Итальянская земля – колыбель многих ярких автомобилей, которые можно назвать произведением искусства. Но все-таки одна марка своими успехами легко затмевает всех своих земляков. Это, конечно, Ferrari. В этом году компания из Маранелло празднует свое 70-летие.
Энцо Феррари прошел путь от гонщика до основателя Ferrari
Основатель компании Энцо Феррари начинал как гонщик и после Первой мировой войны попал в команду Alfa Romeo. Выступал Энцо довольно неплохо (15 побед в 47 гонках), а затем создал свою собственную команду Scuderia Ferrari. Получив техническую поддержку Alfa Romeo, его болиды не знали равных. За их рулем выступали ассы тех времен – Тацио Нуволари, Луи Широн, Ахилл Варци. За особые заслуги Феррари наградили орденом и титулом Коммендаторе (командор). С тех пор подчиненные именно так называли своего шефа.
Логотип Ferrari ранее принадлежал летчику-ассу
Уже в 30-е Феррари начал создавать собственные автомобили. В 1935 году он сконструировал уникальный двухмоторный болид Bimotore. Две «восьмерки» в сумме развивали мощность 540 л. с., что позволило Нуволари развить на обычном шоссе скорость 322 км/ч. Но все-таки это был Alfa Romeo, пусть на его капоте уже красовался гарцующий жеребец. Кстати, история этого герба очень интересная. В 1923 году после победы Феррари в Гран-при Равенны к нему подошла мать погибшего в Первой мировой войне летчика-асса Франческо Барракки. Она была восхищена мужеством гонщика и предложила ему взять семейный герб, который красовался на истребителе ее сына – черного жеребца. Энцо согласился, но заменил белый фон герба на желтый – цвет родного города Модена.
Двухмоторный Alfa Romeo Bimotore — первое творение Энцо Феррари
В 1939 году у руководства Alfa Romeo возник конфликт с Феррари: он ушел и создал свою собственную компанию ААС. До войны Энцо успел построить первую модель Tipo 815. Автомобиль участвовал в гонке Mille Miglia 1940 года и даже шел вторым, но не доехал до финиша. Дальнейшему развитию ААС воспрепятствовала война, ведь все мастерские были уничтожены в одной из бомбежек.
AAC Tipo 815 1940 года
Пришлось начинать все с начала. В 1947 году в городке Маранелло Энцо основал компанию Ferrari. Первая модель 125 S дебютировала 11 мая на гонке в Пьяченце, а через две недели одержала первую победу. Для своего времени 125 S оказался высокотехнологичным, ведь получил 1,5-литровый двигатель V12 с двумя распредвалами в головке блока цилиндров. Его 118 л. с. хватало для скорости 170 км/ч.
Ferrari 125 S 1947 года — первенец марки
Затем последовала двухлитровая модель 166, по-настоящему прославившая команду из Маранелло. В 1948-1949 годах она дважды побеждала в самых престижных гонках того времени – Mille Miglia и Targa Florio. Кроме того, в 1949 году Ferrari 166 выиграл 24-часовую гонку в Ле-Мане. Управляли красным родстером британский лорд Сельдсон и близкий друг Энцо Феррари. Луиджи Чинетти.
Ferrari 166 побеждал в Ле-Мане и Mille Miglia
Через два года Ferrari опять стал автором сенсации. В английском Сильверстоуне аргентинец Фройлан Гонсалез на болиде 375 одержал первую победу в Формуле-1. Причем победил он не кого-небудь, а Alfa Romeo 158/159, которая до этого не знала поражений и выиграла все Гран-при, в которых принимала участие. А уже в 1952-1953 годах Альберто Аскари за рулем Ferrari 500 стал двукратным чемпионом Формулы-1. Затем последовали чемпионские титулы Хуана-Мануэля Фанхио в 1956 году, Майка Хоторна в 1958 году, Фила Хилла в 1961 году и Джона Сертиза в 1964 г.
Ferrari 375 принес первую победу в Формуле-1
Параллельно началось и производство дорожных моделей. Правда, поначалу выпускали их практически поштучно и они мало чем отличались от гоночных автомобилей. Не удивительно, что их часто покупали гонщики и после незначительных изменений участвовали в соревнованиях. С 1952 года Ferrari начали завоевывать рынок США со специальной моделью 340 America c 4-литровым 220-сильным V12. Развивать дилерскую сеть за океаном взялся Луиджи Чинетти, который эмигрировал и стал американским «concessionaire» (советником и личным представителем семьи Феррари).
Ferrari 340 America 1952 года
Первой массовой (по меркам Ferrari) стала модель 250: с 1953 по 1964 год произвели около 2500 таких автомобилей. Новый V12 объемом 3,0 л для Ferrari 250 разработал инженер Джоакино Коломбо, в различных вариантах двигатель развивал от 230 до 300 л. с.
Ferrari 250 GTO — самый дорогой автомобиль всех времен
Самой известной версией этой модели стала 250 GTO 1962 года – трехкратный победитель кузовного чемпионата GT и лидер в Ле-Мане в своем классе. Наиболее мощный 300-сильный вариант V12 позволял развить скорость 280 км/ч. Сейчас 250 GTO – самый дорогой автомобиль всех времен, ведь одно из всего 36 выпущенных купе продали за 52 млн. долларов!
Ferrari 250 Testa Rossa, 1957 год
Не менее удачным стал и трехкратный победитель Ле-Мана Ferrari 250 Testa Rossa (1958, 1960 и 1961 гг.). А когда появились среднемоторные гончоные модели, инженеры Ferrari попросту переместили двигатель 250-ой в базу, подняли объем до 3,2 л, а мощность – до 320 л. с. Получился 250 LM – практически серийная модель, которая в 1964 году в Ле-Мане победила гораздо более мощные спортпрототипы.
Ferrari 250 LM 1964 года
Шасси и двигатель Ferrari 250 оказалось универсальным – оно одинаково подходили и для гоночных автомобилей, и для дорожных моделей. Кузова для нее изготовляли ателье Zagato, Bertone и, конечно же, Pininfarina. Именно тогда между Ferrari и Pininfarina началось партнерство, которое длится до сих пор. Так, технику GTO с дефорсированным до 250 л. с. мотором «одели» в элегантный кузов от Pininfarina и получился один из самых красивых Ferrari – 250 GT Lusso. 250-ю модель покупали особы голубых кровей вроде бельгийской принцессы или иранского шаха, актер Стив МакКуин и певец Боб Дилан. Вскоре на смену пришел усовершенствованный 3,3-литровый Ferrari 275.
Ferrari 275 GTB 1964 года
В 60-х одним из главных конкурентов Ferrari на гоночных трассах стал Ford. Но Shelby Cobra вчистую проиграла 250 GTO и американцы попробовали купить итальянскую фирму. Энцо Феррари отказался продавать свое детище, как только узнал, что его лишат всех полномочий. Обиженный президент Ford Ли Яккока бросил бешенные средства на разработку модели GT40, которая таки победила красные болиды. А Энцо все же пришлось продать компанию. Ведь прибыль от мелкосерийных дорожных автомобилей была небольшой. Коммендаторе в 1966 году решил перейти «под крыло» земляков из Fiat при условии, что он останется во главе Ferrari.
Трехместный Ferrari 365 P Speciale 1966 года
В ознаменование слияния президенту Fiat Джанни Аньели подарили невероятный Ferrari 365 P Speciale. Среднемоторное купе со стеклянной крышей построили на базе гоночной модели, от нее же достался и 4,4-литровый 380-сильный V12. Автомобиль получился трехместным: водитель сидел по центру, а два пассажира – по бокам. Тридцать лет спустя такую компоновку повторили на знаменитом McLaren F1. Всего выпустили лишь два купе Ferrari 365 P Speciale. Второй автомобиль стал подарком от Энцо старому другу Луиджи Чинетти.
Ferrari 365 GTB/4 Daytona 1968 года
В середине 60-х годов рядом с Маранелло, в городке Санта-Агата, появился новый конкурент Ferrari – Lamborghini. Модель Miura 1966 года поразила всех причудливым стилем и расположенным поперечно по центру V12 мощностью 350 л. с. В Ferrari через два года ответили моделью 365 GT/4 Daytona. Никаких революций: сдержанный дизайн, двигатель спереди. Но при одинаковой с Miura мощности Ferrari оказалась легче в управлении и быстрее (280 км/ч против 275). Daytona долго держала титул самого скоростного серийного автомобиля в мире, что не могло не сказаться на объемах продаж. Выпустили их 1350 штук, что почти вдвое больше, чем Lamborghini Miura.
Ferrari Dino 246 GTB 1969 года
В партнерстве с Fiat спроектировали более доступную и массовую модель – конкурента Porsche 911. У этого автомобиля было свое особое имя – Dino. Так Энцо Феррари почтил память сына Дино, который скончался от тяжелой болезни. «Недорогой» Ferrari 246 Dino получил не V12, а 2,4-литровый V6 на 195 л. с. Его хватало, чтобы разгонять купе до «сотни» за 7,1 с и достигать 245 км/ч. А неповторимый дизайн Pininfarina сразу сделал его очень популярным – за шесть лет продали более четырех тысяч Ferrari 246. Это последняя модель из Маранелло в классическом стиле, поэтому сейчас она очень ценится.
Ferrari 308 GTB 1975 года
Смерть сына стала ударом для Коммендаторе. Он замкнулся в себе, стал реже посещать автогонки, а в 1971 году отошел от управления компанией. Но Энцо Феррари оставался ее почетным президентом и его слово всегда было законом для подчиненных.
Ferrari 512 Berlinetta Boxer
Инвестиции Fiat пошли на пользу Ferrari. На смену Dino 246 в 1975 году пришла массовая модель 308, выпущенная в количестве 12 тыс. единиц. А 365 GT/4 Daytona заменило среднемоторное купе Ferrari Berlinetta Boxer. У него также был 12-цилиндровый двигатель, но оппозитный. Затем последовала новая Ferrari Testarossa. А для конкуренции с роскошными купе Jaguar и Porsche появилась туристическая модель 400 со строгим дизайном и автоматической трансмиссией.
Ferrari 288 GTO — первый серийный автомобиль, достигший 300 км/ч
Тем временем продолжались успехи в автоспорте. В 1975, 1977 и 1979 годах Ники Лауда и Джоди Шектер принесли чемпионские титулы в Формуле-1. В начале 80-х в Маранелло даже начали разработку раллийной модели 288 GTO. Но изменения в регламенте чемпионата по ралли не позволили уже готовому автомобилю принять участие в соревнованиях. Выход из ситуации нашли очень быстро – в 1984 году 288 GTO запустили в серийное производство. Благодаря 400-сильному турбодвигателю купе стало первым в мире дорожным автомобилем, способным развить 300 км/ч.
Ferrari F40 1987 года — последний проект Энцо Феррари
Ferrari 288 GTO стала основой для еще одной важной модели — F40, подготовленного в 1987 году к 40-летию марки. Он стал лебединой песней Энцо Феррари. Комендаторе умер в 1988 году, но еще успел застать успех F40. Автомобиль стал культовым на рубеже 80-90-х годов. Им восхищались, и было за что. Судите сами: двойной турбонаддув, 478 л. с., 3,7 с до 100 км/ч и максимальная скорость 324 км/ч. Несмотря на неимоверную цену в полмиллиона долларов продали 1300 F40.
Ferrari Enzo 2002 года
Рубеж тысячелетий обозначился для Ferrari победоносной ходой Михаэля Шумахера, а новый президент Лука ди Монтеземоло улучшил финансовое состояние компании. В Маранелло взяли шефство над Maserati и, по сути, возродили эту компанию. Появились новые сногсшибательные модели – 550 Maranello, 360 Modena, Enzo, FXX.
Михаэль Шумахер выиграл на Ferrari 5 чемпионских титулов
Сейчас итальянская компания достигла невиданных объемов производства – 7-8 тыс. машин в год. Вместе с тем, возродили практику создания эксклюзивных авто по индивидуальным заказам вроде Ferrari P4/5 Pininfarina или SP275 RW Competizione.
Эксклюзивный Ferrari P4-5 2006 года
Новые технологии также не чужды марке. В линейке даже появились 963-сильный гибрид LaFerrari и первое полноприводное купе Ferrari FF. Ходят слухи и о вседорожнике. В общем, разменяв девятый десяток, детище Энцо Феррари чувствует себя как никогда хорошо и мы можем ожидать немало интересных новинок.