийся во Франции, Румынии и Турции. Новые массовые модели позволили радикально увеличить объемы производства. Так, в 1970 году предприятия впервые выпустили свыше миллиона машин. Предприятия Renault открылись в Канаде, Австралии, Аргентине, а в США наладили сотрудничество с American Motors Corporation и даже помогли им разработать первый Jeep Cherokee. За 20 лет (1955-1975) объемы производства марки выросли в шесть раз.
Renault Twingo 1992 года
В 1972 году на конвейер встал еще один хетчбэк – компактный 3,5-метровый Renault 5. Он быстро стал самым продаваемым автомобилем во Франции, а до 1986 года собрали 5,5 млн. автомобилей. Гораздо более редким был заряженный вариант Renault 5 Turbo – менее 5000 хетчбэков. Автомобиль не только получил 1,4-литровый 160-сильный турбодвигатель, но и стал среднемоторным. Разгон до 100 км/ч занимал 7 с, а максимальная скорость составила 200 км/ч. В 1981 году Renault 5 Turbo принес французской марке еще одну победу в ралли Монте-Карло.
Renault Laguna 1993 года
Вообще, рубеж 70-80-х годов обозначился для Renault громкими гоночными триумфами. В 1978 году Жан-Пьер Жассо и Дидье Пирони на Renault-Alpine A442B выиграли легендарную 24-часовую гонку в Ле-Мане. Не менее знаменитый марафон Париж-Дакар покорился в 1982 году Клоду и Бернару Маро на полноприводном Renault 20 Turbo. В Формуле-1 же команда Renault стала одним из пионеров внедрения турбонаддува и в 1979 году добыла первую победу в Гран-при.
Renault Sport Spider, 1995 год
В 1984 году Renault удивили автомобильную общественность еще одним кузовом – представили первый в мире мини-вэн Espace. Семиместный автомобиль впечатлял однообъемным дизайном, а его кузов выполнили из стеклопластика. Наряду с бензиновыми двигателями объемом 2,0 и 2,2 л предложили и 2,1-литровый дизель. Вообще, в то время двигатели на тяжелом топливе начали стремительно набирать в популярности и постепенно начали появляться на моделях Renault.
Renault Megane 1995 года
В 80-х автомобили Renault были очень массовыми. Компактный Renault 9 и его преемник 19, а также семейный Renault 21 продавались миллионами. Однако государственное управление показало себя неэффективным и компания начала нести убытки. Правительство начало готовить ее к приватизации, а особенно этот процесс ускорился после убийства радикальными коммунистами директора Renault Жоржа Бесе.
Renault Avantime 2001 года
С 1996 года Renault – акционерное общество, исполнительным вице-президентом которого назначили талантливого менеджера Карлоса Гона. Под его руководством компания преобразилась и ее финансовое состоянии значительно улучшилось. Особенно успешным стал миниатюрный Renault Twingo, нашедший 2,4 млн. покупателей. Постепенно компания вернулась от цифровых обозначений к названиям моделей. На смену Renault 19 пришел Megane, Renault 5 стал Clio, а Renault 21 – Laguna. Вместе с тем, для ценителей активной езды выпустили двухместный кабриолет Renault Sport Spider.
Renault Vel Satis, 2001 год
Также именно в 90-е Renault достигли наибольших успехов в автоспорте. Болиды с французскими двигателями в этот период добыли 5 чемпионских титулов и 6 Кубков конструкторов. На них побеждали такие ассы, как Ален Прост, Найджел Мэнсэлл, Михаэль Шумахер, Дэмон Хилл и Жак Вильнёв.
Фернандо Алонсо принес команде Renault два чемпионских титула
Важной датой в истории компании стало 27 марта 1999 года – именно тогда был сформирован альянс Renault-Nissan, а Карлос Гон стал его руководителем. Сотрудничество пошло на пользу обеим автогигантам, ведь автомобили стали использовать общие платформы и двигатели, а инженеры стали обмениваться передовыми технологиями. Так, первый вседорожник марки Renault Koleos делит архитектуру с Nissan X-Trail.
Renault Koleos 2007 года
Карлос Гон не боялся экспериментировать. Так, в начале третьего тысячелетия в линейке марки появились авангардные Renault Avantime и Vel Satis с однообъемным дизайном. Представили даже купе-кабриолет Wind, а в 2012 году запустили в производство сразу два электромобиля – хетчбэк Renault Zoe и оригинальный двухместный Twizzy.
Электромобиль Renault Twizzy 2012 года
Продолжились и успехи в автоспорте: Фернандо Алонсо принес команде Renault два чемпионства в Формуле-1 подряд. В модельном ряду появились заряженные Renault Megane RS и Clio RS.
Renault Clio RS 2013 года
За 2017 год выпущено 3,76 млн. автомобилей Renault . Компания активно развивает передовые технологии, а в последние годы возродили и марку Alpine. Но при этом огромное внимание в Renault уделяют недорогим моделям для развивающихся стран.
Renault Zoe — самый популярный электромобиль в ЕС