Страницы истории Яков Савчик: украинец, которому покорился Париж

Париж издавна считается столицей моды и стиля. Причем, он славится не только домами одежды. В 20-30-е годы прошлого века этот город стал еще и центром автомобильного дизайна, ведь в то время там были сконцентрированы самые известные кузовные ателье. Одними наиболее ярких были творения студии Saoutchik, а создавал эти шедевры наш соотечественник, украинец Яков Савчик. Сейчас его творения можно увидеть и на проходящей в рамках Парижского автосалона выставке классических автомобилей.

Яков СавчикЯков Савчик

Известный французский стилист Яков Савчик (настоящая фамилия – Савчук) родился в 1880 году в городе Койданава (сейчас он носит название Дзержинск и находится на территории Беларуси). Его родители переехали туда из Украины и открыли небольшое мебельное предприятие. Яков с раннего детства помогал им и обрел неплохие навыки работы с деревом. Но дела у Савчуков шли не лучшим образом и в 1899 году семья эмигрировала во Францию, изменив при этом фамилии  на Савчик. Там они продолжили создавать мебель, причем на сей раз дорогую и эксклюзивную. Вскоре Яков перешел в каретную мастерскую. Однако его манила другая сфера деятельности: он увлекся новомодным изобретением – автомобилем. И решил применить свои навыки в разработке кузовов уже для самодвижущихся экипажей. В 1905 году в возрасте всего 25 лет дизайнер открыл в пригороде Парижа, Нейи-сюр-Сен, собственное кузовное ателье Saoutchik.

Hispano-Suiza H6B Coupe de Ville 1924 годаHispano-Suiza H6B Coupe de Ville 1924 года

Meredes-Benz 630K Torpedo Transformable 1926 годаMeredes-Benz 630K Torpedo Transformable 1926 года

На заре развития автомобилей их стиль разрабатывали преимущественно в бывших каретных мастерских, которые сменили профиль деятельности, чтобы идти в ногу со временем. Конкуренция была высокой и только настоящие мастера могли ее выдержать. Савчик решил привлечь покупателей смелыми нестандартными решениями, позволяющими выделить автомобиль в общем потоке.

Mercedes-Benz 680S Torpedo Roadster, 1928 годMercedes-Benz 680S Torpedo Roadster, 1928 год

Bentley Speed 6 Cabriolet 1929 годаBentley Speed 6 Cabriolet 1929 года

Дебютные работы дизайнера до наших дней не сохранились. Савчик отдавал предпочтения французским маркам Delage и Delahaye, а также Hispano-Suiza. Первая мировая война немного снизила спрос на кузова, однако по ее окончанию автомобильный стиль пережил настоящий расцвет. Особенно увеличилось число покупателей после внедрения массового конвейерного производства. На улицах городов появились сотни, а то и тысячи, одинаковых автомобилей. Как правило, клиентами кузовных ателье были люди небедные, желавшие получить эксклюзивную машину, не такую, как у всех. Они покупали на заводе голое шасси с двигателем, а затем обращались к дизайнеру, чтобы тот разработал особое «платье».

Rolls-Royce Phantom II Cabriolet de Ville 1930 годаRolls-Royce Phantom II Cabriolet de Ville 1930 года

Cadillac V16 Convertible Sedan 1930 годаCadillac V16 Convertible Sedan 1930 года

В 1924 году Савчик создает четырехместное купе на базе Hispano-Suiza H6B. Солидный внешний вид сочетается с оригинальной полосатой окраской задних дверей и салона. Среди стилистических новшеств следует отметить и V-образное лобовое стекло. Два года спустя из ворот его дизайн-студии выкатывают грозное торпедо Mercedes-Benz 630K. Четырехместный автомобиль привлекал внимание огромным капотом и сразу двумя лобовыми стеклами, также в виде буквы «V».

Bucciali TA V8 1930 годаBucciali TA V8 1930 года

Bucciali TAV 8-32 Fleche d’Or Berline 1932 годаBucciali TAV 8-32 Fleche d’Or Berline 1932 года

Партнерство Saoutchik и Mercedes-Benz продолжилось довольно долго. В 1928 году выпустили 12 кабриолетов 680S Torpedo Roadster. Длинные и низкие автомобили без подножек сразу привлекли богатых покупателей и были мгновенно распроданы. Их салоны Савчик декорировал эксклюзивной крокодильей кожей и дорогими породами дерева. А 6,8-литровая 180-сильная компрессорная «шестерка» позволяла автомобилю развивать 175 км/ч.

Hispano-Suiza J12 1935 годаHispano-Suiza J12 1935 года

Hispano-Suiza K6 Cabriolet 1935 годаHispano-Suiza K6 Cabriolet 1935 года

После невероятных Mercedes-Benz студия Saoutchik прочно закрепилась в элите кузовных ателье. В последующие годы появились «британцы»: кабриолеты Bentley Speed 6 и Rolls-Royce Phantom II. Как правило, Яков Савчик работал с европейскими автопроизводителями, но иногда обращал свои взоры и на заокеанские модели. Например, в 1930 году спроектировал четырехдверный кабриолет на базе Cadillac V16.

Hispano-Suiza H6C Xenia, 1938 годHispano-Suiza H6C Xenia, 1938 год

Hispano-Suiza H6C Xenia получил сдвижные двериHispano-Suiza H6C Xenia получил сдвижные двери

Стилист принимал предложения как от гигантов автомобильной промышленности, так и от небольших компаний. Так, его перу принадлежит оригинальный седан Bucciali TAV8-32 Fleche d’Or Berline. Очень низкий автомобиль с длиннющим капотом в профиль казался еще больше, чем он был на самом деле. Да и с технической точки зрения конструкция автомобиля была передовой: 4,9-литровый 113-сильный V12 приводил в движение передние колеса. А на основе Jaguar SS (Jaguar в то время только становился на ноги) в студии Saoutchik спроектировали стремительный кабриолет.

Bugatti Type 57C Cabriolet 1939 годаBugatti Type 57C Cabriolet 1939 года

Delage D8-120 Cabriolet 1939 годаDelage D8-120 Cabriolet 1939 года

Звездный час Якова Савчика пришел на конец 30-х годов. Именно тогда он создал свои лучшие шедевры. Его коллега, известный американский стилист Говард Даррин как-то отметил: «Савчик был настоящим мастером, одним из немногих дизайнеров, которые никогда никого не копировали. Он использовал исключительно свои собственные идеи».

Talbot Lago T150 Roadster 1939 годаTalbot-Lago T150 Roadster 1939 года

Delahaye 135M Cabriolet 1947 годаDelahaye 135M Cabriolet 1947 года

Наверное, одной из самых известных работ ателье Saoutchik считается невероятный Hispano-Suiza H6C Xenia, спроектированный в 1938 году для известного французского гонщика и летчика Анри Дюбоннэ. Своими обтекаемыми раздутыми формами и каплевидным силуэтом купе напоминало дирижабль. Крыша была выполнена  съемной, а двери впервые в мире сделали сдвижными (сейчас такое решение прижилось в мини-вэнах). Огромная рядная «шестерка» рабочим объемом 8,0 л и мощностью 160 л. с. разгоняла Xenia до 180 км/ч. Между прочим, сдвигающимися дверьми Савчик оснастил и кабриолет Delage D8-120. Параллельно дизайнер разработал изящные кузова для Bugatti Type 57 и Talbo-Lago T150C. Кстати, над Hispano-Suiza Савчик работал достаточно часто. Например, он разработал дизайн кабриолета К6 и торпедо J12.

1948 Cadillac Series 62 Saoutchik 3-position dropheadCadillac Series 62 Drophead 1948 года

Delahaye 175S Roadster 1949 годаDelahaye 175S Roadster 1949 года

В 1940 году оккупация Франции заставила большинство автопроизводителей свернуть выпуск продукции, приостановило свою работу и ателье Saoutchik. Впрочем, в послевоенное время компания быстро возобновила проектирование кузовов. Оно и неудивительно: зажиточные клиенты буквально изголодались за новыми моделями. Первым творением стал кабриолет Delahaye 135 MS 1947 года. Год спустя Яков Савчик создал еще два элегантных кабриолета – на сей раз на платформе Cadillac Series 62. Мягкий верх можно было сложить полностью или частично – над передними сиденьями. Один из них приобрела голливудская звезда Долорес дель Рио.

Delahaye 175 Coupe de Ville, 1949 годDelahaye 175 Coupe de Ville, 1949 год

В отделке салона Delahaye 175 Coupe de Ville использовано настоящее золотоВ отделке салона Delahaye 175 Coupe de Ville использовано настоящее золото

К 1949 году последовали сразу два утонченных Delahaye 175. Сначала представили обтекаемое купе со съемной крышей, очень напоминавшее по стилю Cadillac. Его салон декорировали настоящим золотом. А затем Савчик шокировал мир невероятным кабриолетом 175 S Roadster. Стремительный автомобиль привлекал внимание плавными линиями и полностью закрытыми колесными арками. На его бамперы, радиаторную решетку, крылья и многочисленные молдинги были дизайнер не пожалел хрома. Этот Delahaye собрал награды всех ведущих конкурсов дизайна: в Париже, Монте-Карло и Сан Ремо. А вскоре он оказался в гараже французской актрисы Сюзи Прим.

Talbot-Lago T26 Grand Sport Coupe 1949 годаTalbot-Lago T26 Grand Sport Coupe 1949 года

Talbot-Lago T26 GS Coupe 1949 годаTalbot-Lago T26 GS Coupe 1949 года

В том же 1949 году ворота мастерской покинули десять купе Talbot-Lago T26 Grand Sport. Мускулистый стиль подчеркивали профилированные крылья, а у дверей отсутствовали ручки – они открывались нажатием кнопки. Под стать дизайну были и характеристики: благодаря 4,5-литровому шестицилиндровому двигателю мощностью 190 л. с. и 4-ступенчатой полуавтоматической трансмиссии Talbot-Lago развивал отличную, по тем временам, максимальную скорость – 200 км/ч. Через два года ателье Saoutchik представило еще один вариант купе Т26, но на сей раз ставку сделал на улучшение аэродинамических свойств, поэтому кузов получился очень обтекаемым, без выступающих крыльев и с аркообразной формой крыши.

1951 Talbot-Lago T26 Grand Sport Saoutchik CoupeTalbot-Lago T26 Grand Sport Coupe, 1951 год

Talbot-Lago T26 Grand Sport Coupe 1951 годаTalbot-Lago T26 Grand Sport Coupe 1951 года

Также в 1951 году Яков Савчик спроектировал утонченный кабриолет Delahaye 235, отличавшийся плавными обводами кузова. Одной из последних работ мастера стал эксклюзивный Pegaso Z-102. Всего было выпущено шесть купе и кабриолетов этой модели. Испанский автомобиль в свое время считался одним из самых быстрых в мире. С базовым 2,8-литровым V8 мощностью 170 л. с. он достигал 190 км/ч, но существовала и 275-сильная компрессорная модификация, способная развить 250 км/ч.

Pegaso Z-102 Coupe 1951 годаPegaso Z-102 Coupe 1951 года

Pegaso Z-102 Cabrio 1951 годаPegaso Z-102 Cabrio 1951 года

С 1952 года 72-летний Яков Савчик отошел от дел и передал бизнес сыну Пьеру. Однако в то время спрос на заказные кузова постепенно начал падать. Клиентов стало меньше и уже три года спустя ателье Saoutchik закрылось. А в 1957 году великого дизайнера не стало. Но его творения живут и поныне. Эти автомобили, ставшие символами нестандартного подхода к стилю и авангардных решений, сейчас очень ценятся среди коллекционеров и на аукционах за них порой отдают не один миллион долларов.

Delahaye 235 Cabriolet, 1951 годDelahaye 235 Cabriolet, 1951 год

Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 10' 2014

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *