Водородные топливные ячейки – один из вариантов замены дорогостоящих аккумуляторных батарей электромобилей. Они сами вырабатывают электричество, а пополнить запас водорода можно всего за 5-10 минут. Эту технологию разрабатывают преимущественно японские автопроизводители. Первый серийный водородный автомобиль – Honda FCX Clarity, выпущенный ограниченной серией в 2006 году. Он стал своего рода опытной моделью, а полученные наработки использовали при создании второго поколения водородного автомобиля – Honda Clarity Fuel Cell.
Новый Honda Clarity Fuel Cell выглядит не столь необычно, как предшественник, но все равно выделяется в потоке машин. В дизайне преобладают грани и углы. У него аркообразная форма крыши и высокая оконная линия. Светодиодные фары выполнены С-образными, а сверху их прикрывают хромированные «брови», которые образует тоненький молдинг. Передний бампер дополнен аккуратным воздухозаборником. Боковины выполнены рельефными и дополнены «жабрами», а задние колеса прикрыты аэродинамическими накладками. Как и у предшественника, задняя часть немного приподнята, а стекло состоит из двух секций и разделяется спойлером. По краям кузова размещены крупные фонари.
Специально для Honda Clarity создана особая платформа. По размером автомобиль сопоставим с седаном Honda Accord – достигает 4915 мм в длину, 1875 мм в ширину и 1475 мм в высоту при колесной базе в 2750 мм. Базовая комплектация включает 18-дюймовые легкосплавные диски. В конструкции использованы легкие сорта стали, алюмниевые сплавы и композитные материалы, но масса автомобиля се равно немаленькая – 1800 кг.
В отделке салона использованы экологически чистые материалы – синтетические кожа и замша. Трехспицевое рулевое колесо и часть переключателей знакомы по тому же Honda Accord. Панель приборов – цифровая: все показания выведены на несколько дисплеев. Данные могут проецироваться и на лобовое стекло.
Большую часть компактной центральной панели занимает 8,0-дюймовый сенсорный дисплей мультимедийной и навигационной систем. Среди прочего, он способен показывать водородные заправки на карте. Также предусмотрен индикатор работы силовой установки. Переключатели блоков аудиосистемы и климат-контроля немногочисленны, но мелковаты. Селектор трансмиссии выполнен в виде набора кнопок, а рядом – небольшой рычажок стояночного тормоза.
Передние сиденья Honda Clarity Fuel Cell комфортабельные и неплохо удерживают спину. У рулевой колонки изменяются высота и глубина, да и у водительского кресла довольно широкий диапазон регулировок. Водителя и переднего пассажира разделяет высоквысокая центральная консоль, на которой установлен широкий подлокотник с боксом внутри. Обзор назад затруднен из-за разделенного стекла, хотя спасает камера заднего вида.
На втором ряду пространство сопоставимое с моделями D-класса. Однако центральный пассажир будет стеснен из-за слишком высокого тоннеля. Объем багажника небольшой 334 л и, к тому же, пол там неровный – со ступенькой. Это продиктовано компоновкой водородного бака.
Honda Clarity Fuel Cell неплохо оснащен – система доступа без ключа, электроприводы стеклоподъемников и зеркал заднего вида, климат-контроль, подогрев сидений, аудиосистема, адаптивный круиз-контроль, датчики света и дождя, 7 подушек безопасности, системы автоматического торможения и соблюдения полосы движения.
Компактный электромотор развивает 177 л. с. и обладает крутящим моментом в 300 Н∙м уже с первых оборотов. Автомобилю этого вполне хватает и тяги достаточно, чтобы, например, непрнужденно совершить обгон на трассе. Honda Clarity демонстрирует неплохую динамику – разгоняется до 100 км/ч за 9,2 с, а с 50 до 80 км/ч – всего за 3,8 с. Максимальная скорость ограничена на отметке в 170 км/ч. Мотор работает фактически бесшумно.
Электричество вырабатывается в топливных ячейках путем электрохимической реакции водорода. Двух баков водорода (суммарно это 140 л или 5 кг) достаточно, чтобы проехать около 650 км. К слову, заправить полный бак водорода в США можно за 30 долларов, а процедура займет несколько минут.
Запас хода, к слову, больше, чем у главного конкурента Toyota Mirai. Выхлоп содержит только водяной пар. При надобности Honda Clarity Fuel Cell можно превратить в подобие электростанции и запитать электричеством целый дом. Это пригодится, например, при отключениях света, которые бывают и на Западе. Кстати, силовая установка очень компактная: электромотор и топливные ячейки вместе занимают не больше места, чем бензиновый V6.
В управлении водородный Honda мало чем отличается от моделей с двигателями внутреннего сгорания. У него неплохое сцепление с дорогой и орошая курсовая устойчивость. Недостаточная поворачиваемость редко дает о себе знать благодаря удачному распределению веса и малому центру тяжести. На больших скоростях в салоне очень тихо. Разве что замедляется автомобиль не столь быстро, как хотелось бы. Причина – система регенеративного торможения, настроенная не лучшим образом.
Популяризации Honda Clarity Fuel Cell мешает очень малое количество водородных заправок. Вот почему автомобиль пока продают только в Японии, Германии. Дании и одном штате США – Калифорнии. Именно там уже есть необходимая инфрасткруктура. Цена Honda Clarity составляет от 58 500 долларов, автомобиль также сдают в лизинг за 369 долларов в месяц. Однако ситуация улучшается и вскоре водородный автомобиль планируют предложить и в других странах.
Технические характеристики Honda Clarity |
|
Тип кузова |
седан |
Количество дверей/мест, шт. |
4/5 |
Снаряженная масса, кг |
1800 |
Длина/ширина/высота, мм |
4915/1875/1475 |
Колесная база, мм |
2750 |
Колея передняя/задняя, мм |
1535/1545 |
Клиренс (дорожный просвет), мм |
140 |
Объем багажника мин/макс, л |
334 |
Диаметр разворота, м |
11,4 |
Двигатель | |
Тип |
электрический |
Расположение |
Спереди, поперечно |
Макс. мощность, л. с. при об/мин |
177 |
Макс. крутящий момент, Н·м при об/мин |
300 при 0 — 3500 |
Топливо/емкость бака, л |
Водород/140 |
Трансмиссия |
|
Тип привода |
Передний |
Коробка передач |
1-ст. |
Ходовая |
|
Передняя подвеска | Независимая, типа McPherson, со стабилизатором поперечной устойчивости |
Задняя подвеска | Независимая, многорычажная, со стабилизатором поперечной устойчивости |
Тормоза передние |
дисковые, вентилируемые |
Тормоза задние |
дисковые |
Сервисные и тормозные системы |
ABS, EBD, VDC |
Количество подушек безопасности, шт. |
7 |
Размер шин |
235/45 R18 |
Эксплуатационные показатели |
|
Время разгона от 0 до 100 км/ч, с |
9,2 |
Максимальная скорость, км/ч |
170 |
Дальность пробега, км |
650 |
Стоимость автомобиля (в США), долларов |
58 500 |
Первое техобслуживание км |
10 000 |
Периодичность техобслуживания км |
10 000 |