Страницы истории Ferrari Dino: в память о сыне

Большинство известных нам Ferrari – скоростные гоночные болиды либо дорогие и мощные спортивные автомобили. Впрочем, в 50-х-70-х годах прошлого века фирма начала собирать более компактные, легкие и доступные автомобили. Это «семейство» стало известно, как Ferrari Dino.

alfredo-dino-ferrar

Альфредо «Дино» Феррари

Название Dino возникло не зря. Именно так основатель и многолетний президент Ferrari, Энцо Феррари, называл своего сына Альфредо. Парень с юных лет пошел по стопам отца – увлекался автомобилями и гонками, а вскоре начал помогать в семейном бизнесе. В 1955 году Альфредо начал разработку полностью нового компактного двигателя V6. Однако, довести начатое до конца не сумел: год спустя умер от редкой болезни – мышечной дистрофии. Даже будучи прикованным к постели, Дино продолжал работы над мотором.

ferrari-166-f2

Первый Ferrari 156 Dino, 1957 год

Энцо тяжело переживал семейную трагедию, но все же решил завершить дело сына. В память о нем, новый двигатель и все оснащенные им модели было решено назвать Dino. Первый Ferrari 156 Dino с 1,5-литровым 180-сильным V6 дебютировал в 1957 году в «Формуле-2» и вскоре одержал первую победу. Год спустя создали и 2,4-литровую версию 246 Dino мощностью 275 л. с. для «Формулы-1». Она принесла Майклу Хоторну чемпионский титул.

ferrari_246_dino_2

Чемпионский Ferrari 246 Dino 1958 года

Ferrari196S

Ferrari 196 S Dino 1959 года

Поскольку «шестерка» доказала свою конкурентоспособность, разные ее версии начали устанавливать и на спортпрототипы Ferrari. Так, в 1959 году появился 196 S Dino c 2,0-литровым 200-сильным двигателем, а год спустя – и 2,4-литровый 240-сильный 246 S Dino. Автомобили весили всего 680 кг, поэтому мощности было более, чем достаточно. Улучшить управляемость были призваны независимая подвеска и дисковые тормоза всех колес. В своем классе они не знали равных.

246s

Ferrari 246 S Dino 1959 года

156f1

Филл Хилл стал чемпионом мира в 1961 году на Ferrari 156 F1

Начало 60-х годов ознаменовало революцию в автоспорте: все чаще и чаще начали побеждать среднемоторные модели. В Ferrari поддержали эту тенденцию и выпустили болид 156 F1 с 1,5-литровым мотором Dino мощностью 200 л. с. В «Формуле-1» он не оставил ни одного шанса конкурентам: одержал в 1961 году 5 побед в 8 гонках. Результат – чемпионство Фила Хилла, второе место Вольфганга фон Триппса и Кубок Конструкторов для команды из Маранелло.

246sp

Среднемоторный Ferrari Dino 246 SP 1961 года

166p

Ferrari Dino 166 P 1965 года

Вскоре последовали и среднемоторные Dino 196 SP и 246 SP. А в 1965 году V6 установили на спортпрототипы нового поколения. Сначала показали обтекаемое купе Dino 166 P. Компактный автомобиль весом всего 586 кг оснастили 1,6-литровым 175-сильным V6. Затем последовал более мощный 206 S с 2,0-литровым мотором, развивавшим 220 л. с. при высоких 9000 об/мин. Купе достигало 260 км/ч. Dino 206 S отлично показал себя в Гран-при Германии на автодроме Нюрбургринг и гонке Targa Florio. В обоих соревнованиях он прорвался на второе место в борьбе с гораздо более мощными конкурентами.

206 sp

Ferrari Dino 206 S 1966 года

206s

Ferrari Dino 206 S Competizione от Pininfarina, 1966 год

Один из Dino 206 S по заказу клиента превратили в дорожный автомобиль. В кузовном ателье Pininfarina для него создали элегантный кузов. И тогда у Энцо Феррари родилась идея – создать серийный Ferrari Dino 206 GT. Это было смелое решение, ведь в то время мало кто выпускал среднемоторные модели. Для Dino 206 GT гоночный двигатель дефорсировали до 180 л. с. ради увеличения моторесурса. Разработку дизайна снова поручили давним партнерам из Pininfarina и стилисты не подвели. Их работа по праву считается одним из шедевров дизайна своего времени. Купе привлекало утонченными изгибами и изящными линиями кузова. Конечно, масса выросла до 900 кг, но динамика все равно была очень хорошей – 8 с до 100 км/ч и максимальные 235 км/ч. К тому же, автомобиль поражал отточенной управляемостью.

206gt

Серийный Ferrari Dino 206 GT 1967 года

autowp.ru_ferrari_dino_246_gt

Ferrari Dino 246 GT 1969 года

В 1969 году увидел мир усовершенствованный вариант Dino 246 GT. Объем двигателя увеличили до 2,4 л, а мощность – до 195 л. с. Максимальная скорость достигла 245 км/ч. Кроме того, купе сделали комфортнее – добавили электростеклоподъемники и кожаную отделку салона. А возросшая колесная база поспособствовала увеличению внутреннего пространства. С 1972 года стал доступен и вариант 246 GTS со съемной крышей. Поскольку Dino стоил примерно в полтора раза дешевле остальных Ferrari (14 500 долларов), то оказался самой массовой моделью своего времени. До 1974 года выпустили около 4 000 автомобилей всех модификаций.

ferrari_dino_246_gts

Ferrari Dino 246 GTS 1972 года

В 60-х годах марка Ferrari  вошла в состав концерна Fiat. Руководство Fiat планировало создать собственную спортивную модель и обратилось за помощью к Энцо Феррари. Тот предоставил им двигатели V6. Их и установили на новый Fiat Dino. Выпустили два варианта модели, радикально отличающиеся друг от друга по дизайну. Элегантный кабриолет разработали специалисты кузовного ателье Pininfarina, а более солидное купе – в Bertone. Интересно, что версии с 2,0-литровыми 180-сильными моторами собирали на предприятии Fiat, а, 2,4-литровые 195-сильные – в Ferrari, вместе с Dino 246 GT.

fiat_dino_coupe

Fiat Dino Coupe, 1967 год

fiat_dino_spider_1

Fiat Dino Spider 1967 года

Еще одной моделью концерна Fiat с 2,4-литровым двигателем Dino стал Lancia Stratos. Агрессивное купе, спроектированное дизайнером Марчелло Гандини не было массовым (выпустили 500 единиц), но завоевало себе славу благодаря трем чемпионским титулам в раллийной серии WRC.

Lancia Stratos

Lancia Stratos 1973 года также использовал V6 Dino

ferrari_dino_308_gt4

Ferrari Dino 308 GT4 1973 года

Последним Ferrari, несущим название Dino, стала модель GT4 1973 года. Она не просто была среднемоторной, двигатель разместили поперечно. Хотя это был V8, в основе его лежал проверенный V6 – грубо говоря, ему добавили два цилиндра. Базовый Dino 208 GT4 был оснащен 2,0-литровой 180-сильной «восьмеркой», а 308 GT4 – 3,0-литровой 255-сильной. Более мощный вариант разгонялся до 100 км/ч за 6,7 с и развивал 255 км/ч. В Bertone создали для него клиновидный кузов с выдвижными фарами. Салон стал четырехместным, а в списке опций появились центральный замок и кондиционер. Dino GT4 выпускали до 1980 года и собрали около 2800 купе.

ferrari_f40

В основе двигателя легендарного Ferrari F40 также лежит мотор Dino

ferrari_360

Эволюция двигателей Dino завершилась на Ferrari 360 Modena 2000 года

Развитие линейки Dino на этом закончилось, но сам двигатель еще долго служил Ferrari. Его архитектура оказалась настолько удачной, что именно на основе этого V6 были созданы V8 для легендарных Ferrari 288 GTO и F40 и даже V12 для моделей F50 и 550 Maranello. Последним автомобилем, использующим элементы мотора Dino стал 360 Modena 2000 года. Кстати, по дизайну он очень напоминает Dino 206 GT.

Метки: ,
Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 04' 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *