Немецкий автопром славится своими представительскими моделями. Audi, BMW, Mercedes-Benz специализируются именно на автомобилях премиум-сегмента. Но есть и своего рода высшая лига, к которой относятся такие марки, как Maybach, празднующий в эти дни свое столетие.
Вильгельм Майбах
Вильгельм Майбах стоял у истоков создания двигателя внутреннего сгорания и автомобиля. Он рос сиротой, но в юном возрасте продемонстрировал инженерный талант и был замечен будущим отцом автомобиля Готлибом Даймлером. Вместе они проектировали бензиновые двигатели Deutz, а с 1882 года создали собственную мастерскую.
Daimler 1885 года с двигателем Майбаха
Именно двигатель Майбаха мощностью 1 л. с. установили в 1885 году на первый в мире мотоцикл Daimler, а год спустя им оснастили и автомобиль. В 1890 году Даймлер и Майбах создали компанию Daimler Motoren Gesellschaft (DMG) и начали производство авто и моторов к ним.
Mercedes 35 PS 1900 года
Вильгельм Майбах стал техническим директором фирмы и спроектировал первый Mercedes 35 PS – именно этот авто назвали в честь Мерседес Еллинек, дочери постоянного клиента марки. По сути, эта модель считается первым современным автомобилем (до этого, по сути, выпускались моторизированные экипажи). За инновационные разработки в Европе Майбаха называли королем конструкторов.
Болид с авиадвигателем Maybach, 1912 год
Однако после смерти Готлиба Даймлера отношения Вильгельма Майбаха с новым руководством DMG ухудшились. В 1907 году он уволился и открыл для себя новое направление – начал проектировать двигатели к знаменитым немецким дирижаблям Zeppelin. С этой целью вместе с сыном Карлом он основал собственное предприятие Maybach-Motorenbau.
Прототип Maybach W1 1919 года
Интересно, что в 1912 году один из таких моторов объемом 23 л поставили на гоночный болид и разогнали его до 160 км/ч. Во время Первой мировой войны сфера деятельности компании расширилась – она начала разрабатывать многоцилиндровые бензиновые и дизельные моторы для кораблей, самолетов и поездов.
Презентация Maybach W3 на Берлинском автосалоне 1921 года
После поражения Германии запретили иметь военную авиацию и Maybach-Motorenbau пришлось перепрофилироваться. Основной упор сделали на железнодорожные и морские двигатели. Также начали проектировать автомобильные моторы, а в 1919 году даже появился первый прототип авто.
Maybach W5 императора Эфиопии
Работы над первенцем длились два года – Карл Майбах хотел создать самый совершенный автомобиль в мире. В апреле 1921 года на Берлинском автосалоне презентовали первый серийный Maybach W3 – именно с этого момента начинается автомобильная история компании. Вильгельм Майбах сразу решил, что будет производить исключительно дорогие представительские модели. W3 оснастили шестицилиндровым двигателем на 70 л. с. и он развивал неплохие, по тем временам, 105 км/ч. Редкостью для начала 20-х были планетарная трансмиссия, тормоза всех колес и электростартер.
Maybach Typ 12 1929 года
Maybach Zeppelin DS7 1930 года
Для Maybach W3 предлагали несколько разных кузовов, но большинство авто были седанами. До 1928 года собрали 300 машин, а затем запустили в производство более совершенный 120-сильный Maybach W5, способный развить 135 км/ч. Он нашел 250 покупателей за два года, причем одним из них стал император Эфиопии.
Крупнейший в мире дирижабль LZ-127 Graf Zeppelin с двигателями Maybach
В 1929 году появился Maybach Typ 12 – первый немецкий автомобиль с V12. При разработке 7,0-литрового 150-сильного двигателя пригодился опыт создания авиамоторов. Он получился надежным и позволял развивать 145 км/ч. В паре с ним работала сложная полуавтоматическая трансмиссия. Однако начавшаяся Великая депрессия резко сократила спрос на роскошные автомобили и собрали всего несколько десятков Type 12.
Maybach Zeppelin DS8 1930 года
Maybach W6 1931 года
После смерти Вильгельма Майбаха в 1929 году Карл принял бразды правления компанией. Под его руководством создали преемника Typ 12 – Maybach Zeppelin DS7. Назвали модель так не зря, ведь в то время на маршруты вышел крупнейший в мире дирижабль LZ-127 Zeppelin, оснащенный пятью 550-сильными V12 Maybach. Впрочем, авто сохранил двигатель Тур 12.
Maybach Zeppelin DS8 Stromlinien 1932 года
Maybach Zeppelin DS8 Cabriolet 1933 года
Год спустя появился доработанный Maybach Zeppelin DS8. Объем его V12 увеличили до 8 л, а мощность выросла до 200 км/ч. Впервые в мире установили полностью синхронизированную трансмиссию. Трехтонный DS8 разгонялся до 170 км/ч, а его мотор работал настолько плавно, что на блок цилиндров можно было поставить монетку на ребро и она не падала. Заводился он с кнопки, а для подкачки колес был даже встроен компрессор. Правда, и расход топлива составлял 28 л/100 км.
Maybach SW38 Sport Cabriolet 1938 года
Maybach Zeppelin DS8 1938 года
Maybach Zeppelin стал самым дорогим немецким автомобилем и конкурировал с Bentley, Bugatti и Rolls-Royce, а потому всего за 10 лет выпустили лишь 215 машин. Покупали их промышленные магнаты, дворяне и богема. Все они получили эксклюзивные заказные кузова – чаще всего от ателье Spohn и Gläser. Некоторые из авто были весьма причудливыми – вроде обтекаемого седана Stromlinien.
Maybach SW42 1939 года
Для тех, кто не мог позволить себе Zeppelin, но был достаточно зажиточным, предложили Maybach W6. Построили его на той же платформе, но оснастили 7,0-литровой 120-сильной «шестеркой».
Maybach SW42 президента Словакии
В 1935 году на смену W6 пришел Maybach SW35, который позиционировали, как конкурента Mercedes-Benz и Horch. Автомобиль оснастили 3,5-литровым шестицилиндровым мотором мощностью 140 л. с. и он развивал 160 км/ч. А независимая подвеска всех колес обеспечила высокий комфорт езды.
Maybach SW42 с послевоенным кузовом
За ним последовали 3,8-литровый Maybach SW38 и 4,2-литровый SW42 – их мощность не выросла, но зато была улучшена плавность работы мотора. Один из автомобилей получил сверхобтекаемый кузов, позволявший развить 200 км/ч. Даже эти «начальные» модели пользовались успехом среди миллионеров, генералов и глав государств – так, на SW42 ездил президент Словакии.
Возрожденный Maybach 57 2000 года
Последние классические Maybach выпустили в 1940 году – в военное время компании пришлось переориентироваться на выпуск двигателей для танков, самолетов и подводных лодок. Знаменитые танки «Тигр» и «Пантера» были оснащены именно моторами Maybach. Всего за два десятилетия собрали лишь 2300 машин. Примечательно, что ни Вильгельм, ни Карл Майбах никогда не владели автомобилем Maybach.
Maybach Exelero 2005 года
Maybach 62S 2007 года
В послевоенное время Maybach возобновил производство двигателей и был переименован в MTU Friedrichshafen. Однако к выпуску автомобилей не вернулись. Интересно, что некоторые довоенные Maybach в конце 40-х получили современные кузова. А в 1960 году компанию приобрел концерн Daimler, что стало символичным, учитывая дружбу и партнерство Вильгельма Майбаха и Готлиба Даймлера.
Maybach Landaulet 2007 года
Примечательно, что именно на заводе Maybach с 70-х годов начали собирать самые дорогие и роскошные Mercedes-Benz S-Class. Со временем у руководства Daimler родилась идея вернуть к жизни знаменитую марку. В 1997 году на автошоу в Токио представили концепт-кар, а три года спустя появился серийный седан.
Maybach 57S Coupe, 2010 год
Mercedes-Maybach 6 2016 года
Возрожденный Maybach очень напоминал Mercedes-Benz S-Class, но был дороже и роскошнее. Предложили его в стандартной 5,7-метровой версии и удлиненном 6,2-метровом варианте. Автомобиль вобрал все технические новшества тех лет – четырехзонный климат-контроль, панорамную крышу с изменяемой степенью тонировки, Bluetooth, DVD-плеер с дисплеем для задних пассажиров, холодильник. Сиденья второго ряда оснастили электроприводом, подогревом и вентиляцией. Под капотом, естественно, установили V12 на 550 л. с.
Mercedes-Maybach G650 Landaulet 2017 года
Вскоре, наряду с седаном предложили вариант Landaulet с мягкой крышей над задними креслами. Также выпустили 8 купе Maybach и уникальный 700-сильный спортивный Exelero, способный развить 350 км/ч. Появились вариант S мощностью 612 л. с. и 640-сильный Zeppelin.
Mercedes-Maybach S-Class 2018 года
До 2013 года продали около 3000 машин, но затем от идеи развития марки отказались. Выяснилось, что хотя Maybach и были баснословно дорогими (340-430 тыс. евро), это не покрывало расходы на их создание и производство – на каждом авто концерн Daimler терял по 330 тыс. евро.
Mercedes-Maybach GLS 600 2020 года
Впрочем, отказываться от знаменитого имени не стали – теперь обозначение Maybach носят удлиненные и самые дорогие версии Mercedes-Benz. Сначала такой вариант появился у седана S-Class, затем появились вседорожники Mercedes-Maybach G-Class и GLS. Такие модели пользуются спросом, да и разработка их гораздо дешевле.
Mercedes-Maybach S-Class 2021 года
Хотя есть и исключения вроде роскошного 750-сильного электромобиля Maybach 6 с дизайном в духе 30-х годов. Его, кстати, планируют выпустить лимитированной серией. Как бы то ни было, Maybach остается синонимом роскоши и эксклюзива.