Автомобили Buick всегда считались начальным премиум-классом в структуре концерна General Motors. Однако некоторые модели по своему уровню превосходили даже аналоги от более престижной марки Cadillac. При этом они были по-настоящему массовыми и популярными. Одна из таких моделей – культовое купе Buick Riviera, один из самых роскошных и высокотехнологичных автомобилей своего времени.
Buick Riviera получил особый логотип
История Buick Riviera началась в 1958 году, когда руководство General Motors пожелало создать большое и роскошное туристическое купе. Новинка должна была быть мощной и быстрой, но при этом комфортабельной и богато оснащенной. Конечно, на то время уже производили Cadillac Eldorado, но он был далеко не всем по карману. Собственно, изначально новинка также должна была выпускаться под маркой Cadillac, но затем выбор производителя пал на Buick. Именно этим объясняется богатое оснащение и премиальность модели.
Buick Roadmaster Riviera 1950 года
Разработке купе уделяли большое внимание, ведь его считали имиджевой моделью. В частности, специально для него создали новую платформу, а знаменитый стилист Билл Митчелл (автор классических Chevrolet Corvette) спроектировал авангардный дизайн с зауженной задней частью и заостренными «плавниками» передних крыльев. Огромный 5,3-метровый автомобиль напоминал спортивные модели из Европы. Название также подобрали европейское – Riviera. Хотя американцам оно было знакомо, ведь раньше так назывался самый дорогой вариант оснащения Buick Roadmaster.
Первый Buick Riviera 1963 года
Салон выглядел не менее прогрессивно благодаря циферблатам приборов в отдельных желобах и узкой наклоненной центральной консоли. Внутри установили четыре отдельных кресла, разделенных трансмиссионным тоннелем. Рулевая колонка регулировалась по высоте. В отделке использовали кожу и дерево, установили кондиционер, круиз-контроль, усилитель руля, радио, электроприводы стеклоподъемников и передних кресел. Для начала 60-х это было сродни фантастики.
Заряженный Buick Riviera GS 1965 года
Наклоненная центральная консоль – редкость в автомобилях того времени
Начальную версию оснастили 6,6-литровым 325-сильным V8, а за доплату был доступен 7,0-литровый 340-сильный мотор. С 3-ступенчатым «автоматом» более мощный вариант демонстрировал неплохую динамику, учитывая его массу в 1900 кг – разгонялся до 100 км/ч за 8 с и развивал 200 км/ч. Конечно, средний расход топлива был огромен – 17,8 л/100 км, — но и бензин в те времена стоил копейки.
Второе поколение Buick Riviera показали в 1966 году
Презентация Buick Riviera состоялась в конце 1962 года, а с 1963 года началось его производство. Для своего времени купе было недешевым: стоило 4300 долларов, то есть дороже всех остальных Buick и на уровне Chevrolet Corvette и Jaguar E-Type. На современные деньги это $35 000. Riviera сразу стал успешным и за первые 12 месяцев выпустили 40 тыс. автомобилей. Примерно столько же машин продали и в 1964 году, включая и ограниченную серию Gran Sport с 360-сильным мотором.
Модель 1970 года оснастили 7,4-литровым 370-сильным V8
Первое поколение Riviera выпускали на протяжении трех лет и всего собрали свыше 112 тыс. этих купе. В 1966 году увидел мир его наследник. Новичок стал элегантнее на вид, обрел выдвижные фары и большие хромированные бамперы. Он получился длиннее и тяжелее предшественника, поэтому 6,6-литровый V8 ему не предлагали. Зато с 1970 года за доплату начали устанавливать громадный 7,4-литровый 370-сильный мотор, отличавшийся тишиной и плавностью работы. Кроме того, Riviera оснастили передними дисковыми тормозами. Покупатели положительно оценили модель, что позволило за пять лет года произвести 227 тыс. машин.
Buick Riviera 1971 года
Заостренная задняя часть – черта Buick Riviera 1971 года
Третье поколение купе, появившееся в 1971 году, снова поразило публику изящным дизайном. Его длинный капот, панорамное заднее стекло и заостренная (как у лодки) задняя часть сразу привлекли внимание. Появился и собственный логотип модели. Поскольку длина Riviera превысила 5,5 м, а масса составила 2010 кг, то было решено сохранить лишь флагманский 7,4-литровый двигатель. Правда из-за новых экологических норм его мощность снизили до 330 л. с. Зато управляемость улучшилась, ведь купе одним из первых в мире получило антипробуксовочную систему. Однако, спрос на тяжелый и «прожорливый» Riviera существенно снизился с наступлением топливного кризиса. К тому же, постепенно мощность снизили до 260 л. с.
Buick Riviera 1974 года
Несмотря на падение популярности больших полноразмерных моделей, в Buick продолжали увеличивать размеры Riviera. Так, новое его поколение в 1974 году достигло 5,7 м в длину и свыше 2 м в ширину. Однако его громадный двигатель развивал всего 205-230 л. с. К тому же, угловатый дизайн стал менее выразительным. Еще хуже ситуация стала в 1977 году: автомобиль окончательно потерял традиционный шарм во внешнем виде, а даже самый мощный 6,6-литровый 185-сильный V8 не мог обеспечить двухтонной машине приличную динамику.
Buick Riviera, 1977 год
В General Motors взялись радикально изменить Riviera. Купе шестой генерации, показанное в 1979 году, построили на переднеприводной платформе Cadillac Eldorado. Это улучшило управляемость и несколько снизило массу автомобиля. Наряду с V8 предложили и даже 3,8-литровый турбированный V6. Он не был мощнее, чем «восьмерки» (185 л. с.), но отличался экономичностью. Еще меньше расход топлива был у 5,7-литрового 140-сильного дизеля. Автолюбители положительно восприняли изменения и за первый год удалось продать 65 тыс. Riviera. А с 1982 года впервые наряду с купе предложили и кабриолет.
Buick Riviera 1979 года стал переднеприводным
Кабриолет Buick Riviera 1982 года
Модель 1986 года стала заметно компактнее (4,8 м в длину) и потому легче – 1500 кг. Двигатели V8 окончательно ушли в прошлое, уступив место 3,8-литровому V6 мощностью 140-170 л. с. Riviera получил 4-ступенчатую автоматическую трансмиссию и задние дисковые тормоза. Среди новшеств следует также отметить цифровую приборную панель, сенсорный экран мультимедийной системы, антиблокировочную систему тормозов ABS и подушки безопасности.
Buick Riviera 1986 года стал компактнее — 4,8 м
Однако, привыкшие к громадным автомобилям американцы не восприняли такой Riviera и популярность модели катастрофически снизилась. Так, в 1993 году удалось продать всего 4500 купе. Поэтому появившийся год спустя Riviera восьмого поколения снова «подрос» до 5,2 м. А компрессорная 240-сильная «шестерка» наконец существенно улучшила динамику (8 с до 100 км/ч) при умеренном расходе топлива. К тому же, автомобиль выглядел весьма элегантно благодаря мягким линиям кузова.
Buick Riviera 1995 года — последнее поколение модели
Buick Riviera восьмого поколения выпускали до 1999 года, а затем было решено отказаться от дальнейшего его развития. Всего за 36 лет было выпущено 1,1 миллиона Riviera всех поколений, что очень неплохо, как для дорого купе. Впрочем, в Buick не оставляют надежду возродить модель и подтверждение тому – концепт-кары Buick Riviera 2007 и 2013 годов.
Концептуальный Buick Riviera, 2013 год