Наверное, ни для кого не секрет, что итальянцы – мастера автомобильного дизайна. Искусство у них в крови и если ранее они воплощали свой творческий потенциал в живописи, скульптуре и архитектуре, то с ХХ века в Италии создают впечатляющие автомобили. Кузовные ателье Bertone, Pininfarina, Zagato, ItalDesign, Ghia десятилетиями задавали моду в автомобильном дизайне. Свои шедевры там создавали стилисты Джорджетто Джуджаро, Серджио Скальетти, Франко Скальоне. Но, пожалуй, самым авангардным дизайнером является Марчелло Гандини – он не боялся смелых решений и создал немало впечатляющих авто.
Марчелло Гандини
Марчелло Гандини родился в 1938 году в самом сердце итальянской автопромышленности – Турине. Его семья – аристократы, которым не чуждо творчество: отец Гандини был дирижером оркестра. В детстве и Марчелло занимался музыкой, однако все изменил случай – однажды парень увидел невероятный американский Cord 812. Дизайн настолько впечатлил итальянца, что тот твердо решил проектировать автомобили.
Марчелло Гандини и прославившая его Lamborghini Miura
Lamborghini Marzal 1967 года
После школы Гандини поступил в университет на факультет механики занялся доводкой спортивных автомобилей. Первой же дизайнерской работой стало создание нового укороченного кузова для спортивного OSCA Barchetta его друга после ДТП. Затем Марчелло создал еще несколько интересных гоночных моделей.
Lamborghini Espada — серийный вариант Marzal
В 1963 году Гандини попробовал устроиться на работу в ателье Bertone. Его портфолио понравилось Нуччо Бертоне, однако против выступил Джорджетто Джуджаро, занимавший пост ведущего дизайнера. Два года спустя Джуджаро ушел из Bertone и на его место таки взяли Марчелло Гандини.
Alfa Romeo Montreal 1970 года
Первой работой молодого стилиста в Bertone стало купе Lamborghini Miura. Первые его наброски выполнил еще Джуджаро, но Гандини успешно завершил проект. Он создал кузов высотой чуть больше метра с очень низким капотом и круглыми выдвижными фарами с характерными «бровями». Гандини помнил об увлечении Феруччо Ламборгини корридой (даже на логотипе Lamborghini красуется разъяренный бык), а потому двери купе в распахнутом виде напоминали загнутые бычьи рога.
Alfa Romeo Carabo — первый авто с гильотинными дверями
Lamborghini Jarama 1970 года
Обтекаемое купе совершило фурор на Женевском автосалоне 1966 года. Miura стала одной из первых среднемоторных моделей и именно она прославила Lamborghini на весь мир. В свое время это был самый быстрый серийный автомобиль в мире: 350-сильный V12 разгонял его до 277 км/ч.
Lancia Stratos Zero 1970 года
Воодушевленные успехом Бертоне и Гандини продолжили работу с Lamborghini. Уже в 1967 году был представлен концепт-кар Marzal, превратившийся год спустя в серийное туристическое купе Lamborghini Espada. После этого Гандини создал дизайн Lamborghini Jarama и Urraco.
Lamborghini Urraco 1972 года
Впрочем, и о других марках в Bertone не забывали. Так, к Всемирной выставке 1967 года в канадском Монреале он спроектировал экстравагантный Alfa Romeo Montreal – через три года эта модель стала серийной.
Fiat X1/9 1972 года
А в 1968 году дебютировал знаковый для Гандини концепт-кар Alfa Romeo Carabo, ведь он обозначил основные черты стиля мастера – клиновидный дизайн, выдвижные фары и обилие граней. К тому же, именно на нем дебютировало изобретение стилиста – двери, поднимающиеся вверх по «гильотинному» принципу.
BMW 5 Series 1972 года
Lamborghini Countach — лучшее творение Марчелло Гандини
Carabo стал предвестником самой значимой работы Марчелло Гандини – легендарного Lamborghini Countach. Низкое купе с граненным дизайном получило те самые «гильотинные» двери. Легенда гласит, что когда прототип от Bertone приехал на завод Lamborghini, кто-то из рабочих воскликнул: «Countach!» Этот возглас на диалекте итальянского региона Пьемонт выражает высшую степень восхищения – например, если мужчина увидит красивую женщину. Модель решили так и назвать.
Lancia Stratos трижды выиграл чемпионат мира по ралли
Countach стал сенсацией Женевского автошоу 1971 года, но из-за экономических проблем Lamborghini поступил в производство только три года спустя. Модель стала символом эпохи и предопределила стиль марки на десятилетия вперед, а «гильотинные» двери стали визитной карточкой Lamborghini.
Ferrari Dino GT4 1973 года
Для Гандини 70-е годы стали пиком карьеры. Граненый стиль тогда стал очень модным и у мастера не было отбоя от заказов. Он создал спортивные Ferrari Dino GT4 и Maserati Khamsin, а также доступный кабриолет Fiat X1/9, Именно его перу принадлежит и первый BMW 5 Series в кузове E12.
Maserati Khamsin 1974 года
Марчелло Гандини умел удивлять, постоянно создавая футуристические концепт-кары. Одним из самых невероятных стал Lancia Stratos Zero – клиновидный автомобиль высотой всего 84 см. У него не было дверей – вместо этого поднималось лобовое стекло.
Renault 5 Turbo 1980 года
А в 1974 году дебютировал и серийный Lancia Stratos, причем изначально автомобиль создавали специально для ралли, а уже потом решили добавить и дорожную версию. Поэтому от Гандини потребовалось сделать автомобиль не только стильным, но и максимально компактным и легким. Купе с 2,4-литровым V6 от Ferrari Dino не только впечатляло внешним видом, но и смогло трижды выиграть раллийный чемпионат WRC.
Citroen BX 1982 года
Грузовой Renault Magnum
В 1980 году Марчелло Гандини принял решение покинуть Bertone и отправиться в самостоятельное плавание. Заказов хватало и первой работой стал оригинальный заряженный Renault 5 Turbo. В отличие от стандартного переднемоторного хетчбэка, здесь двигатель поместили сзади, что потребовало полной переделки конструкции. Затем последовал Citroen BX – пожалуй, самая массовая модель от Гандини, ведь выпустили 2,1 млн. этих авто.
Вертолет Heli-Sport CH-7 с дизайном от Гандини
Стилист не ограничивался легковыми автомобилями. Именно он спроектировал оригинальный грузовой Renault Magnum, а еще его перу принадлежит дизайн вертолета Heli-Sport CH-7.
Cizeta-Moroder V16T 1991 года
В конце 80-х Lamborghini начали разработку преемника Countach и, естественно, обратились к Гандини. Тот создал впечатляющее купе в своем фирменном стиле. Однако пока стилист работал, концерн Chrysler выкупил Lamborghini и новым владельцам проект показался слишком агрессивным. Впрочем, Марчелло Гандини не растерялся и продал его небольшой компании Cizeta. Так несбывшийся Lamborghini Diablo стал Cizeta-Moroder V16T с уникальным 16-цилиндровым двигателем.
Maserati Shamal
Maserati Quattroporte 1994 года
После этого Гандини активно разрабатывал новые Maserati. Именно он является автором Maserati Quattroporte четвертого поколения и Ghibli второй генерации, а самым ярким стало лимитированное 325-сильное купе Maserati Shamal. Кроме того, в этот период стилист создал нестандартный De Tomaso Bigua.
De Tomaso Bigua 1998 года
В последнее время Марчелло Гандини отошел от дел и больше выступает в роли консультанта по дизайну. Впрочем, время от времени маэстро радует новыми нестандартными работами вроде Tata TaMo Racemo 2017 года. Творения Гандини уже давно вошли в учебники по дизайну, ведь они опередили свое время.