Страницы истории Alpine: рожденные на горных серпантинах

У нас марка Renault более известна, как производитель компактных городских моделей и семейных автомобилей. Но есть в ее истории и немало громких побед в автоспорте. Конечно, прежде всего, на ум приходят чемпионские титулы Фернандо Алонсо в «Формуле-1» за рулем болида Renault. Но знатоки вспомнят и о целой плеяде моделей Alpine-Renault, которые не только триумфовали в соревнованиях, но и выпускались серийно. В этом году Alpine празднует свое 60-летие.

LogoAlpine А106 1955 года - первенец маркиAlpine А106 1955 года — первенец марки

История Alpine началась в послевоенной Франции. В то время очень популярными были горные гонки. На извилистых серпантинах главную роль играли не мощность двигателя и динамика, а хорошо настроенное шасси и класс водителя. Одним из гонщиков-энтузиастов был молодой Жан Редле. Сын дилера Renault из города Дьепп, он соревновался на доступном Renault 4CV и даже занял в 1952 году первые места в своем классе в Кубке Альп и престижной итальянской гонке Mille Miglia. Но вскоре Жан понял, что возможности 4CV исчерпаны и решил создать на его основе спортивный автомобиль.

Элегантный Alpine А108 – работа итальянского стилиста Джованни МикелоттиЭлегантный Alpine А108 – работа итальянского стилиста Джованни Микелотти

Кабриолет Alpine A108, за рулем - Жан-Поль БельмондоКабриолет Alpine A108, за рулем — Жан-Поль Бельмондо

Талантливого гонщика поддержали в Renault и предоставили ему необходимое оборудование и запчасти. Редле решил, что его творение останется заднемоторным, как и 4CV, но поднял мощность 750-кубовой «четверки» с 21 до 30 л. с. Парижские дизайнеры братья Шаппе создали изящный двухдверный кузов из стекловолокна, поэтому компактное купе длиной 3,7 м весило всего 540 кг.

Alpine А110 1961 годаAlpine А110 1961 года

К трубчатой раме А110 крепились стеклопластиковые кузовные панелиК трубчатой раме А110 крепились стеклопластиковые кузовные панели

Новинку представили в сентябре 1955 года. Жан Редле решил назвать ее Alpine A106 в честь своего триумфа в Кубке Альп. А уже через несколько месяцев купе принесло своему создателю победу в классе в Mille Miglia. С 1957 года с помощью Renault удалось наладить мелкосерийное производство А106. Покупателям предложили несколько вариантов по мощности (38 и 43 л. с.), разработали и полностью новую 5-ступенчатую механическую коробку переключения передач. Купе было способно достичь 155 км/ч. До 1961 года собрали около 650 автомобилей, среди которых – несколько оригинальных кабриолетов.

Спортпрототип Alpine A210 1966 годаСпортпрототип Alpine A210, 1966 год

Bulgarpine GT4 1968 года - болгарский собрат AlpineBulgarpine GT4 1968 года — болгарский собрат Alpine

В 1956 году появился седан Renault Dauphine и Ределе взялся за создания новой модели на его платформе. Два года спустя представили элегантный Alpine А108 с кузовом от итальянского дизайнера Джованни Микелотти. Он был столь же легким, как и предшественник, а более мощный 0,9-литровый 53-сильный мотор позволял ему разгоняться до 170 км/ч. В 1962 году купе выиграло гонку Tour de France. Но модель оказалась не слишком популярной в Европе. Зато она очень пришлась по душе бразильцам, поэтому производство перенесли в эту южноамериканскую страну и выпустили там свыше 800 А108 под названием Willys Interlagos. Мелкими сериями собирали и кабриолеты, один из которых презентовал известный актер Жан-Поль Бельмондо.

Alpine A110 1969 года

Alpine A110 1969 года

Alpine А110 дважды (в 1971 и 1973 годах) выигрывал ралли Монте-КарлоAlpine А110 дважды (в 1971 и 1973 годах) выигрывал ралли Монте-Карло

В Alpine взялись доработать А108, используя детали более современного Renault R8 – так в 1961 году появился новый А110. Его колесную базу увеличили на 170 мм (до 2270 мм), а длина возросла до 4050 мм. Дизайн стал солиднее: широкое и низкое купе казалось распластанным по земле. Начальная версия получила двигатель мощностью 48 л. с., но за доплату предлагали и 1,3-литровую 100-сильную «четверку», позволявшую разгоняться до 100 км/ч за 9 с и достигать 200 км/ч. Малый вес (600-700 кг), независимая подвеска всех колес и дисковые тормоза способствовали отличной управляемости, несмотря на заднемоторную компоновку. Это очень быстро оценили раллийные гонщики и стали все чаще отдавать предпочтение А110. Специально для них купе оснастили 1,6-литровым 138-сильным мотором. Результат – 6 с до 100 км/ч и максимальные 220 км/ч. В 1971 и 1973 годах Alpine принесли Renault победы в чемпионате мира по ралли и первые места в престижном ралли Монте-Карло. Интересно, что производство A110 также наладили в Испании, а слегка видоизмененное купе выпускали даже социалистической Болгарии под названием Bulgarpine.

Alpine А310, 1971 годAlpine А310, 1971 год

Alpine A110 и A310 некоторое время выпускали параллельноAlpine A110 и A310 некоторое время выпускали параллельно

А110 не снимали с конвейера вплоть до 1977 года и количество произведенных машин превысило 10 000. Но параллельно с ним начался выпуск и более совершенного купе А310. С предшественником его роднили общая платформа и расположение двигателя в заднем свесе. Автомобиль отличался свежим, по тем временам, граненным дизайном с заостренным «носом». Он стал более комфортабельным: в салоне установили обшитые кожей спортивные сиденья и электростеклоподъемники. Масса, конечно, возросла до 940 кг, но и двигатели стали мощнее. Даже с базовой 1,6-литровой «четверкой» мощностью 125 л. с. А310 развивал 200 км/ч, а за доплату предлагали 2,7-литровый 150-сильный V6. С ним разгон до 100 км/ч занимал 7,5 с, а максимальная скорость достигала 220 км/ч. Позже появилась и 190-сильная модификация GT. Новая модель стала самой успешной в истории Alpine, ведь за 13 лет удалось изготовить 11500 единиц. В 1977 году А310 выиграл чемпионат Франции по ралли.

Renault 5 Alpine 1976 годаRenault 5 Alpine 1976 года

Alpine А442 выиграл 24-часовую гонку в Ле-Мане в 1978 годуAlpine А442 выиграл 24-часовую гонку в Ле-Мане в 1978 году

 Наряду с собственными автомобилями специалисты Alpine помогали дорабатывать модели Renault. Одними лишь горными соревнованиями и ралли интересы Жана Редле не ограничивались и еще с начала 60-х годов в Alpine начали строить спортпрототипы для гонок на выносливость. Первенцем стал обтекаемый А210, появившийся в 1966 году. Поскольку возможности создавать моторы большого рабочего объема не было, то конструкторы Renault взялись за развитие новой технологии – турбонаддува. И неплохо продвинулись в этой сфере, хотя поначалу турбомоторы не отличались надежностью. Довольно быстро их довели до ума и в 1978 году Alpine A442 сотворил сенсацию – выиграл знаменитую 24-часовую гонку в Ле-Мане, где ранее господствовали Ferrari и Porsche. С 2,0 л удалось «снять» целых 500 л. с., что давало возможность развивать 350 км/ч.

Alpine A310 GT, 1985 год

Alpine A310 GT, 1985 год

Alpine GTA 1985 годаAlpine GTA 1985 года

Вскоре турбонаддув появился и на серийном Alpine GTA 1985 года. Это купе являло собой глубокую модернизацию А310. Ему значительно улучшили аэродинамику – коэффициент лобового сопротивления снизили до 0,28. В качестве опций стали доступны центральный замок, гидроусилитель руля и кондиционер. Турбированный 2,5-литровый V6 мощностью 200 л. с. позволял разгоняться до 100 км/ч за 7 с при максимальной скорости 250 км/ч. При этом расход топлива оказался довольно умеренным – 12,8 л/100 км в городском цикле. Предлагали и более доступную 160-сильную атмосферную версию, но она оказалась менее популярной – 1500 машин против 4660 автомобилей с турбонаддувом.

Alpine GTA получил 2,5-литровый турбомоторAlpine GTA получил 2,5-литровый турбомотор

Alpine A610 1991 годаAlpine A610 1991 года

В 1991 году представили новый Alpine A610. Купе отличалось модными выдвижными фарами, его оснастили климат-контролем и антиблокировочной системой тормозов ABS. Рабочий объем V6 с турбонаддувом увеличили до 3,0 л, а мощность – до 250 л. с. Автомобиль демонстрировал неплохую динамику: 6 с до 100 км/ч и максимальные 265 км/ч. Однако, А610 оказался менее популярным, нежели предшественники, ведь конструкция Alpine радикально не менялась с 60-х годов. До 1995 года удалось продать лишь 800 автомобилей. Новую модель решили не разрабатывать и на этом история Alpine закончилась. На заводе в Дьеппе начали выпуск кабриолетов Renault Sport Spider.

Концепт-кар Renault Alpine A110-50Концепт-кар Renault Alpine A110-50

Alpine A450 в 2013 и 2014 годах выигрывал чемпионат Европы среди спортпрототиповAlpine A450 в 2013 и 2014 годах выигрывал чемпионат Европы среди спортпрототипов

Впрочем, накопленный Жаном Редле и его коллегами опыт до сих пор полезен для Renault. Пусть великий конструктор уже не с нами, его предприятие в Дьеппе продолжает работать – сейчас там собирают заряженные версии хетчбэков Clio и Megane. Тем временем, в последние годы Renault всерьез взялись за возрождение Alpine. Сначала в 2012 году, к юбилею легендарного А110, представили концепт-кар Renault Alpine A110-50, а затем на гоночные трассы вышел спортпрототип А450. Он оказался весьма успешным – дважды выигрывал чемпионат Европы в 2013-2014 годах. Уже подтверждено, что вскоре появится и серийное среднемоторное купе, а каким оно будет, нам дает понять его прототип Renault-Alpine Celebration.

Renault-Alpine Celebration Concept предваряет будущую серийную модельRenault-Alpine Celebration Concept предваряет будущую серийную модель

Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 09' 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *