Концепция массового «народного» автомобиля родилась у Генри Форда: его легендарный Ford T посадил Америку на колеса. Со временем идеи Форда прижились во многих странах. В частности, в Германии создали Volkswagen Beetle, в Италии – Fiat 500 и 600, а во Франции – Citroen 2CV. А британским народным автомобилем несомненно стал Mini, празднующий в нынешнем году свое 60-летие.
Отец Mini сэр Алек Иссигонис
История Mini начинается в 1956 году. Великобритания уже давно оправилась после Второй мировой, а спортивные модели вроде Jaguar XK140 и Aston Martin DB2 были хорошо известны за пределами Туманного Альбиона. Однако серьезным ударом по автомобильной промышленности страны стал Суэцкий кризис.
Прототип Mini 1958 года
Конфликт с Египтом вокруг Суэцкого канала привел к сбою поставок нефти с Ближнего Востока. В стране образовался дефицит бензина, топливо на заправках начали продавать в ограниченном количестве. А дороги заполонили экономные немецкие трехколесные модели с мотоциклетными моторами вроде BMW Isetta или Messershmidt Kabienroller. Они выглядели забавно, за что их прозвали автомобилями-пузырьками, но зато были очень дешевыми и экономичными. К тому же, власти Лондона жестко урезали места для бесплатной парковки, поэтому страна нуждалась в компактной машине.
Austin Mini 1959 года
Такая ситуация была не по душе главе концерна British Motors Corporation (BMC) Леонарду Лорду. Однажды он в сердцах заявил: «Пусть будут прокляты эти автомобили-пузырьки! Мы должны их согнать с дороги с помощью настоящей компактной модели!» И поручил талантливому конструктору Алеку Иссигонису создать такую машину. Требования оказались весьма суровыми: при длине 3 м, ширине и высоте в 1,2 м она должна была иметь 1,8-метровый салон и помещать четверых. При этом под капотом необходимо еще поместить 1,0-литровый двигатель. Это был самый маленький мотор от BMC, а на разработку нового денег не было.
Morris Mini Minor 1959 года
К разработке модели приступила небольшая команда из пяти с профессионалов. В октябре 1957 года был готов первый прототип новой модели. Ради безопасной управляемости Алек Иссигонис выбрал передний привод. Однако в то время большинство подобных моделей (французские Citroen Traction Avant и 2CV, американского Cord 810) использовали такую схему исключительно с продольным расположением двигателя. А в прототипе Иссигониса мотор попросту не помещался под капот. Тогда разработчики решили развернуть его и установить поперечно. По сути, они впервые применили компоновку, которая стала традиционной в нынешних переднеприводных моделях.
Автомобиль сделали переднеприводным, а двигатель разместили поперечно
Механическую 4-ступенчатую коробку передач расположили прямо внутри поддона картера, а система смазки была общей с двигателем. Еще одно интересное решение использовали в подвеске автомобиля: вместо традиционных пружин установили компактные резиновые конические блоки. Прототип оснастили очень маленькими 10-дюймовыми колесами, поэтому компании Dunlop пришлось разрабатывать для них специальные шины.
Салон первого Mini весьма спартанский
В июне 1958 года новинку показали Леонарду Лорду. Тот проехался на ней всего 5 минут и был так доволен, что тут же принял решение: побыстрее начать серийное производство. Чтобы выполнить поручение, пришлось немного упростить конструкцию. Объем мотора уменьшили с 948 до 848 куб. см. Мощность составила 34 л. с., а максимальная скорость упала до 116 км/ч, но зато расход топлива стал меньше – 6,5 л/100 км. Ради снижения стоимости на кузове применили внешние дверные петли дверей, были заметны и широкие сварочные швы. Вес составил всего 600 кг. Боковые стекла не опускались, а сдвигались в сторону. Крышка багажника была закреплена снизу и открывалась, как перчаточный ящик.
Универсал Austin Mini Countryman 1960 года
Презентация модели состоялась в апреле 1959 года, а продажи стартовали в августе. Интересно, что изначально марки Mini не было: новинка предстала в двух версиях – Austin Mini и Morris Mini-Minor. Они были фактически близнецами и различались разве что формой радиаторной решетки. Однако уже с 1961 года Austin также назвали Mini, а с 1969-го это имя закрепилось за маркой.
Riley Elf 1961 года
Поначалу покупатели с недоверием отнеслись к маленькой машинке, однако впоследствии хорошая реклама сделала свое дело. Впервые в истории журналистам предложили автомобили на длительный тест. Не последнюю роль сыграла и низкая цена в 496 фунтов стерлингов (около 6000 долларов по современному курсу). Премьера модели пришлась на период экономического роста и увеличения благосостояния граждан. За первый год производства продали 20 тыс. автомобилей, за второй – уже 100 тыс., а в 1962 году выпустили уже 200 тыс. До 1965 года по миру разбежались свыше миллиона Mini. Британия, а за ней и вся Европа, влюбилась в маленький автомобильчик. Mini стал не просто средством передвижения, а модным аксессуаром.
Mini Moke поначалу создавали для армии
В ВМС не почивали на лаврах и взялись расширить модельный ряд Mini. Сначала в 1960 году представили небольшой коммерческий фургон с удлиненной на 100 мм колесной базой и распашными задними дверьми. Он послужил основой для дебютировавшего через год универсала, который известен как Morris Mini Traveller и Austin Mini Countryman. Автомобиль привлекал внимание оригинальными деревянными молдингами. Затем спроектировали и небольшой пикап грузоподъемностью 250 кг. Эти коммерческие модели выпускались на протяжении двух десятков лет и за это время произвели полмиллиона фургонов, более 200 тыс. универсалов и 58 тыс. пикапов. Они пользовались популярностью у полиции, пожарной охраны и почтовой службы. Показали и более дорогие модификации Mini – Wolseley Hornet и Riley Elf, которые отличались кузовом regt и иной передней частью.
Mini Cooper S 1964 года
В 1964 году увидел мир вседорожный Mini Moke, созданный специально для британской армии. Он был настолько легок, что его легко могли десантировать с парашютом. При этом модель оснастили сразу двумя двигателями: один приводил в движение передние колеса, а второй – задние. Однако военные отказались от Moke из-за малого дорожного просвета, хотя на то время уже выпустили 600 этих вседорожников. Пришлось переделывать их в гражданские автомобили. И Алеку Иссигонису это удалось – Moke превратили в пляжные багги. Их производство наладили не только в Великобритании, но и в Австралии и Португалии. Особенно популярными эти автомобили были Калифорнии и Флориде, а также на островах Карибского бассейна. А когда Moke приобрела актриса Бриджит Бардо, количество его поклонников стало еще больше.
Mini Cooper трижды выигрывал Ралли Монте-Карло
Самой интересной модификацией можно назвать Mini Cooper. Друг Алека Иссигониса Джон Купер прославился своими болидами Формулы-1 и спортпрототипами, на его счету – не один чемпионский титул. Именно он увидел потенциал маленькой машинки и взялся за ее доработку. Установили 1,0-литровый двигатель с двумя карбюраторами мощностью 55 л. с. и трансмиссию со «сближенными» передаточными числами. Несколько расширили колею, а на передних колесах появились дисковые тормоза.
Mini 1275GT 1969 года
В 1962 году сестра британского гоночного асса Стирлинга Мосса, Пэт, принесла Mini первую победу в ралли Тюльпанов. Затем подготовили более мощный, 1,1-литровый 70-сильный Cooper S, который в 1964 году сотворил настоящую сенсацию: Пэдди Хопкирк триумфовал в ралли Монте-Карло, обогнав мощный 270-сильный Ford Falcon. Через год его успех повторил финн Тимо Мякинен. В 1966 году Mini снова не было равных, но его неожиданно дисквалифицировали из-за использования запрещенной оптики. Победу отдали французскому экипажу, у которого, кстати, были такие же фары, что спровоцировало настоящий скандал.
Innocenti Mini 1977 года
На следующий год британцы решили отомстить и Джон Купер просто подготовил новую модификацию с 1,3-литровым двигателем мощностью 76 л. с. Эта маленькая ракета разгонялась до 100 км/ч за 11,2 с и достигала 160 км/ч, а путем простых доработок можно было поднять мощность до 100-120 л. с. Через год Mini Cooper реабилитировался, а Рауно Алтонен одержал третью победу в Монте-Карло.
Кабриолет Mini 1993 года
Поначалу планировали изготовить всего 1000 Mini Cooper, но до 1971 года выпустили 100 тыс. штук. Эти автомобили подходили не только для гонок, но и для повседневной езды. На них начинали гоночную карьеру будущие чемпионы Формулы-1 Джекки Стюарт, Джеймс Хант и Ники Лауда.
Финальный Mini Cooper 2000 года
Конструкцию Mini постоянно модернизировали. Так, в 1963 году предложили мягкую сдвижную крышу, а через год – гидропневматическую подвеску, которая, правда, не прижилась. С 1965 года стала доступна автоматическая трансмиссия, а через два года путем небольших доработок в рулевом управлении диаметр разворота уменьшили с 9,7 до 8,5 м. В 1969 году появился Mini Clubman, удлиненный на 120 мм. Узнать его можно по иной передней части, которая соответствовала современным стандартам безопасности. Представили и универсал, и заряженную версию 1275GT (вместо Mini Cooper).
Mini второго поколения, 2000 год
Однако новый внешний вид отпугнул многих покупателей – большинство хотело приобрести оригинальный Mini. Его продажи все время росли, а рекордным стал 1971 год, когда с конвейера сошло 318 475 автомобилей. Ни одна британская модель тогда не была столь же массовой. Год спустя уже праздновали выпуск трехмиллионного Mini. Власть оценила заслуги Алека Иссигониса, и королева Елизавета II наградила его рыцарским титулом. Сэр Иссигонис в ответ подарил монаршей особе свое творение и лично прокатил ее.
Универсал Mini Cooper S Clubman 2008 года
Но не только Елизавета II оценила преимущества этого автомобиля, среди его владельцев – много знаменитостей. Так, каждый из членов «ливерпульской четверки» The Beatles приобрел себе по Mini, несмотря на то, что в их гаражах стояли и Rolls-Royce Phantom V, и Porsche 911. Их примеру последовали французский певец Шарль Азнавур и вокалист группы Oasis Ноэль Галлахер. Голливудский актер и профессиональный гонщик Стив МакКуин наряду с Ferrari 250GT Lusso и Shelby Cobra купил себе Mini Cooper S. Своеобразной рекламой автомобиля стал кинофильм «Ограбление по-итальянски», где каскадеры творили настоящие чудеса. Но больше всего он известен, как транспортное средство Мистера Бина.
Mini прославился как авто Мистера Бина
В Италии на платформе автомобиля создали небольшой хетчбэк Innocenti Mini с моторами мощностью 50 и 65 л. с., а в Великобритании спроектировали более современный Austin Mini Metro. Настоящий Mini пережил их всех и на протяжении десятилетий не терял популярности. С 1992 года он выпускался исключительно с 1,3-литровым 63-сильным двигателем, причем с впрыском топлива и катализатором. Возродили знаменитый Mini Cooper и наконец-то представили полноценный кабриолет, правда, на заводе Karmann выпустили всего 414 авто. В списке стандартного оборудования появились магнитола и даже водительская подушка безопасности, а среди опций – кожаный салон. В таком виде автомобиль и встретил XXI век и на заре нового тысячелетия ушел на заслуженный отдых. Последний экземпляр сошел с конвейера 4 октября 2000 года. Всего выпустили 5 387 862 Mini всех модификаций.
Mini Countryman 2011 года
На смену классической модели пришел абсолютно другой Mini, созданный под руководством новых владельцев из BMW. Он сохранил стиль знаменитого предшественника, но с технической точки зрения не имел с ним ничего общего. Модель стала современнее и в версии Cooper S получила 175-сильный компрессорный двигатель. В следующем поколении 2006 года возродили универсал Clubman, добавили вседорожник Countryman, купе и даже электромобиль Mini Е.
Купе Mini, 2011 год
Сейчас в производстве уже четвертое поколение Mini, а в линейке даже пятидверная версия появилась. У современного Mini есть свои поклонники, но и об оригинальной модели не забывают. Ее ценят, а наиболее редкие версии уже давно стали коллекционными.
Пятидверный Mini четвертого поколения, 2014 год