Легендарная французская марка Bugatti прославилась, прежде всего, благодаря своим эксклюзивным спортивным и роскошным моделям. «Золотой» эрой для предприятия из Эльзаса стали 20-30-е годы ХХ века, именно тогда появились модели, ставшие классическими. Одним из самых известных творений тех лет стал Bugatti Туре 57. Сейчас он относится к когорте самых дорогих и роскошных автомобилей в мире.
Жан Бугатти – создатель Bugatti Туре 57
Первый Bugatti Type 57 Grand Raid от ателье Gangloff представили на Парижском автосалоне 1934 года
В начале 30-х годов модельный ряд Bugatti был очень богатым. В нем были сверхдорогой исполинский лимузин Type 41 Royale, мощное туристическое купе Type 50, компактный и легкий спортивный кабриолет Туре 55, начальная доступная модель Туре 49. Такое разнообразие автомобилей, которых нельзя назвать массовыми, было весьма затратным с точки зрения производства. Поэтому Этторе Бугатти решил унифицировать линейку марки и создать единую базовую модель. В зависимости от мощности двигателя и типа кузова она могла бы быть как спортивной, так и роскошной. По сути, требовалось спроектировать универсальное шасси, на которое бы устанавливали самые разные кузова. За это и взялся сын Этторе, Жан Бугатти.
Шасси для Туре 57 позаимствовали у Bugatti Type 49
Рядную 3,3-литровую восьмерку снабдили двумя распредвалами в головке блока цилиндров
За основу взяли легкую раму Bugatti Type 49 с колесной базой в 3,3 м. Рядный восьмицилиндровый двигатель объемом 3,3 л серьезно модифицировали и снабдили головкой блока цилиндров с двумя распредвалами (и тремя клапанами на цилиндр) от гоночного болида Туре 59. Мощность составила 135 л. с., чего вполне хватало, чтобы разгонять легкий (около тонны) автомобиль до 153 км/ч. Для Bugatti также разработали полностью новую 4-ступенчатую механическую коробку переключения передач. Жан Бугатти изначально разработал еще и независимую переднюю подвеску, но Этторе отказался от этой конструкции.
Кабриолет Bugatti Type 57 Stelvio 1934 года
Купе Bugatti Type 57 Ventoux 1935 года
Новинка была готова к 1934 году и получила обозначение Туре 57. На автосалоне в Париже показали отдельно голое шасси с мотором, а также низкий и стремительный кабриолет Grand Raid с кузовом от ателье Gangloff. Публика была в восторге. Позже, во время тест-драйвов модель продемонстрировала высокий уровень комфорта и неплохую управляемость на извилистых дорогах южной Франции.
В отделке салона использовали дорогие кожу и дерево
Bugatti Type 57 Gangloff Coupe 1935 года
На первых порах в Bugatti предложили четыре стандартных кузова: кабриолет Stelvio, спортивное купе Ventoux, туристические купе и седан Galibier. Впрочем, покупатель, конечно же, мог заказать для своего автомобиля эксклюзивное «платье» в любом кузовном ателье. Особо известными стали автомобили с дизайном от Figoni & Falaschi, Vanvooren, Vanden Plas и Corsica. Создавал кузова для 57-го и дизайнер из Украины Яков Савчик. В отделке салона традиционно использовали кожу и дорогое дерево.
Седан Bugatti Type 57 С Galibier, 1936 год
Этот Bugatti Type 57C Cabriolet создан дизайнером украинского происхождения Яковом Савчиком
Туре 57 постоянно модернизировали, а его линейку расширяли. В дизайн стандартных кузовов вносили изменения чуть ли не каждый год. А уже в 1935 году появился вариант 57 С с механическим нагнетателем, поднимавшим мощность до 160 л. с., а максимальную скорость – до 180 км/ч. Именно такой автомобиль коллектив предприятия подготовил для Этторе Бугатти в подарок на день рождения, а сын Жан спроектировал изящный кузов.
Bugatti Type 57 C Coupe Aerodynamique 1936 года принадлежал самому Этторе Бугатти
Прототип Bugatti Type 57 С Aerolithe 1935 года
Затем последовал Type 57 S с гоночной 175-сильной версией двигателя с сухим картером, а также заниженным и облегченным шасси. Он весил всего 950 кг и достигал 190 км/ч. Вершиной «семейства» стала компрессорная модификация 57 SC мощностью 210 л. с. Такой Bugatti достигал 210 км/ч и разгонялся до 100 км/ч за 10 с, то есть считался на то время одним из самых быстрых серийных автомобилей в мире. Но и дешевым он не был, поэтому всего выпущено только 42 Type 57 S и 57 SC. Со временем был установлен усилитель тормозов и доработаны амортизаторы автомобиля.
Bugatti Type 57 SC Atlantic 1936 года – шедевр автомобильного дизайна
На аукционе один из Bugatti Type 57 SC Atlantic продали за 30 млн. долларов
Жан Бугатти продолжил дизайнерскую работу и представил на автошоу в Париже 1935 года обтекаемый прототип 57 С Aerolithe. Год спустя он превратился в серийное купе Bugatti 57 SC Atlantic. Пожалуй, это самая известная модель французской марки. Ее низкий кузов из алюминиевых и магниевых сплавов поражал аэродинамическими формами, обилием заклепок и оригинальным «плавником» на крыше. Atlantic чуть ли не сразу вошел в учебники по автомобильному дизайну, как один из шедевров стиля. Всего изготовили только четыре таких купе и три из них дошли до наших дней. Важная деталь: в 2011 году один из 57 SC Atlantic продали с аукциона за невероятные 30 млн. долларов. То есть, это самый дорогой легковой автомобиль всех времен и народов!
Bugatti Type 57C Atalante, 1936 год
Bugatti Type 57 C Roadster с кузовом от Figoni & Falaschi, 1937 год
Собственно, в 30-е годы Atlantic также стоил немало и был очень сложен в производстве, поэтому Жан Бугатти подготовил более доступную его версию Atalante. Она стала еще одним заводским вариантом, но нашла только 17 покупателей так, как все равно оставалась недешевой.
Bugatti Type 57 Stelvio 1937 года
Bugatti Type 57 S Corsica Roadster 1937 года
Конструкция Bugatti Туре 57 оказалась настолько удачной, что помогла добиться неплохих успехов в соревнованиях. Специально для этого был разработан спортпрототип 57 G. За характерный массивный дизайн он получил название Tank. Автомобиль отлично себя проявил: в 1937 и 1939 годах Жан-Пьер Вимиль и Пьер Вейрон выигрывали на нем легендарную 24-часовую гонку в Ле-Мане. Однако, он стал причиной трагедии: во время тестов один из 57 G попал в аварию, а находившийся за рулем Жан Бугатти погиб.
Bugatti Type 57 G Tank дважды триумфовал в Ле-Мане
Bugatti Type 57 SC Vanden Plas Roadster 1938 года
Смерть сына стала тяжким ударом для Этторе Бугатти. На Жана возлагались большие надежды, ведь успешный менеджер, талантливый конструктор и стилист мог бы поднять семейный бизнес на новые высоты. С этого времени начался упадок Bugatti. А тут еще и война вмешалась и не дала начать производство усовершенствованного 57-го – Type 64 с 4,4-литровой «восьмеркой». Дальше прототипов дело не пошло. В 1951 году шасси Type 57 использовали для создания новой модели Туре 101. Мощность двигателя составила 135 л. с. в стандартной версии и 190 л. с. – в компрессорной. Но из-за высокой стоимости спрос был низким и выпустили всего 8 машин.
Bugatti Type 57 С Cabriolet с кузовом Vanvooren, 1939 год
Bugatti Type 64 – доработанный Type 57 с 4,4-литровым двигателем
Bugatti Туре 57 получился весьма успешным. Всего было собрано около 710 машин, что очень неплохо по меркам французской марки. Сейчас они стали объектом охоты автомобильных коллекционеров. Конечно, не все эти автомобили баснословно дорогие, как 57 SC Atlantic, но тем не менее сейчас достаточно трудно найти экземпляр дешевле 500 тыс. евро.
Bugatti Туре 101 1951 года построен на платформе Туре 57