Британская марка Ariel небольшая и относительно молодая – появилась только в 2001 году. Но она уже стала известной благодаря модели Atom. Этот спартанский болид предназначен для гоночного трека и демонстрирует отличную динамику благодаря малому весу. Уже выпущено свыше 1400 Ariel Atom и британцы решили расширить линейку. Поскольку основатели компании – страстные поклонники мотокросса и гонок по бездорожью, то было решено создать вседорожный аналог Atom – Ariel Nomad.
Nomad выглядит очень необычно: подобные автомобили можно увидеть на соревнованиях багги, но явно не на городских улицах. Впрочем, он полностью сертифицирован для дорог общего пользования. У него отсутствуют не только двери и окна, но и другие кузовные панели, и даже радиаторная решетка – спереди виден неприкрытый вентилятор системы охлаждения. Предусмотрены скромные пластиковые крылья мотоциклетного типа, поворачивающиеся вместе с колесами. Лаконично смотрятся и маленькие круглые фары, хотя за доплату можно выбрать дополнительную оптику на крышу. Опцией является и лобовое стекло, а позже предложат еще и некое подобие тканевого тента. Сзади бросается в глаза хромированный глушитель, украшенный надписью Nomad.
В основе вседорожника лежит трубчатая рама из алюминиевых сплавов, а вот каркас безопасности стальной. Автомобиль очень компактный – достигает 3215 мм в длину, 1860 мм в ширину и 1425 мм в высоту, а его масса – всего 670 кг. На выбор предложены 18-дюймовые дорожные шины или 15-дюймовые высокопрофильные вседорожные покрышки с глубоким протектором.
Хотя двери и отсутствуют, попасть внутрь не так уж и просто, даже несмотря на то, что руль снимается, как в гоночных болидов. Приходится взяться за каркас руками и повиснув, как на турнике, забросить ноги в салон. Впрочем, салоном это назвать сложно: отделка отсутствует, повсюду – голый металл. Даже передняя панель выполнена из грубого пластика. Маленький трехспицевый руль обшит алькантарой. Показания приборов выведены на небольшой монохромный дисплей с синей подсветкой. Вокруг него – набор клавиш разных размеров и цветов. Вот, собственно, и все.
Ковшеобразные спортивные сиденья водителя и переднего пассажира также не имеют ни малейшего намека на отделку, а щеголяют голым пластиком. Пусть они далеко не самые комфортабельные, зато неплохо удерживают спину. По центру салона проходит трансмиссионный тоннель. Рычаг коробки передач высокий, а потому находится как раз под рукой. Рядом – немаленький «ручник»: он, кстати, гидравлический, как на раллийных автомобилях. А еще у Nomad завидная обзорность во всех направлениях, что неудивительно. Конечно, о кондиционере, магнитоле или круиз-контроле можно забыть.
За креслами, поперечно в базе установлена 2,4-литровая «четверка» Honda с системой регулировки фаз газораспределения i-VTEC. Она хорошо знакома по Accord и CR-V, но в Ariel ее доработали. Теперь она развивает 235 л. с. при 7200 об/мин, а двигатель легко и быстро раскручивается до 7600 об/мин. До 4000 об/мин мотор особо себя не проявляет, а максимальные 300 Н∙м крутящего момента доступны только при 4300 об/мин, но зато затем он отлично раскрывает свой потенциал. Высокочастотный звук «четверки» не очень громкий, но приятен для слуха. Пусть мощность на первый взгляд небольшая, но учитывая малый вес вседорожника, выходит 351 л. с. на тонну. А это уже показатель уровня Porsche 911 Turbo. Динамика, кстати, также на уровне 911 – 3,4 с до 100 км/ч и 8,7 с до 160 км/ч. Предел Nomad – 200 км/ч. Кстати, если этого мало, то есть 290-сильная модификация с механическим компрессором, способная достичь 100 км/ч за 3,1 с.
Механическая 6-ступенчатая трансмиссия радует точностью работы и коротким ходом рычага. Передачи отлично подобраны, поэтому на разгон с 50 до 110 км/ч уходит всего 4,7 с.
У Nomad нет ни системы стабилизации, ни ABS, что делает его очень увлекательным. Спровоцировать занос задней оси нетрудно, но он будет контролируемым и предел возможностей автомобиля сразу ощутим. Руль без электроусилителя точный и очень острый – всего 1,7 оборота от упора до упора. Автомобиль мгновенно реагирует на его поворот, да и обратной связи более, чем достаточно. Ход подвески составляет 260 мм, поэтому она на удивление мягкая и комфортабельная. На каждое колесо приходится по две пружины подвески. Одна поменьше – отвечает за езду по ровной поверхности, вторая, большая, подключается на дорогах с множеством неровностей. Правда, и крены у Ariel ощутимы (хотя они легко контролируемые), и клевки при замедлении присутствуют. В качестве опции предложены более жесткие регулируемые амортизаторы Öhlins, помогающие уменьшить нежелательные движения кузова. Еще одна проблема в виражах – возможна блокировка колес, поэтому тормозить нужно осторожно.
Хотя, конечно, стихия Nomad – бездорожье. Немалый клиренс (300 мм), угол въезда 71° и угол съезда 82° обеспечивают хорошую проходимость и без полного привода. Покрышки BF Goodrich 235/75 R15 гарантируют отличное сцепление на грунте и в грязи. Вседорожник легко преодолевает полуметровые броды, но водителю и пассажиру в этом случае желательно надеть водонепроницаемую одежду.
Ariel Nomad – уникальный автомобиль: он сочетает способности багги с возможностью эксплуатации на дорогах общего пользования. Конечно, это не машина на каждый день, но до автодрома или кроссовой трассы на бездорожья он доедет. К тому же, Nomad относительно недорогой – 47 тыс. евро.
Технические характеристики Ariel Nomad
Тип кузова купе
Количество дверей/мест, шт. 0/2
Снаряженная/полная масса, кг 670
Длина/ширина/высота, мм 3215/1850/1425
Колесная база, мм 2350
Колея передняя/задняя, мм 1585/1585
Клиренс (дорожный просвет), мм 300
Объем багажника мин/макс, л нет
Диаметр разворота, м 11,8
Двигатель
Рабочий объем, см3 2354
Тип бензиновый
Расположение в базе, продольно
Расположение и количество цилиндров В ряд, 4
Количество клапанов/распредвалов, шт. 16/2
Макс. мощность, л. с. при об/мин 235 при 7200
Макс. крутящий момент, Н•м при об/мин 300 при 4300
Топливо/емкость бака, л Аи-95/60
Трансмиссия
Тип привода задний
Коробка передач 6-ст. механическая
Ходовая
Передняя подвеска Независимая, на двойных поперечных рычагах, со стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя подвеска Независимая, на двойных поперечных рычагах, со стабилизатором поперечной устойчивости
Тормоза передние Дисковые вентилируемые
Тормоза задние Дисковые
Сервисные и тормозные системы нет
Количество подушек безопасности, шт. нет
Размер шин 235/75 R15
Эксплуатационные показатели
Время разгона от 0 до 100 км/ч, с 3,4
Максимальная скорость, км/ч 200
Расход топлива, л/100 км:
— смешанный цикл 11,3
Стоимость автомобиля в Европе, евро 47 000
Первое техобслуживание, км 10 000
Периодичность техобслуживания, км 10 000