Страницы истории Renault: пионеры автомобилестроения

В этом году свое 120-летие празднует один из старейших автопроизводителей в мире – Renault. Французская компания стояла у истоков автомобильной отрасли и за свою долгую историю видела как взлеты, так и падения. Сегодня Renault – один из крупнейших европейских автопроизводителей.

Луи Рено за рулем своего первенца Voiturette

Луи Рено за рулем своего первенца Voiturette

Основателями предприятия являются трое братьев Рено, но главную роль сыграл младший из них – Луи. С юных лет он увлекался механикой и инженерией, заинтересовало его и новое изобретение – автомобиль. Когда в гараже семьи Рено появился моторизированный экипаж марки De Dion Bouton, Луи взялся изучить его.

Renault Voiturette 1898 года

Renault Voiturette 1898 года

Молодой конструктор заметил, что в De Dion Bouton (как и во всех авто тех лет) был цепной привод. Такая конструкция была ненадежной и малоэффективной. Луи Рено взялся разработать альтернативу ей и вскоре запатентовал первый автомобильный карданный вал.

Renault AG 1905 года

Renault AG 1905 года

Новым изобретением Луи оснастил первую модель собственной конструкции – Voiturette 1898 года. С французского название переводится как «автомобильчик». Действительно, машина была миниатюрной – 1,9 м в длину и массой в 200 кг. Приводил ее в движение 275-кубовый двигатель De Dion на 1,75 л. с.

Renault AK 90 CV 1906 года

Renault AK 90 CV 1906 года — победитель первого в истории Гран-при

Тем не менее, Voiturette очень громко заявил о себе 24 декабря 1898 года, когда смог выехать на самый верх парижской улицы Лепик, которая славится своим 13-градусным подъемом. Гораздо более мощные машины с цепным приводом не могли выбраться на гору. Мало того, Луи Рено взял с собой пассажира.

Renault AX 1908 года

Renault AX 1908 года

В тот же день первый Voiturette приобрел друг семьи Рено, а Луи собрал еще 12 заказов на автомобиль. К тому же, многие автопроизводители заинтересовались изобретением Луи Рено и начали покупать права на использование карданного вала. На вырученные средства было решено основать собственную автокомпанию и 25 февраля 1899 года официально зарегистрировали Société Renault Frères (компания «Братья Рено»).

Renault Type CB 1912 года

Renault Type CB 1912 года

Братья Луи, Марсель и Фернан взяли на себя финансовые вопросы, ведь они неплохо проявили себя на этом поприще, работая на текстильном предприятии отца. До конца 1899 года на Voiturette поступил 71 заказ. Появилась и усовершествованная версия модели со складывающееся крышей, а в 1900 году представили четырехместный вариант и легкий грузовик Renault Type C.

Полноприводной грузовик Renault, 1916 год

Полноприводной грузовик Renault, 1916 год

Для популяризации серийных моделей братья Рено активно участвуют на своих авто в соревнованиях – за 1899 год выиграны ралли Париж-Турвиль, Париж-Остенд и Париж-Рамбуйе, а в 1901 году покорилась международная гонка Париж-Берлин.

Илья Муромец Игоря Сикорского

Илья Муромец Игоря Сикорского оснащен двигателями Renault

Год спустя Марсель Рено триумфовал в марафоне Париж-Вена со средней скоростью 62,5 км/ч. Причем, впервые его болид оснастили двигателем собственной конструкции – 3,4-литровой 24-сильной «четверкой». Вскоре она (а также 14-сильный двухцилиндровый мотор) появилась на серийных моделях.

Танк Renault FT 1917 года

Танк Renault FT 1917 года

Трагическая гибель Марселя Рено в ралли Париж-Мадрид 1903 года заставила Луи и Фернана отказаться от карьеры гонщиков. Тем не менее, спортивные модели продолжали проектировать и в 1906 году Ференс Сис Renault AK 90 CV выиграл первую в мире гонку Гран-при. Он был оснащен огромной 8,5-литровой «четверкой» на 90 л. с.

Renault 40 CV 1925 года

Renault 40 CV 1925 года

Важной моделью для марки стал 1,2-литровый Renault AG 1905 года. Власти Парижа закупили 250 таких автомобилей для службы такси, а затем такие же таксомоторы Renault появились в Берлине, Лондоне и даже Нью-Йорке. К слову, мало кто знает, что в начале ХХ века французские автомобили неплохо покупались в США.

Renault NN 1927 года

Renault NN 1927 года

Объемы производства росли: за 1908 год выпустили 3575 автомобилей. Поспособствовал этому более массовый Renault AX с 1,0-литровым двигателем на 7 л. с. Его предложили с несколькими вариантами кузовов. Хотя были и представительские модели вроде 35-сильного лимузина СВ. К слову, у Renault сформировался собственный стиль с изогнутым капотом без решетки радиатора.

Renault Nervastella 1929 года

Renault Nervastella 1929 года

Вскоре Фернан Рено отошел от дел по состоянию здоровья и Луи стал единоличным руководителем предприятия. Компания постепенно расширяла сферы деятельности. В частности, начали выпускать автобусы, а в 1911 году представили первый полноприводной грузовик. С началом Первой мировой наладили производство военной продукции – в том числе и танков Renault FT. Удачными оказались авиамоторы французской марки: их даже устанавливали на крупнейший самолет тех лет – построенный в Киеве бомбардировщик «Илья Муромец» Игоря Сикорского.

Renault Nervasort выиграл ралли Монте-Карло в 1935 году

Renault Nervasort выиграл ралли Монте-Карло в 1935 году

Кстати, не все знают, что в 1914 году именно автомобили Renault спасли Париж во время битвы на Марне. Немецкие войска вплотную подошли к столице Франции, а подкрепления нечем было перебросить. И тогда генерал Гальени решил использовать те самые такси Renault AG. За день 600 автомобилей перебросили 6000 солдат со всей амуницией на расстояние в 50 км. С тех пор Renault AG называют «Марнским такси». За заслуги Луи Рено получил орден Почетного легиона.

Renault Juvaquatre 1937 года

Renault Juvaquatre 1937 года

В послевоенные годы Рено пришлось перестраивать производство. Появился конвейер, на гусеничном шасси танков начали выпускать тракторы и трехосные грузовики, показавшие свои способности в автопробеге через пустыню Сахара.

Renault 4CV 1946 года

Renault 4CV 1946 года

Появился и новый флагман в легковой линейке – огромный Renault 40 CV с гигантской 9,1-литровой «шестеркой» мощностью 140 л. с. Один из автомобилей выделили президенту Франции, а другой – в 1925 году принес первую победу в ралли Монте-Карло. Кстати, именно на 40 CV дебютировала знаменитая эмблема в виде ромба, символизирующего бриллиант.

Renault Dauphine 1956 года

Renault Dauphine 1956 года

Правда, стоил Renault 40 CV от 4600 долларов, то есть на уровне Cadillac и Rolls-Royce. Большинство моделей марки оставались недешевыми, а на рынке появились массовые Ford T и Citroen Type C. Для конкуренции с ними создали доступные четырехцилиндровые Renault NN и MT.

Renault Caravelle, 1959 год

Renault Caravelle, 1959 год

В Renault мало пострадали от Великой депрессии и в 30-е годы модельный ряд стал особенно широким. Он включал свыше десятка различных моделей с двигателями на четыре, шесть и восемь цилиндров. Самыми доступными были компактные Renault Celtaquatre и Juvaquatre с несущим кузовом и независимой подвеской, а на вершине расположились 5,5-метровый Renault Nervastella с 5,4-литровой рядной «восьмеркой» мощностью 115 л. с. Его укороченный спортивный вариант Nervasport в 1935 году победил в ралли Монте-Карло.

Renault 4 1961 года

Renault 4 1961 года

Вторая мировая война застала Луи Рено в США, а когда он вернулся домой, Франция уже капитулировала. Предпринимателю удалось договориться с марионеточным правительством Виши, что его заводы не будут выпускать военную технику, однако ему пришлось поставлять грузовики для немецкой армии. Тем не менее, Рено всячески выступал за сохранение производства, ведь в этом случае удалось спасти рабочих от вывоза на принудительные работы в Германию.

Renault 16 1965 года

Renault 16 1965 года — первый в мире хетчбэк

Однако союзники и французское сопротивление не поняли благих намерений Луи Рено и в 1944 году после освобождения Франции его арестовали. Его здоровье уже было подорвано, а в тюрьме промышленнику стало хуже. Рено перевели в больницу, но спасти его не удалось.

Renault 12, 1969 год

Renault 12, 1969 год

После смерти Луи Рено французские власти решили национализировать предприятие и в корне изменили его стратегию. Упор было решено сделать на недорогие массовые автомобили, ведь жители послевоенной Франции не были зажиточными. К тому же, новые налоги на автомобили привязали к мощности двигателя.

Renault-Alpine A442B

Renault-Alpine A442B выиграл в 1978 году 24-часовую гонку в Ле-Мане

Уже в 1946 году на конвейер вернули Renault Juvaquatre, а год спустя началось производство Renault 4CV, который тайком разрабатывали во время оккупации как конкурента Volkswagen Beetle. Заднемоторный 3,7-метровый автомобиль с 750-кубовой 17-сильной «четверкой» стал настоящим спасителем марки. До 1960 года выпустили свыше 1,1 млн. машин.

Renault - пионеры турбонаддува в Формуле-1

Renault — пионеры турбонаддува в Формуле-1

Довольно успешным оказался и седан Renault Dauphine 1956 года. Его 27-сильный двигатель также установили сзади. Более мощная 36-сильная версия в 1958 году неожиданно выиграла ралли Монте-Карло. На его базе создали двухместный спортивный кабриолет Caravelle. Появилась и представительская флагманская модель Fregate с 2,0-литровым мощностью 57 л. с. и опционной автоматической трансмиссией.

Renault 5 Turbo 1980 года

Renault 5 Turbo 1980 года

Настоящим символом надежности стал Renault 4, который выпускали с 1961 по 1992 год в 16 странах мира. Пятидверная переднеприводная модель показала себя вместительной и неприхотливой, что позволило ей разойтись тиражом в 8 миллионов единиц. На выбор предлагали двигатели мощностью от 22 до 32 л. с.

Renault 20 Turbo 4x4

Renault 20 Turbo 4×4 — победитель ралли Париж-Дакар

Удачным оказался и заднемоторный седан Renault 8 с литровым 43-сильным двигателем, представленный в 1962 году. Именно с этой модели началась марка Dacia, ведь ее начали выпускать в Румынии по лицензии. Кроме того, Renault 8 запомнился неплохой заряженной версией Gordini мощностью 100 л. с. К слову, полноценные спортивные модели на агрегатах Renault выпускали под отдельной маркой Alpine.

Renault Espace 1984 года

Renault Espace 1984 года — первый в мире мини-вэн

Французские дизайнеры под руководством Гастона Жуше развили идею Renault 4 в модели 16, ставшей первым в мире хетчбэком. К тому же, он получил редкий на то время передний привод. Практичная модель среднего класса очень полюбилась покупателям и за 15 лет выпустили почти 2 млн. машин. Интересную идею быстро позаимствовали другие автопроизводители и с 70-х переднеприводные хетчбэки быстро заполнили европейский рынок.

Renault 19 1989 года

Renault 19 1989 года

Не менее успешным оказался Renault 12, выпускавшийся во Франции, Румынии и Турции. Новые массовые модели позволили радикально увеличить объемы производства. Так, в 1970 году предприятия впервые выпустили свыше миллиона машин. Предприятия Renault открылись в Канаде, Австралии, Аргентине, а в США наладили сотрудничество с American Motors Corporation и даже помогли им разработать первый Jeep Cherokee. За 20 лет (1955-1975) объемы производства марки выросли в шесть раз.

Renault Twingo 1992 года

Renault Twingo 1992 года

В 1972 году на конвейер встал еще один хетчбэк – компактный 3,5-метровый Renault 5. Он быстро стал самым продаваемым автомобилем во Франции, а до 1986 года собрали 5,5 млн. автомобилей. Гораздо более редким был заряженный вариант Renault 5 Turbo – менее 5000 хетчбэков. Автомобиль не только получил 1,4-литровый 160-сильный турбодвигатель, но и стал среднемоторным. Разгон до 100 км/ч занимал 7 с, а максимальная скорость составила 200 км/ч. В 1981 году Renault 5 Turbo принес французской марке еще одну победу в ралли Монте-Карло.

Renault Laguna 1993 года

Renault Laguna 1993 года

Вообще, рубеж 70-80-х годов обозначился для Renault громкими гоночными триумфами. В 1978 году Жан-Пьер Жассо и Дидье Пирони на Renault-Alpine A442B выиграли легендарную 24-часовую гонку в Ле-Мане. Не менее знаменитый марафон Париж-Дакар покорился в 1982 году Клоду и Бернару Маро на полноприводном Renault 20 Turbo. В Формуле-1 же команда Renault стала одним из пионеров внедрения турбонаддува и в 1979 году добыла первую победу в Гран-при.

Renault Sport Spider, 1995 год

Renault Sport Spider, 1995 год

В 1984 году Renault удивили автомобильную общественность еще одним кузовом – представили первый в мире мини-вэн Espace. Семиместный автомобиль впечатлял однообъемным дизайном, а его кузов выполнили из стеклопластика. Наряду с бензиновыми двигателями объемом 2,0 и 2,2 л предложили и 2,1-литровый дизель. Вообще, в то время двигатели на тяжелом топливе начали стремительно набирать в популярности и постепенно начали появляться на моделях Renault.

Renault Megane 1995 года

Renault Megane 1995 года

В 80-х автомобили Renault были очень массовыми. Компактный Renault 9 и его преемник 19, а также семейный Renault 21 продавались миллионами. Однако государственное управление показало себя неэффективным и компания начала нести убытки. Правительство начало готовить ее к приватизации, а особенно этот процесс ускорился после убийства радикальными коммунистами директора Renault Жоржа Бесе.

Renault Avantime 2001 года

Renault Avantime 2001 года

С 1996 года Renault – акционерное общество, исполнительным вице-президентом которого назначили талантливого менеджера Карлоса Гона. Под его руководством компания преобразилась и ее финансовое состоянии значительно улучшилось. Особенно успешным стал миниатюрный Renault Twingo, нашедший 2,4 млн. покупателей. Постепенно компания вернулась от цифровых обозначений к названиям моделей. На смену Renault 19 пришел Megane, Renault 5 стал Clio, а Renault 21 – Laguna. Вместе с тем, для ценителей активной езды выпустили двухместный кабриолет Renault Sport Spider.

Renault Vel Satis, 2001 год

Renault Vel Satis, 2001 год

Также именно в 90-е Renault достигли наибольших успехов в автоспорте. Болиды с французскими двигателями в этот период добыли 5 чемпионских титулов и 6 Кубков конструкторов. На них побеждали такие ассы, как Ален Прост, Найджел Мэнсэлл, Михаэль Шумахер, Дэмон Хилл и Жак Вильнёв.

Фернандо Алонсо принес команде Renault два чемпионских титула

Фернандо Алонсо принес команде Renault два чемпионских титула

Важной датой в истории компании стало 27 марта 1999 года – именно тогда был сформирован альянс Renault-Nissan, а Карлос Гон стал его руководителем. Сотрудничество пошло на пользу обеим автогигантам, ведь автомобили стали использовать общие платформы и двигатели, а инженеры стали обмениваться передовыми технологиями. Так, первый вседорожник марки Renault Koleos делит архитектуру с Nissan X-Trail.

Renault Koleos 2007 года

Renault Koleos 2007 года

Карлос Гон не боялся экспериментировать. Так, в начале третьего тысячелетия в линейке марки появились авангардные Renault Avantime и Vel Satis с однообъемным дизайном. Представили даже купе-кабриолет Wind, а в 2012 году запустили в производство сразу два электромобиля – хетчбэк Renault Zoe и оригинальный двухместный Twizzy.

Электромобиль Renault Twizzy 2012 года

Электромобиль Renault Twizzy 2012 года

Продолжились и успехи в автоспорте: Фернандо Алонсо принес команде Renault два чемпионства в Формуле-1 подряд. В модельном ряду появились заряженные Renault Megane RS и Clio RS.

Renault Clio RS 2013 года

Renault Clio RS 2013 года

За 2017 год выпущено 3,76 млн. автомобилей Renault . Компания активно развивает передовые технологии, а в последние годы возродили и марку Alpine. Но при этом огромное внимание в Renault уделяют недорогим моделям для развивающихся стран.

Renault Zoe - самый популярный электромобиль в ЕС

Renault Zoe — самый популярный электромобиль в ЕС

Метки:
Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 11' 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *