Mercedes-Benz: пионеры автомобилестроения

Автомобиль как вид транспорта – именинник: в нынешнем году он празднует свой 125-летний юбилей. В 1886 году независимо друг от друга немецкие инженеры Карл Бенц и Готлиб Даймлер придумали первые самодвижущиеся экипажи с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания. Позже созданные ими компании Benz и Daimler-Motoren-Gesellschaft объединились в концерн Daimler-Benz, который и поныне выпускает автомобили под маркой Mercedes-Benz. Именно ее истории и посвящен наш рассказ.

 

 

Сбывшаяся мечта Карла Бенца

Попытки создать моторизированный экипаж предпринимались на протяжении всего XIX века. Но поначалу их оснащали тяжелыми и слабыми паровыми машинами. «Зеленый свет» автомобилю дало изобретение Николасом Аугустом Отто в 1876 году четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Именно это событие послужило толчком для молодого инженера Карла Бенца, мечтавшего создать такую машину. Дорогу в жизнь он пробил знаниями: уже в 19 лет (в 1864 году) окончил университет Карлсруэ. Поначалу юноша начал работать в железнодорожной отрасли, затем открыл мастерскую по ремонту велосипедов. А в 1883 году в городе Маннхайм Бенц основал собственную компанию по производству бензиновых четырехтактных двигателей, что приблизило его к осуществлению мечты. Карл занялся экспериментами по установлению мотора на повозку. Первые испытания прототипа прошли в 1885 году, а 29 января 1886-го Бенц получил патент на свое изобретение: автомобиль, работающий на бензине, названный Benz Patent-Motorwagen («запатентованный моторизированный экипаж»).

Что же представлял самый первый автомобиль? Это был трехколесный двухместный экипаж весом 265 кг с расположенным сзади одноцилиндровым мотором объемом 958 куб. см. Максимальная мощность составляла 0,8 л. с. при 400 об/мин, что давало возможность развить 16 км/ч. Расход топлива — 10 л/100 км.

Публичная презентация Benz состоялась летом 1886 года и оказалась не слишком удачной. Дело в том, что управлялся автомобиль весьма примитивным рычагом, и Карл Бенц не вписался в поворот – ударился об стену. Это подтолкнуло инженера взяться за модернизацию своего детища и год спустя появился 1,5-сильный Type II, а затем представили и 2-сильный Type III с улучшенным деревянным трехместным кузовом. Его презентовали на международной промышленной выставке в Париже. Именно эту модель начали производить серийно и продавать. Первым покупателем стал парижский дилер двигателей Benz. Разумеется, поначалу это была диковинная игрушка для богатых. Но 5 августа 1888 года автомобиль продемонстрировал, на что он способен. Берта, жена Карла Бенца, без ведома мужа взяла Benz и с детьми поехала в гости к матери, в соседний город Пфорцхайм. Моторизированный экипаж без проблем преодолел расстояние в 106 км – по сути, это был первый в мире автопробег, а Берта Бенц стала первой автоледи.

Бенц продолжал совершенствовать автомобиль. Главной проблемой по-прежнему оставалась не лучшая управляемость и устойчивость трехколесного Benz. Поэтому в 1893 году появился четырехколесный Victoria. Его 1,0-литровый мотор мощностью 3 л. с. позволял развить 18 км/ч. Всего продали 85 единиц данной модели.

Гораздо более массовым оказался Velo – до 1901 года выпустили 1200 таких машин, причем в одном лишь 1899 году объем производства составил 572 автомобиля. Таким образом, Benz стал лидирующей маркой в мире. Главное достоинство Velo – первая 3-ступенчатая коробка передач. Именно благодаря ей автомобиль оказался заметно быстрее Victoria – достигал 30 км/ч.

В 1895 году мир увидел первый грузовик, а год спустя представили модель Dos-a-Dos с оппозитным двигателем. Специально для короля Бельгии выпустили роскошный Benz Mylord. Более совершенным стал Parcifal с двухцилиндровым 18-сильным двигателем, способный развить 60 км/ч. Он появился в 1902 году. За ним последовали представительские модели 24/40 hp и 20/35 hp, а также более доступный 8/18 hp.

Лучшим способом прорекламировать свою продукцию в те времена были соревнования. Автомобили Benz регулярно в них участвовали с 1908 года, марку представляла модель 120 hp Grand Prix. С 12,8-литровой 120-сильной бензиновой «четверкой» она могла развить 160 км/ч. Но конкуренты были еще мощнее, поэтому Карл Бенц поставил задание построить достойный болид. Причем не просто скоростной, а самый быстрый в мире. Улучшить характеристики решили весьма простым путем: установили огромный 21,5-литровый 200-сильный мотор от дирижабля. Конструктор Фриц Эрле создал узкий обтекаемый кузов. Так, в 1909 году родился Benz Blitzen («молния»). Автомобиль действительно соответствовал своему названию: он был очень быстр и сразу побил все возможные рекорды. Сначала ему покорилась отметка в 200 км/ч, а в 1914 году Blitzen промчался по дну высохшего соляного озера Бонневиль (США) со скоростью 229 км/ч. На гоночных трассах в Брукландсе, Франкфурте и Индианаполисе ему также не было равных. Хотя управлять автомобилем без передних тормозов было совсем непросто. Мало того, в 1913 году выпустили 6 дорожных версий с кузовами от ателье D&E Snutsel. Они были тяжелее, а потому развивали только 170 км/ч и расходовали 40 л/100 км.

Существовали, конечно, модели попроще и подешевле: 40-сильный 16/40 1913 года и 30-сильный 10/30 1914-го. Первая мировая война заставила переориентироваться на выпуск грузовиков и штабных машин, а после ее окончания в Германии принялись выпускать менее мощные и дорогие автомобили – такие как 6/18 hp и 10/35 hp, а также автобусы.

 

 Трехлучевая звезда Готлиба Даймлера

В пригороде Штутгарта, Каннстатте, всего за 120 км от Маннхайма, жил и работал другой талантливый изобретатель – Готлиб Даймлер. Он с детства интересовался механизмами, а потому уже в 14 лет (в 1848 году) пошел изучать оружейное дело. Затем работал на нескольких машиностроительных предприятиях, пока в 1872 году Николас Отто не нанял его на свой завод в Кельне. С ним Даймлер занимался разработкой двигателя внутреннего сгорания и именно там познакомился с еще одним инженером – Вильгельмом Майбахом. Изобретатели решили вместе открыть собственное дело. В 1878 году они запатентовали двухтактный бензиновый двигатель, а вскоре изобрели первый карбюратор. Этим двигателем в ноябре 1885 года Даймлер и Майбах оснастили велосипед – так появился первый мотоцикл. Мощности в 1 л. с. хватало, чтобы развить 12 км/ч. Интересно, что об опытах Бенца ни Даймлер, ни Майбах не знали.

Затем конструкторы взялись за создание самодвижущегося экипажа. Для этого в марте 1886 года они приобрели небольшую открытую карету и оснастили ее усовершенствованной 462-кубовой 1,1-сильной версией своего мотора. Как и первый Benz, этот автомобиль смог развить 16 км/ч.

В отличие от Карла Бенца, Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах не взялись модернизировать изобретение, а старались найти как можно больше применений своему двигателю. В 1887 году они оснастили им моторную лодку, а в 1888 году – дирижабль. Постепенно бизнес по выпуску двигателей и лодок налаживался, что позволило расширить производственные мощности и зарегистрировать фирму Daimler-Motoren-Gesellschaft (DMG). Но усовершенствованный автомобиль показали только в 1889 году в Париже, а продать первую машину смогли лишь в 1892 году. Причиной тому стали плохие отношения Даймлера с инвесторами, вкладывающими деньги в DMG.

Ситуация улучшилась лишь два года спустя, когда британский промышленник Фредерик Симмс купил у DMG патент на выпуск двигателей. Это позволило найти необходимые деньги и разработать грузовик с 4-сильным мотором. С 1897 года начался выпуск первых коммерческих моделей Daimler, а через два года наладили сборку силовых агрегатов для знаменитых дирижаблей Zeppelin.

Два весенних дня 1900 года чуть не погубили DMG. 6 марта умер Готлиб Даймлер, а 30 марта во время автогонки разбился главный испытатель компании Вильгельм Бауэр. За дело пришлось взяться сыновьям Даймлера Паулю и Адольфу, а от разорения их спас ценитель марки, консул Австро-Венгрии во французской Ницце, Эмиль Еллинек. Он увлекался автогонками и выступал за рулем Daimler. Ему как раз необходима была новая скоростная машина, и дипломат взял обязательство оплатить ее разработку, а также стать дилером Daimler и выкупить первую партию из 36 автомобилей за 550 тыс. марок (2,5 млн евро по современному курсу). Он выдвигал единственное требование: назвать модель в честь дочери Еллинека – Мерседес.

В Daimler постарались на славу. Под руководством Вильгельма Майбаха спроектировали Mercedes 35 hp. Его вполне можно назвать предтечей всех современных автомобилей, ведь подавляющее их большинство повторяли компоновку Mercedes. Он отличался длинным капотом с выраженной решеткой радиатора, низким центром тяжести, одинаковым диаметром передних и задних колес. Четырехцилиндровый 5,9-литровый двигатель изготовили из алюминиевого сплава, он имел два распредвала в головке блока цилиндров. Его мощность отображалась в названии модели: 35 л. с. и хватало, чтобы развить 75 км/ч. Современной по тем временам считалась и 4-ступенчатая механическая коробка переключения передач.

Эмиль Еллинек оказался очень доволен машиной, а еще больше его порадовали многочисленные победы в гонках. Дела DMG пошли на поправку, и даже удалось открыть новые цеха. Счастливое имя Mercedes решили закрепить за всеми автомобилями компании. Уже в 1901 году появились модели 12/16 hp и 8/11 hp. Но более успешным стал Mercedes Simplex – наследник 35 hp. В зависимости от модификации его мотор развивал 40-60 л. с., а максимальная скорость могла достигать 112 км/ч. Новичок быстро зарекомендовал себя на гоночных трассах – выигрывал соревнования в Ницце, Франкфурте и Детройте. При этом машина оставалась достаточно комфортабельной. Американский миллиардер Уильям Вандербильт совершил на нем 600-километровый пробег из Каннштатта в Париж.

Успех Simplex продолжил Mercedes 37/65 hp – первая модель с рядным шестицилиндровым двигателем. Он состоял из двух блоков по три цилиндра, имевших отдельные распредвалы, а на каждый цилиндр приходилось по две свечи зажигания. Мощности в 65 л. с. хватало, чтобы развить 80 км/ч. Прогрессивной оказалась и модель 10/20 hp, имевшая карданный вал вместо привычного в те времена цепного привода.

Кроме того, в 1907 году в Daimler спроектировали первую в мире полноприводную машину – огромный Dernburg-Wagen. Он достигал 4,9 м в длину и 2,7 м в высоту, а весил 3,6 тонны. Чтобы попасть в салон, нужно было воспользоваться ступеньками. Тем не менее Dernburg-Wagen показал отличную проходимость во время 1677-километрового пробега по лесам Германии и испытаний в африканских джунглях.

В 1910 году на капотах всех Mercedes появилась трехлучевая звезда. Еще в 1900 году сыновья Даймлера предложили ее в качестве логотипа, но совет директоров долгое время отказывался ее утвердить. История этого знака оказалась довольно давней: еще во время работы на Николаса Отто Готлиб Даймлер прислал жене поздравительную открытку с изображением этого знака, символизирующего его желание создавать двигатели для трех стихий – земли, воды и воздуха.

Одним из первых новую эмблему получили Mercedes 37/95 hp и 38/70 hp c усовершенствованной «шестеркой». Более мощный 95-сильный вариант мог развить 115 км/ч. Именно на нем известный американский гонщик Ральф де Пальма победил в кубке Уильяма Вандербильта. Вскоре традицию продолжила модель 22/40 hp, а на Mercedes-Knight 1911 года дебютировала фирменная V-образная решетка радиатора. Прогрессивным стал также Mercedes 28/95 hp 1914 года с 7,3-литровой 95-сильной «шестеркой» — одна из первых машин с тормозами на всех колесах.

Первая мировая война заставила переориентировать производство на выпуск карет скорой помощи и двигателей для дирижаблей. Тем не менее Mercedes продолжали побеждать. В частности, в 1915 году Ральф де Пальма выиграл самую престижную американскую гонку «500 миль Индианаполиса» за рулем Mercedes 115 hp.

С 1916 года в DMG велась разработка перспективного авиамотора с интересным новшеством – механическим нагнетателем. Он позволял получить большую мощность с малого рабочего объема. Но после поражения в войне Германии запретили иметь боевую авиацию, и поэтому новую технологию решили испытать на новом Mercedes 6/25/40 hp. Разработчикам удалось создать 1,6-литровую 40-сильную «четверку», разгоняющую модель до 100 км/ч. Однако в соревнованиях триумфовала не она, а довоенные 120 hp. Так, в 1922 и 1924 годах они побеждали в престижной гонке Targa Florio. Сохранились в линейке и коммерческие модели: в частности, в 1923 году представили первый в мире грузовик с дизелем…

Метки:
Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 03' 2011

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *