Tesla – такое себе воплощение американской мечты в автомобильной сфере. Далеко не каждый может с нуля создать успешную компанию по производству автомобилей и за несколько лет выйти на показатель в 50 тыс. выпущенных машин в год. А в Tesla смогли и продолжают расширяться. Кузнецом успеха стал электромобиль Tesla Model S, но не менее удачно стартовал на рынке и первый электрический вседорожник Tesla Model X.
Новый электромобиль Tesla Model X – близкий родственник хетчбэка Model S. Собственно, у двух моделей общая платформа. Правда, вседорожник все же ощутимо крупнее – 5037 мм в длину, 2070 мм в ширину и 1684 мм в высоту при такой же колесной базе в 2965 мм. Да и тяжелее он – целых 2438 кг. Зато аэродинамика отличная: у Tesla рекордный коэффициент лобового сопротивления в классе – 0,24.
С виду Tesla Model X напоминает Model S на стероидах. У него такая же передняя часть с узким воздухозаборником и продолговатыми светодиодными фарами. Но крыша более изогнута, а задняя часть приподнята. Стандартными являются 20-дюймовые легкосплавные диски, а 22-дюймовые предложены за доплату. Предусмотрен и выдвижной спойлер. Отдельного упоминания заслуживают задние двери типа «крыло чайки». Они поднимаются вверх с помощью электропривода, что удобно в тесных местах, и оснащены сенсорами, чтобы случайно не ударить пассажиров. Но открытие и закрытие происходит слишком медленно. К слову, передние двери также могут быть дополнены электроприводом и сами открываются при приближении водителя с ключом в кармане.
Салон декорирован кожей уже в базовой версии, можно заказать и карбоновые вставки. Педали дополнены металлическими накладками. Трехспицевое рулевое колесо с плоским ободом снизу знакомо по Tesla Model S, у него же позаимствовали и экран приборной панели. Его графика понятна и отлично читается.
Центральная панель повернута к водителю, а большую ее часть занимает громадный сенсорный дисплей с диагональю 17 дюймов. Он контролирует огромное количество функций, включая климат-контроль, аудиосистему, электропривод дверей. Предусмотрено и голосовое управление. Кстати, на карте спутниковой навигации отмечены фирменные станции зарядки электромобилей Tesla Supercharger. В салоне сразу 6 подстаканников и немало отделений для мелкой поклажи, включая немаленький бокс в центральной консоли.
Как рулевая колонка, так и сиденья оснащены электроприводом регулировок с памятью на настройки уже в базовой версии. Сами кресла мягче, чем в хетчбэке Tesla и обладают неплохой боковой поддержкой. Они оснащены подогревом, как и обод руля. Особого упоминания заслуживает панорамное лобовое стекло, растянутое на крышу. Посадка в Tesla Model X довольно высокая, но обзор назад ограничен из-за приподнятой «кормы».
Конфигурацию второго ряда можно выбирать – два или три индивидуальных кресла. В обоих случаях предусмотрена горизонтальная регулировка и подогрев. Места для ног и над головой более, чем достаточно. К тому же, нажатием кнопки сиденья можно сдвинуть вперед, чтобы облегчить доступ на третий ряд. Здесь, кстати, тоже могут разместиться взрослые пассажиры.
Даже в семиместной конфигурации на месте в распоряжении 368-литровый багажник. Но сложив сиденья, можно увеличить го объем до 2180 л. А еще не стоит забывать о 198-литровом переднем отсеке для поклажи. Конечно же, пятая дверь также получила электропривод.
Все Tesla Model X получили систему доступа без ключа, электропакет, раздельный климат-контроль 240-ваттную аудиосистему, датчики света и дождя, связь Bluetooth, Wi-Fi, камера заднего вида, адаптивный круиз-контроль с функцией автоматического замедления. Установлены целых 12 подушек безопасности, системы стабилизации и контроля давления в шинах, технологии мониторинга «слепых» зон, соблюдения полосы движения и распознавания дорожных знаков. При желании можно заказать камеры кругового обзора, парковочный автопилот, систему полуавтономного движения, 560-ваттную аудиосистему. Особое предложение – специальные фильтры салона, защищающие от радиации и бактериологического оружия.
Базовые версии 60D и 75D оснащены электромотором мощностью 328 л. с. У 90D – два 259-сильных двигателя, по одному на ось. Наконец, у флагманского P90D передний электромотор также развивает 259 л. с., а вот задний выдает 503 л. с. Правда, суммировать мощность не получится в виду ограничений по силе тока батареи. В обычном состоянии она составляет 464 л. с., но опционный спортивный режим Ludicrous обеспечивает 532 л. с. Этого более, чем достаточно, особенно учитывая тот факт, что уже с первых оборотов в распоряжении гигантские 966 Н∙м крутящего момента. Тут уж без помощи при старте Launch control никак не обойтись. Характеристики Tesla Model X – на уровне гораздо более дорогих спорткупе, это самый быстрый серийный вседорожник. Разгон до 100 км/ч занимает 3,2 с, а с 50 до 80 км/ч – всего 1,3 с. Еще более впечатляет тот факт, что набор скорости происходит фактически в полной тишине. Ограничитель срабатывает при 250 км/ч. А еще электромобиль может буксировать 2,3-тонный прицеп.
Цифровые обозначения в названиях версий указывают на емкость батареи. В базовом варианте она равна 60 кВт∙ч, что позволяет проехать 354 км без подзарядки. У Model X P90D с его 90 кВт∙ч дальность хода – 465 км. А уже скоро начнутся продажи новой версии с батареей на 100 кВт∙ч с пробегом в 540 км. При нынешних украинских тарифах на электричество стоимость 100 км составляет примерно 20-25 гривен. Полная зарядка от бытовой электросети займет около 10 часов, хотя с помощью специального зарядного устройства это время можно сократить вдвое.
От Tesla Model X не стоит ожидать выдающихся способностей на бездорожье. Хотя у него есть система помощи на крутом спуске, а опционная пневмоподвеска позволяет изменять клиренс в пределах 137-211 мм.
Поскольку аккумуляторы расположены в днище, то центр тяжести у вседорожника непривычно низкий. А это способствует хорошей управляемости и малым кренам в поворотах. Сцепление с дорогой также отличное. Правда руль совсем неинформативный и слишком легкий. Также нужно учитывать, что в базовой версии подвеска довольно упругая, да и низкопрофильная резина дает о себе знать. С пневмоподвеской электромобиль Tesla гораздо комфортнее. Также следует отметить хорошую шумоизоляцию. В салоне тихо не только из-за электромотора – аэродинамические шумы также не дают о себе знать.
Если отпустить педаль акселератора, то срабатывает система регенеративного торможения и Tesla Model X начинает активно сбрасывать скорость. Но все же для более резкого замедления необходимо нажать на тормоз. Кстати, для остановки со 100 км/ч понадобится 32,3 м.
Tesla Model X показывает, что и вседорожник вполне может быть электромобилем. Стоимость модели в США начинается с отметки в 81 200 долларов, а скоростной P90D обойдется в 135 тыс. То есть, он не дороже заряженных BMX X6 M и Porsche Cayenne Turbo S, но быстрее их.
Технические характеристики Tesla Model X P90D |
|
Тип кузова |
универсал |
Количество дверей/мест, шт. |
5/7 |
Снаряженная масса, кг |
2438 |
Длина/ширина/высота, мм |
5037/2070/1684 |
Колесная база, мм |
2965 |
Колея передняя/задняя, мм |
1661/1700 |
Клиренс (дорожный просвет), мм |
137-211 |
Объем багажника, л |
198/2180 |
Диаметр разворота, м |
11,3 |
Двигатель | |
Тип |
Электрический |
Расположение | спереди, поперечно и в базе, продольно |
Макс. мощность, л. с. при об/мин |
259+502 |
Макс. крутящий момент, Н·м при об/мин |
966 при 1-8600 |
Трансмиссия |
|
Тип привода |
Постоянный полный |
Коробка передач |
1-ст. механическая |
Ходовая |
|
Передняя подвеска | Независимая, на двойных поперечных рычагах, с пневмоэлементами, со стабилизатором поперечной устойчивости |
Задняя подвеска | Независимая, многорычажная, с пневмоэлементами, со стабилизатором поперечной устойчивости |
Тормоза передние |
дисковые, вентилируемые |
Тормоза задние | дисковые, вентилируемые |
Сервисные и тормозные системы | ABS, EBD, ESC, Traction control, TPMS |
Количество подушек безопасности, шт. |
12 |
Размер шин |
265/45 R20 спереди, 275/45 R20 сзади |
Эксплуатационные показатели |
|
Время разгона от 0 до 100 км/ч, с |
3,2 |
Максимальная скорость, км/ч |
250 |
Дальность пробега, км |
465 |
Стоимость автомобиля (в США), долларов |
81 200 – 135 000 |
Первое техобслуживание, км |
10 000 |
Периодичность техобслуживания, км |
10 000 |