Начиная с 40-х годов прошлого века мир начали завоевывать автомобили нового класса – вседорожники. Их прародителем по праву считается Willys Jeep, а в Европе первой подобной моделью по праву считается Land Rover. В этом году британская марка празднует свое 70-летие.
Прототип Land Rover построили с использованием агрегатов Jeep
История Land Rover началась в 1947 году. Послевоенную Великобританию нельзя было назвать богатой и процветающей страной. Экономика находилась в упадке, а автомобильная промышленность переживала не лучшие времена. Спросом пользовались в основном недорогие машины. К тому же, остро чувствовался дефицит стали. В этой ситуации состояние марки Rover было не лучшим. Основу ее линейки составляли дорогие седаны бизнес-класса, которые, естественно, не пользовались популярностью. Поэтому руководство компании решило создать доступный и неприхотливый автомобиль, который пришелся бы по душе фермерам, ремесленникам и специальным службам.
Первый Land Rover 1948 года
Главный конструктор Rover Морис Уилкс восхищался вседорожными Willys, которые в те времена встречались чуть ли не на каждом углу. Армия начала их распродавать и Уилкс приобрел себе Jeep для поездок на дачу в Уэльсе. Оценив преимущества полноприводной техники, он решил, что новая модель будет автомобилем повышенной проходимости.
Land Rover Tickford Station Wagon, 1948 год
Первый прототип построили с использованием некоторых агрегатов Jeep: даже колесная база осталась такой же – 2032 мм. Бензиновый 1,6-литровый двигатель мощностью 50 л. с. и 4-ступенчатую механическую трансмиссию позаимствовали у седана Rover P3. Специально для новинки разработали систему постоянного полного привода. В целях экономии кузов изготовили из алюминиевых сплавов. Этого металла в Великобритании оказалось в избытке, ведь после войны началось сокращение военно-воздушных сил и множество самолетов попросту сдали на металлолом. К тому же, алюминий не поддается коррозии, что очень важно для вседорожника.
Парадный Land Rover королевы Елизаветы II
Высокий дорожный просвет и надежная рессорная подвеска помогали справляться с бездорожьем. Благодаря понижающей передаче вседорожник можно было использовать в качестве трактора, а его двигатель мог стать генератором для различного подключаемого оборудования – отбойного молотка, сварочного аппарата, бетономешалки или пилы. Салон отличался простотой, а рулевое колесо разместили по центру, что позволило на первом ряду разместить три кресла.
Пикап Land Rover Series II 1958 года
Уже первые испытания показали высокую прочность конструкции и отличные вседорожные качества. В апреле 1948 года на автошоу в Амстердаме увидел мир серийный автомобиль, получивший название Land Rover. Базовый 3,3-метровый кабриолет был весьма доступным (450 фунтов стерлингов), но его оснащение было более, чем скромным. Даже брезентовый или металлический съемный верх предлагали за доплату. Все первые Land Rover были исключительно зелеными, ведь на британских складах остались немалые запасы краски «хаки». Автомобиль весом 1100 кг разгонялся до 65 км/ч.
Армейский Land Rover Pink Panther
До конца 1948 году выпустили чуть более 3000 вседорожников, в следующем году – уже 8000, а в 1950 году – 16 000. Значительная часть их ушла на экспорт в 68 стран мира, что позволило Rover получить налоговые льготы от правительства. Чуть ли не сразу модельный ряд решили расширить и представили цельнометаллический семиместный вариант Tickford Station Wagon, но он был дороже, а потому не пользовался успехом. Удалось продать лишь 700 таких машин.
Land Rover Forward Control 1962 года
Зато надежный Land Rover оценили в британской армии и заказали партию автомобилей Pink Panther. Они были облегчены, чтобы их можно было десантировать из самолета. Кроме того, были добавлены радиостанция, крепления для пулеметов и гранатометов. Также на базе Land Rover создали целую серию специальных модификаций для пожарных, лесников, «скорой помощи» и даже парадный экипаж королевы Елизаветы II для поездок в колониях.
Первый Range Rover 1970 года
Постепенно линейку расщиряли. Появились 2,0-литровые бензиновый и дизельный моторы, наладили выпуск пикапов и пятидверных вседорожников. Колесную базу стандартной модификации увеличили до 2235 мм, а удлиненной – до 2769 мм.
Шестиколесный пожарный Range Rover 1972 года
К 1958 году по миру разъехались свыше 200 тыс. Land Rover и модель решили серьезно обновить. Модель, получившая обозначение Series II отличалась иным дизайном передней части. На смену 2,0-литровой «четверке» пришла 2,2-литровая, 72-сильная. С 1961 года начался выпуск нового 2,2-литрового 62-сильного дизеля, а в 1967 году представили 2,6-литровую «шестерку» мощностью 83 л. с., позволявшую развивать 115 км/ч. На базе Series II также наладили производство легких бескапотный грузовиков Forward Control грузоподъемностью 1,5 тонны. К 20-летию модели в 1968 году выпустили 600-тысячный Land Rover.
Land Rover Series III 1971 года
В 1970 году на платформе Land Rover создали новую модель Range Rover. Она сочетала фирменные вседорожные качества с высоким уровнем комфорта и богатым оснащением. Автомобиль можно было оснастить кожаным салоном, кондиционером, радио, гидроусиилителем руля, автоматической трансмиссией. Под капотом установили 3,5-лировый 135-сильный V8 от Rover. Интересно, что в первые годы модель предлагали только в трехдверном исполнении и лишь позже появился пятидверный вариант.
Range Rover стал первым победителем ралли Париж-Дакар
Кстати, именно Range Rover выиграл первое ралли Париж-Дакар 1979 года. Кроме того, этот вседорожник выбрали для популярных соревнований на бездорожье Camel Trophy.
Land Rover Discovery 1989 года
Land Rover же в 1971 году прошел очередное обновление – представили Series III. Ему обновили дизайн и улучшили внутреннюю отделку. Для армии создали специальный облегченный вариант Lightweight. В 1976 году с конвейера сошел миллионный Land Rover. К тому времени вседорожники собирали не только в Великобритании, но и в Австралии, и в Бельгии, и в Испании, и в Индии. Особенно популярными автомобили были в Африке и Азии, где как нельзя лучше демонстрировали свои вседорожные способности.
Пикап Land Rover Defender 1990 года
С 1983 года короткобазый вариант вседорожника назвали Series 90, а удлиненный – Series 110, представили и Series 127 с колесной базой в 3226 мм. Land Rover радикально обновили: изменили внешний вид и салон, расширили колею, установили новые рессоры подвески, 5-ступенчатую механическую трансмиссию и усовершенствованную систему полного привода. Малыми сериями выпускали вариант с 3,5-литровым V8. К слову, все модели марки получили и современныый 2,5-литровый дизель на 85 л. с.
Range Rover 1994 года
В 1989 году нишу между Land Rover и Range Rover заняла новая модель Discovery. Она была компактной, но при этом могла быть оснащена и бензиновым V8, и «автоматом», и кондиционером, и даже ABS.
Компактный Land Rover Freelander 1999 года
Чтобы выделить классический Land Rover на фоне Range Rover и Discovery, ему в 1990 году наконец дали собственное имя – Defender. Поначалу его выпускали и с бензиновыми двигателями (2,8 л 190 л. с. и 3,9 л 182 л. с.) и даже автоматической коробкой переключения передач, но теперь в производстве оставили только 2,5-литровый 122-сильный турбодизель и «механику». В таком виде вседорожник продержался на конвейере до 2016 года.
Land Rover Discovery 2009 года
В 1994 году компанию Land Rover выкупил концерн BMW, а шесть лет она перешла под крыло Ford. Новые владельцы расширили модельный ряд марки – появились компактный Freelander и скоростной Range Rover Sport, а также новые поколения Discovery и Range Rover. С 2008 года Land Rover является частью индийского концерна Tata Motors.
Range Rover Evoque 2011 года
Сейчас линейка Land Rover широка, как никогда. В ней теперь есть компактные Discovery Sport и Range Rover Evoque, спортивный Range Rover Velar. Конечно же, выпускают Land Rover Discovery и Range Rover. Появляются мощные заряженные версии SVR. А к юбилею готовят и полностью новый Defender – он появится в конце этого года
Range Rover Sport SVR 2018 года