Страницы истории Skoda: старейший автопроизводитель Восточной Европы

Чехия вот уже несколько столетий является одной из самых промышленно развитых стран Восточной Европы, причем особенно высокого уровня достигло транспортное машиностроение. В разное время в Чехии появилось сразу несколько автомобильных марок, а самой успешной из них, несомненно, является Skoda. В нынешнем году старейший восточноевропейский автопроизводитель (из существующих поныне) празднует свое 125-летие.

Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент начинали с выпуска велосипедов

Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент начинали с выпуска велосипедов

История Skoda Auto берет свое начало в конце ХІХ века. Молодой продавец книг Вацлав Клемент из города Млада-Болеслав приобрел немецкий велосипед, однако тот часто ломался. Клемент написал жалобу в местное представительство производителя на чешском, однако там потребовали перевести письмо на немецкий – государственный язык Австро-Венгрии. Вацлава Клемента возмутила такая «клиенториентированность» и он решил создать собственное предприятие по выпуску велосипедов.

Мотоцикл Laurin & Klement

Мотоцикл Laurin & Klement

Партнером стал механик Вацлав Лаурин, часто покупавший книжки в магазине Клемента. Мастерскую открыли на окраине Млада-Болеслава и 18 декабря 1895 года зарегистрировали компанию Laurin & Klement. Первый велосипед назвали Slavia.

Первенец Laurin & Klement A 1905 года

Первенец Laurin & Klement A 1905 года

Чешские велосипеды очень быстро обрели популярность и уже в 1898 году компания построила новый завод. Год спустя появился первый мотоцикл Laurin & Klement – первый в Восточной Европе. Очень скоро мототехнику из Млада-Болеслава начали экспортировать, оценили ее и гонщики. В 1903 году мотоциклы Laurin & Klement добыли 32 победы в 34 гонках, а два года спустя Вацлав Вондржих выиграл неофициальный чемпионат мира.

Грузовой Laurin & Klement FDL, 1906 год

Грузовой Laurin & Klement FDL, 1906 год

Логичным следующим шагом был выпуск автомобиля и 29 октября 1905 года представили четырехколесного первенца Laurin & Klement Type A. Легкий (465 кг) кабриолет оснастили 1,0-литровым двухцилиндровым мотором мощностью 7 л. с., позволявшим развить 40 км/ч. За два года выпустили 40 таких машин.

Laurin & Klement FF 1907 года

Laurin & Klement FF 1907 года

Два года спустя появился восьмицилиндровый Laurin & Klement FF, затем наладили выпуск грузовых моделей, автобусов и сельскохозяйственной техники. Дела компании шли хорошо – штат увеличился до 320 человек, выросли и объемы производства. К 1908 году 90% всех выпущенных в Австро-Венгрии авто были именно Laurin & Klement.

Laurin & Klement FCS разогнали до 118,72 кмч

Laurin & Klement FCS разогнали до 118,72 км/ч

Отличились чешские автомобили и в соревнованиях – так гоночный Laurin & Klement FCS установил рекорд скорости на знаменитом британском автодроме Брукландс – 118,72 км/ч. А еще заводская команда добыла пять побед подряд в сложном Альпийском ралли, выиграла гонку Вена-Триест и стала второй в марафоне Берлин-Будапешт-Вена-Мюнхен.

Laurin & Klement S 1911 года

Laurin & Klement S 1911 года

Особенно успешным оказался Laurin & Klement S 1911 года. Выпустили 2000 таких автомобилей, что для того времени было неплохим показателем. На выбор предлагали десяток различных кузовов.

Skoda 110 1925 года

Первая Skoda 110 1925 года

Во время Первой мировой войны Laurin & Klement сосредоточился на выпуске грузовиков для австро-венгерской армии. Когда же в Европу пришел мир, то для компании настали сложные времена. Австро-Венгрия распалась, а в молодой республике Чехословакия немногие могли позволить себе недешевые автомобили. Поэтому первое время пришлось ограничить выпуск легковых моделей и больше выпускать грузовики и сельхозтехнику.

Президент Чехословакии Томаш Гариг Массарик и его Škoda Hispano-Suiza H6

Президент Чехословакии Томаш Гариг Массарик и его Škoda Hispano-Suiza H6

Усугубил ситуацию пожар на заводе в 1924 году. Впрочем, спасение пришло от крупнейшей чехословацкой компании Skoda, специализировавшейся в то время на тяжелой промышленности и оружии. С 1925 года Laurin & Klement стал частью концерна и был переименован в Skoda Auto. В истории марки начался новый этап.

Skoda Popular, 1934 год

Skoda Popular, 1934 год

К тому времени уже была готова новая модель 110. Ее особенностью стал оригинальный трансформируемый кузов кабриолет. Его заднюю часть можно было снять и установить на ее место грузовую платформу – и Skoda 110 превращалась в пикап.

Škoda Superb 1934 года

Škoda Superb 1934 года

Кроме того, именно на предприятии Skoda начали лицензионную сборку роскошных Hispano-Suiza H6. Один из лимузинов с 8,0-литровой 160-сильной «шестеркой» передали президенту Чехословакии Томашу Гаригу Массарику.

Skoda Rapid 1935 года

Skoda Rapid 1935 года

Финансовые вливания концерна Skoda позволили серьезно модернизировать предприятие в Млада-Болеславе и установить конвейерные линии. Объемы производства выросли, серьезно расширили и модельный ряд.

Купе Skoda Popular Monte Carlo 1936 года

Купе Skoda Popular Monte Carlo 1936 года

Первенцем в новом «семействе» стал Skoda Popular 1934 года. Компактная и недорогая модель с 1,0-литровым 22-сильным мотором оказалась прочной и неприхотливой, а независимая подвеска всех колес обеспечивала комфортабельную езду. Свою надежность автомобиль доказал в автопробеге из Индии в Чехословакию – четыре Popular преодолели почти 15 тыс. км без серьезных проблем. А в 1936 году Skoda Popular даже заняла второе место в классе в Ралли Монте-карло. Чтобы отметить это, выпустили специальную версию Popular Monte Carlo с 1,4-литровым 31-сильным двигателем и особыми кузовами купе и кабриолет.

Škoda Superb 4000 1939 года

Škoda Superb 4000 1939 года

За Popular последовали семейные модели – 1,4-литровый 31-сильный Rapid и 1,8-литровый 36-сильный Favorit. Дебютировал и новый флагман – Skoda Superb. Роскошный обтекаемый седан длиной свыше 5 м оснастили 2,5-литровой 55-сильной «шестеркой», позволявшей развить 110 км/ч. Позже появились версии с двигателями 2,9 л (65 л. с.) и 3,1 л (85 л. с.), а в 1939 году дебютировал вариант 4000 с 4,0-литровым 96-сильным V8 и максимальной скоростью 135 км/ч.

Кабриолет Skoda 1101 1946 года

Кабриолет Skoda 1101 1946 года

Аннексия Чехословакии нацистской Германией сопровождалась милитаризацией промышленности. Все заводы Skoda перевели на выпуск военной продукции и, естественно, предприятия стали целями для авиации союзников и были частично разрушены.

Skoda VOS 1949 года

Skoda VOS 1949 года

Впрочем, уже в 1946 году удалось восстановить производство легковых автомобилей. Сначала наладили выпуск Skoda 1101 – модернизированной версии Popular с 1,1-литровым 32-сильным двигателем. На выбор предлагали восемь различных версий – от кабриолета до фургона. За шесть лет собрали 71,5 тыс. машин.

Skoda 1200 1952 года

Skoda 1200 1952 года

Вернули в производство и Superb, а в 1949 году представили его наследника Skoda VOS с современным дизайном и 120-сильной «шестеркой». Всего выпустили 107 машин и они обслуживали президента Чехословакии Клемента Готвальда и даже китайского лидера Мао Цзедуна.

Skoda 440 1955 года

Skoda 440 1955 года

А затем коммунистическое правительство запретило Skoda (к тому времени предприятие национализировали) создавать роскошные автомобили. Упор сделали на недорогие модели, а также общественный транспорт – автобусы и троллейбусы. Мало того, было принято очень странное решение наладить сборку в Млада-Болеславе седанов Tatra 600 – это вызвало протесты как у Skoda, так и у Tatra. Кстати, Tatra также пытались запретить выпуск представительских авто (чтобы не конкурировать с советскими ЗИМ и ЗИС), однако руководству предприятия все же удалось отстоять свои права.

Skoda Felicia 1959 года

Skoda Felicia 1959 года

Впрочем, даже в условиях плановой экономики чешские конструкторы удивляли инновационными моделями. Так, в 1952 году дебютировала семейная Skoda 1200 с обтекаемым кузовом. Аэродинамику неплохо проработали, так что 36-сильного двигателя было достаточно, чтобы развить 105 км/ч.

Гоночная Skoda 1100 OHC, 1959 год

Гоночная Skoda 1100 OHC, 1959 год

Три года спустя представили «семейство» более доступных моделей 440. Помимо седана и универсала, предложили даже элегантный кабриолет, причем он был мощнее – 50 л. с. против 40-45 л. с. у версий с жестким верхом. После модернизации 1959 года варианты с металлической крышей переименовали в Octavia, а кабриолет – в Felicia. Примечательно, что Felicia продавали в Западной Европе и даже в США. А Octavia отметилась победой в своем классе в Ралли Монте Карло.

Skoda 1000 MB 1964 года

Skoda 1000 MB 1964 года

На базе Skoda Octavia также создали вседорожник Skoda Trekka, причем выпускали его в Новой Зеландии. Угловатый автомобиль не имел полного привода, но все равно демонстрировал неплохую проходимость.

Skoda Trekka 1966 года

Skoda Trekka 1966 года

Особенного упоминания заслуживает экспериментальная спортивная Skoda 1100 OHC. Для своего времени это был передовой автомобиль. Его кузов выполнили из стеклопластика, а 1,1-литровый двигатель дополнили двумя верхними распредвалами. Мощность достигла 92 л. с., а максимальная скорость – 190 км/ч.

Редкое купе Skoda 1100 MBX

Редкое купе Skoda 1100 MBX

В 1964 году представили полностью новую линейку Skoda 1000 MB. Как для бюджетной  модели тех лет конструкция получилась современной – с задним расположением двигателя, несущим кузовом и полностью независимой подвеской. А блок цилиндров 1,0-литровой 44-сильной «четверки» выполнили из алюминиевых сплавов. За пять лет выпустили свыше 440 тыс. седанов и лишь 2517 оригинальных купе МВХ. Skoda 1000 MB пользовались спросом не только в социалистических странах, но и в ФРГ и Великобритании.

Skoda 100 1969 года

Skoda 100 1969 года

Еще успешнее стал обновленный вариант 1000 MB – Skoda 100 1969 года: за восемь лет собрали свыше миллиона машин. Седан стал более обтекаемым и получил передние дисковые тормоза, а мощность двигателя подняли до 48 л. с. Кроме того, представили полностью новое купе 110 R с элегантным профилем и 1,1-литровым 62-сильным мотором. Максимальная скорость составила 145 км/ч.

Skoda 110 R 1970 года

Skoda 110 R 1970 года

Для гонок же подготовили особый вариант 130 RS: его 1,3-литровая «четверка» развивала 130-140 л. с. и позволяла достичь 220 км/ч. Skoda 130 RS записала на свой счет очередной триумф в Ралли Монте-Карло, а в 1981 году выиграла европейский кузовной чемпионат.

Skoda 130 RS успешно показала себя в ралли и кузовных чемпионатах

Skoda 130 RS успешно показала себя в ралли и кузовных чемпионатах

Была попытка построить и еще более интересное купе Skoda 1100 GT. Автомобиль отличался ярким дизайном с выдвижными фарами и был очень легким – 816 кг. Поэтому 1,1-литрового 75-сильного двигателя хватало, чтобы развить 175 км/ч. Модель была готова к производству, однако власть не утвердила запуск ее в серию и всего собрали только семь прототипов.

Skoda 1100 GT 1970 года

Skoda 1100 GT 1970 года

Не разрешили в начале 70-х создать и нового переднеприводного наследника Skoda 100 – просто потому, что в СССР подобные модели (ВАЗ-2108 и Москвич-2141) появились бы позже. В итоге пришлось модернизировать старое заднемоторное шасси. Новая Skoda 120 и ее дешевый вариант 105 дебютировали в 1976 года. На смену плавным формам в дизайне пришли углы. На выбор предлагали бензиновые двигатели объемом 1,0 л (44 л. с.) и 1,2 л (49-54 л. с.).

Skoda 105 1976 года

Skoda 105 1976 года

В 1984 году презентовали обновленную Skoda 130 с 1,3-литровыми моторами мощностью 58-62 л. с., а также купе и кабриолет Rapid на ее базе. Автомобили неплохо продавались в Великобритании, Финляндии и даже Австралии и Канаде.

Skoda Rapid 1984 года

Skoda Rapid 1984 года

Переднеприводные хетчбэк Skoda Favorit и универсал Forman дебютировали только в 1987 году – уже после появления советских аналогов. Примечательно, что рубленный дизайн для них разработали в итальянском ателье Bertone. Двигатель перешел в наследство от Skoda 130, но его мощность со временем довели до 68 л. с. благодаря впрыску топлива.

Skoda Favorit 1987 года с дизайном от Bertone

Skoda Favorit 1987 года с дизайном от Bertone

Кстати, мало кто знает, что на платформе Favorit в конце 80-х совместно с Tatra создали электромобиль Skoda Beta. Этот 54-сильный фургон обладал запасом хода в 120 км и развивал 110 км/ч. Выпустили лишь сотню таких машин.

Электромобиль Skoda Beta

Электромобиль Skoda Beta

В начале 90-х после Бархатной революции в Чехословакии было решено приватизировать Skoda. Власти понимали, что сама по себе компания не выживет в новых условиях и начали искать крупного инвестора. В покупке Skoda были заинтересованы BMW, Ford, Fiat, General Motors, Mercedes-Benz, Volvo, Renault, и Volkswagen, но лишь два последних концерна выступили с действительно стоящими предложениями. Выбор пал на Volkswagen, так как немцы предложили и в дальнейшем развивать марку Skoda, в то время, как Renault планировали наладить в Млада-Болеславе выпуск моделей Twingo и 19.

Skoda Felicia 1994 года

Skoda Felicia 1994 года

С 28 марта 1991 года Skoda – часть концерна Volkswagen. Новые владельцы быстро взялись за реорганизацию предприятия и разработку новых моделей. Уже в 1994 году появилась преемница Favorit Skoda Felicia – первая модель марки с кондиционером, ABS и подушками безопасности.

Skoda Octavia 1996 года - самая важная модель в современной истории марки

Skoda Octavia 1996 года — самая важная модель в современной истории марки

Два года спустя представили Skoda Octavia – пожалуй, самую важную модель в современной истории марки. Создали ее на платформе Volkswagen Golf и предложили на выбор бензиновые и дизельные двигатели мощностью от 60 до 180 л. с. Octavia оказалась очень успешной – уже произвели свыше 5 миллионов лифтбэков и универсалов четырех поколений.

Skoda Superb 2001 года

Skoda Superb 2001 года

Вслед за Octavia последовали модель В-класса Fabia, возрожденный флагманский Superb. С 1991 по 2000 годы объемы производства выросли со 172 тыс. до 435 тыс. авто в год. В третьем тысячелетии палитру марки расширили мини-вэн Roomster и вседорожник Yeti. Кстати, самые дорогие версии моделей назвали Laurin & Klement.

Skoda Yeti, 2009 год

Skoda Yeti, 2009 год

Последние годы – настоящий расцвет Skoda. Модельный ряд серьезно расширили – появились вседорожники Kodiaq, Kamiq и Karoq, компактный городской Citigo и хетчбэк Scala. Новейшее пополнение в линейке – электромобиль Skoda Enyaq iV. Ежегодно чешская компания производит свыше миллиона автомобилей и это лучшие показатели за всю ее историю. Кстати, часть этих машин выпускают в Украине – с 2001 года их сборку наладили в Закарпатье.

Электромобиль Skoda Enyaq iV 2020 года

Электромобиль Skoda Enyaq iV 2020 года

Метки:
Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 12' 2020

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *