Детройт вот уже свыше ста лет является сердцем американского автопрома. Сейчас город переживает не лучшие времена, но в первой половине ХХ века он процветал. Мало кто знает, что первым свое предприятие в Детройте открыл не Ford и не Chevrolet, а Packard. Эта марка уже не существует, но раньше она гремела на весь мир. Недавно ей исполнилось 120 лет.
Первый Packard Model A 1899 года
Основателями компании стали братья Джеймс Уорд и Уильям Дауд Паккарды. С 1850 года их отец держал крупный магазин в городе Уоррен (штат Огайо), затем открыл пилораму, а с 1890 года занялся выпуском электрических ламп. В 1898 году Джеймс решил на купить автомобиль и отправился на предприятие Winton, расположенное в 130 км от его дома. В Winton до этого выпустили 12 машин, отличавшихся надежностью и скоростными качествами, а вот тринадцатый экземпляр, доставшийся Паккарду, оказался несчастливым. Джеймс решил возвращаться на нем домой, но по дороге Winton постоянно глох и, в конце концов, вовсе замер на обочине. Пришлось нанимать лошадей, чтобы взять новое приобретение на буксир.
Pckard Model F совершил трансамериканский пробег в 1903 году
Разочарованный Джеймс пришел с жалобой к Александру Уинтону, но тот в весьма грубой форме ответил ему: «Не нравится – построй свою машину!» Молодой предприниматель так и сделал: в ноябре 1899 года вместе с братом собрал свой первый автомобиль. Это был небольшой четырехколесный экипаж с 12-сильным одноцилиндровым двигателем. На фоне своих конкурентов он выгодно отличался наличием рулевого колеса вместо более привычного в те времена рычага. Стоила новинка недешево – 2600 долларов, тогда как большинство моделей можно было приобрести за 400-1500. Тем не менее, состоятельные клиентов оценили качество ее изготовления: за 1900 год собрали 47 машин. Покупателей завлекали рекламой: в Packard одними из первых в отрасли начали печатать буклеты.
Packard Model S 1906 года
Надежность первых Packard подтвердили соревнования. В 1901 году новая модель С приняла участие в гонке Нью-Йорк-Буффало. На старт вышло 89 экипажей, но финишировали лишь пять, из них четыре – Packard. А спустя два года модель Packard F Old Pacific совершила невероятный автопробег из Сан-Франциско в Нью-Йорк всего за 53 дня.
Packard Model 30 1911 года
Одним из владельцев первых Packard был миллионер Генри Джой. Автомобиль настолько ему понравился, что вместе с друзьями он выкупил акции компании, инвестировал в нее 250 тыс. долларов и стал главой совета директоров. Именно Джой взялся построить в Детройте современный завод. Его открыли в начале 1906 года, однако братья Паккард отказались покидать родной город. Они решили оставить фирму и заняться электрооборудованием.
Packard Twin Six — первый в мире автомобиль с V12
На новом месте появились и свежие модели. Сначала появился 24-сильный Packard Model S, развивавший приличные на то время 100 км/ч. Затем появился роскошный Model 30 с четырехцилиндровым двигателем мощностью 40 л. с. С 1911 года начали производить шестицилиндровый 74-сильный Model 48. Хотя его цена достигла 5000-6500 долларов (128-167 тыс. по современному курсу), за год продали 1350 таких автомобилей. Автосалоны и сервисные центры Packard появились в 104 американских городах. Параллельно наладили выпуск трехтонных грузовиков, а для нужд армии стали изготовлять авиационные моторы.
Packard Eight 1923 года
Генри Джой понимал, что без хороших дорог автомобилизации не будет и продажи машин серьезно не вырастут. Он присоединился к акции по сбору денег на строительство трансконтинентального шоссе через всю Америку. Но совету директоров такое расточительство пришлось не по душе, и в 1916 году Джой ушел в отставку. Вместо него выбрали Элвана Маколи, руководившего фирмой на протяжении более сорока лет. Именно ему принадлежит авторство рекламного слогана компании: Ask the man who owns one («Спросите у владельца»).
Packard Single Six 1924 года
Тем не менее, именно Генри Джой начал разработку уникального Packard Twin Six. Название его говорило само за себя: это был первый в мире автомобиль с V12. Двигатель создали из двух рядных «шестерок» и он отличался невероятной тишиной и плавностью работы: монетка, поставленная на блок цилиндров «на ребро» не падала. Мощности в 88 л. с. хватало, чтобы развивать 130 км/ч. Хотя новинка оставалась недешевой (2700-3700 долларов), за первый год продали 7746 Twin Six, а до 1923 года их выпустили 35 тыс.
Packard Deluxe Eight с кузовом от Dietrich, 1930 год
Вскоре V12 приспособили для авиации: так появился знаменитый двигатель Liberty. В 1919 году гонщик Ральф Де Пальма установил мировой рекорд скорости – разогнал доработанный Twin Six до 240 км/ч на пляже во Флориде. А три года спустя катер с этим мотором развил 196 км/ч. Кстати, Packard Twin Six было в гараже гетьмана Павла Скоропадского.
Packard Custom Eight 1932 года
Элван Маколи понимал, что баснословно дорогие премиальные автомобили не будут массовыми. В 1920 году появился шестицилиндровый Single Six – один из первых автомобилей с тормозами на всех колесах. Через три года показли 6,3-литровый Eight. Его рядная «восьмерка» станет основным двигателем Packard вплоть до середины 50-х годов. Мощности в 105 л. с. хватало, чтобы достигать 128 км/ч. Модель производили в нескольких версиях: более компактной и доступной Light Eight с колесной базой в 3248 мм, стандартной Standard Eight (база – 3454 мм) и дорогие Custom и Deluxe Eight (3632 мм).
Фаэтон Packard Twin Six 1932 года
Над внешним видом Packard работали стилисты ателье Dietrich, количество предлагаемых типов кузова достигло 21. Причем, чуть ли не каждый год дизайн автомобилей обновлялся. Капоты автомобилей стали украшать новым логотипом: статуэткой вставшего на дыбы слона. Даже версию Light Eight продавали по цене от 2150 долларов, а Standard Eight стоил 4100 долларов – за эти деньги можно было купить десять доступных Ford A. Тем не менее, в 1928 году продали свыше 55 тыс. этих недешевых автомобилей.
Packard Twevle 1933 года
Покупатели ценили высокое качество, подтвержденное многими испытаниями. Элван Маколи выделил миллион долларов на постройку собственного тестового полигона. Packard продавали не только в США – автосалоны открыли в 61 стране мира.
Packard Super Eight Coupe Victoria, 1933 год
Успешную ходу Packard прервала Великая депрессия. В мгновение ока многие состоятельные граждане стали бедняками. Естественно, что в такой ситуации спрос на премиальные модели резко упал. Некоторые знаменитые производители обанкротились – исчезли марки Auburn, Duesenberg, Marmon, Pierce Arrow. Packard выстоял, хотя его производство сократилось в 8 раз: до 7000 автомобилей в год.
Аэродинамическое купе Packard Twelve 1934 года
Ставку сделали на самых богатых американцев. Для них в 1932 году возродили Packard Twin Six, но с полностью новым 7,3-литровым V12. Мощность мотора возросла до 160 л. с., а крутящий момент достиг немалых 436 Н∙м. Максимальная скорость составила 162 км/ч. Среди интересных новшеств был гидропривод тормозов. Год спустя модель переименовали в Twelve («Двенадцать»), чтобы еще больше подчеркнуть V12 под капотом. Желающих выделиться привлекали с помощью эксклюзивных заказных кузовов от известных ателье LeBaron и Dietrich. Основными их покупателями стали миллионеры и звезды Голливуда.
Фаэтон Packard Twelve с кузовом от LeBaron, 1934 год
Конечно, Twelve могли позволить не все. Базовый седан стоил 9000 долларов, а за такие шедевры, как кабриолет Boattail Speedster актера Кларка Гейбла или аэродинамическое купе от LeBaron нужно было выложить до 18 тыс. долларов, то есть, свыше 300 тыс. по нынешнему курсу. Но особой популярностью пользовался фаэтон от LeBaron с отдельным лобовым стеклом для задних пассажиров. Один бронированный лимузин стал подарком Иосифу Сталину от президента США Франклина Делано Рузвельта.
Packard Twelve Boattail Speedster принадлежал актеру Кларку Гейблу
За шесть лет продали около 35 тыс. таких автомобилей, а менее зажиточным покупателям предложили альтернативу – модель Super Eight. С виду она не отличалась от флагманского Twelve, имела такую же колесную базу (3607 мм), да и все яркие заказные кузова для нее были доступны. Основное различие скрывалось под капотом, где установили более дешевую «восьмерку» мощностью 145 л. с.
Packard 120 1935 года
В 1935 году компания решилась открыть для себя средний класс с моделью 120 стоимостью менее 1000 долларов. Автомобиль мгновенно стал популярным, ведь многие американцы хотели купить Packard, но не у всех хватало денег на роскошные модели. Packard 120 оснастили 4,6-литровым 110-сильным восьмицилиндровым мотором, позволявшим развить 135 км/ч. На 120 дебютировала независимая подвеска всех колес и уже в те времена в качестве опции можно было заказать радио, а позже – и кондиционер. Сохранилась и возможность выбор типа кузова. За первый же год продали 25 тыс. «сто двадцатых», тогда как остальных Packard – всего 7 тыс. А через год их выпустили уже 55 тыс.
Packard Super Eight 1936 года
К 1937 году подготовили еще более доступный Packard Six – упрощенный вариант модели 120 с меньшим количеством хрома в отделке и шестицилиндровым 3,9-литровым двигателем на 100 л. с. Он стоил всего 795 долларов – почти столько же, сколько самые дорогие Ford и Chevrolet. Вскоре Six переименовали в Packard 110, а на его базе подготовили специальную версию для такси.
Доступный Packard Six 1937 года
Доступные новинки позволили Packard окончательно преодолеть последствия кризиса. Но и о роскошных автомобилях не забывали. В 1940 году увидела мир свежая их линейка – Super Eight 160 и новый Super Eight 180, сменивший модель Twelve. Обе новинки оснастили 5,8-литровой 160-сильной «восьмеркой». По мощности она не уступала V12, но зато была более дешевой в производстве, что позволило снизить цену автомобиля до 6800 долларов. Поэтому не удивительно, что «сто восьмидесятых» произвели в четыре раза больше, чем Twelve. Кстати, именно с Packard Super Eight 180 скопировали советский ЗИС-110.
Packard Twevle 1939 года
В конце 30-х Packard удивляли экстравагантными кузовами от известного стилиста Говарда Даррина. Он родился в богатой семье, но решил зарабатывать на жизнь сам и уехал в Париж обучаться автомобильному дизайну. Заработав известность яркими творениями, Говард в 1937 году вернулся в США и основал в Лос-Анджелесе, прямо на голливудском бульваре Сансет, новую мастерскую. Кинозвезды буквально выстроились в очередь за эксклюзивными автомобилями.
Packard Eight Convertible Victoria от Говарда Даррина
Даррин любил Packard и разработал 16 эксклюзивных кузовов. Когда их увидело руководство марки, то предложило сотрудничество. Стилист создал как двухдверный кабриолет Convertible Victoria, четырехдверный фаэтон и спортивный седан. Все они отличались обтекаемыми формами, отсутствием подножек и уменьшенной на 7,5 см высотой. Но самым приятным было то, что кузов от Даррина можно было заказать как для дорогого Super Eight 180, так и для доступного Packard 120.
Packard Super Eight 180 1941 года
Говарду Даррину поручили разработку полностью нового Packard Clipper. Оснастили его новым 4,7-литровым восьмицилиндровым мотором мощностью 125 л. с., а широкая колея позволила значительно улучшить управляемость. Премьера модели состоялась в 1941 году, но до вступления США в войну успели выпустить лишь 16 тыс. автомобилей. Затем пришлось сворачивать производство и заняться изготовлением двигателей для легендарных истребителей P-51 Mustang.
Packard 110 1941 года
Автомобили сошли с конвейера в 1946 году, причем на первых порах решили собирать только Clipper. Он стал очень популярным, и за год продали свыше 100 тыс. машин. Позже в линейке появилась модель Eight нового поколения. С 1949 года в качестве опции стали предлагать автоматическую трансмиссию.
Packard Clipper 1941 года
Контракты от армии позволили заработать миллионы долларов, поэтому в Packard взялись за проектирование сразу нескольких новых моделей, которые представили в 1951 году. Самым дешевым стал новый Packard 200 с 5,3-литровой 135-сильной «восьмеркой». Флагманский Patrician 400 был мощнее (150 л. с.) и крупнее. За год продали 101 тыс. машин.
Лимузин Packard Clipper 1946 года
По-настоящему впечатлил публику Packard Carribean 1955 года, привлекший внимание модным дизайном с большими килями на задних крыльях. Для автомобиля разработали новый 5,7-литровый V8 мощностью 275 л. с., автоматическую коробку передач и торсионную подвеску. А комплектация включала усилитель руля, радио, кондиционер, электроприводы стеклоподъемников и регулировки сидений.
Packard Eight 1948 года
Выпустили всего 500 купе и кабриолетов, но вскоре последовали и более дешевые модели в духе Carribean – Clipper Patrician нового поколения. Нам этот дизайн может показаться очень знакомым, ведь именно Packard Carribean стал прообразом для «Чайки» ГАЗ-13.
Packard Patrician 400, 1954 год
В начале 50-х годов стало понятно, что конкурировать с «Большой тройкой» (концерны Ford, General Motors и Chrysler) становится все сложнее. Конкуренты практически ежегодно обновляли дизайн своих моделей, а в Packard на это не хватало средств. После завершения Корейской войны резко сократились правительственные заказы для армии, дававшие немалую прибыль. Руководство компании начало искать союзника, и в 1956 году состоялось слияние со Studebaker.
Pckard Carribean 1955 года стал прообразом «Чайки»
Объединение стало фатальным для Packard. Дело в том, что с 1957 года стали выпускать фактически копии Studebaker, что негативно повлияло на имидж. Хотя сами модели оказались не слишком плохими. Так, купе Hawk с 275-сильным компрессорным V8 и 3-ступенчатым «автоматом» могло разгоняться до 200 км/ч. Но популярности автомобиль не обрел, ведь стоил он на целых 700 долларов дороже аналогичного Studebaker. В 1957 году выпустили всего 588 этих машин и еще чуть более 2 тыс. седанов и универсалов. Дела компании резко ухудшились и с июня 1958-го производство машин прекратили.
Packard Hawk 1958 года
Были попытки продавать под названием Packard французские купе Facel Vega, но идея не нашла продолжения. Возродить Packard предприняли в 1999 году и подготовили оригинальный седан с V12, однако дальше прототипа дело не пошло.
Packard Hardtop Coupe 1958 года
Автомобили Packard не выпускают уже более 60 лет, но их очень ценят коллекционеры. Особенно популярными являются модели с эксклюзивными кузовами – за них на аукционах порой отдают сотни тысяч долларов.