Италия дала миру немало знаменитых автомобильных марок, но, пожалуй, самой успешной из них является Fiat. Это крупнейший и, к тому же, старейший итальянский производитель и именно с него начиналась автопромышленность на Аппенинах. В нынешнем году Fiat исполняется 120 лет.
Джованни Аньелли — основатель и многолетний руководитель Fiat
Fiat основали 11 июля 1899 года на собрании в туринском дворце Брикеразио. Известные итальянские промышленники подписали хартию о создании компании Fiat. Ее название расшифровывалось как Fabrica Italiana Automobili Torino (Итальянская фабрика автомобилей в Турине). Среди присутствующих выделялся один человек – Джованни Аньелли. Он давно увлекся новым изобретением – самодвижущимся экипажем и приобрел контрольный пакет акций на сумму 400 долларов, так что именно его и выбрали главой правления Fiat.
Первый Fiat 3,5 CV 1899 года
Еще один основатель Fiat, Джованни Чейрано, был владельцем фирмы по выпуску велосипедов. Талантливый инженер уже имел на руках чертежи автомобиля собственной конструкции, которому и было суждено стать первым Fiat. Вскоре после подписания хартии машина была готова, а назвали ее 3,5 CV. Это обозначение указывало на мощность 0,7-литрового 2-цилиндрового мотора, развивавшего 3,5 л. с. Максимальная скорость составляла 35 км/ч, а расход топлива – 8 л/100 км. Над кузовом поработали в каретных мастерских Марчелло Аллесио. Получился оригинальный кабриолет, в котором водитель и пассажиры сидели лицом к лицу.
Fiat 1 Fiacre 1908 года
До конца года изготовили 8 автомобилей, еще 16 покинули ворота новой фабрики в 1900 году. Постепенно штат рабочих вырос до 150 человек и появились более совершенные модели с четырехцилиндровыми двигателями – 8НР, 12НР и 24-32НР. Последнюю оснастили огромным 7,4-литровым 32-сильным мотором и она развивала 75 км/ч, что считалось неплохим результатом для тех лет. Автомобиль оказался весьма передовым: впервые в мире разработали 4-ступенчатую коробку передач и кузов типа ландоле – с металлической крышей над передними сиденьями и мягким складывающимся верхом – над задними. С 1903 года в линейке Fiat появились и первые грузовики. Пять лет спустя представили специальную модель для такси – Fiat 1 Fiacre. Около 1600 этих машин трудились на улицах Рима, Лондона, Парижа и Нью-Йорка.
Рекордный Fiat S76 1911 года
Для популяризации своей продукции Fiat создали гоночную команду и активно принимали участие в соревнованиях. Так, на первом Гран-при Италии финишную черту пересекли сразу девять болидов Fiat. В следующей гонке на Аппенинах сам Джованни Аньелли сел за руль автомобиля и установил рекорд круга. А в 1902 году тест-пилот компании Винченцо Лянча победил в горном соревновании Сасси-Суперга.
Fiat Zero 1912 года
Гоночные модели начала прошлого века можно назвать настоящими монстрами. Дело в том, что единственным способом поднять мощность в то время было увеличение объема двигателя. Таким образом, огромные моторы устанавливали на легкое шасси. Так, на кубке Гордона Беннета 1904 года Винченцо Лянча выступал на Fiat 75НР с 14,1-литровым четырехцилиндровым мотором. А в 1907 году появился еще более впечатляющий 130НР. Цифра в названии указывала мощность, которую развивала 16-литровая «четверка» со сферическими камерами сгорания. Этот болид достигал 160 км/ч. На нем гонщик Феличе Наззаро завоевал победы в соревновании на приз кайзера Вильгельма, гонке Targa Florio и Гран-при Франции. Однако и он меркнет перед чудовищным Fiat S.76 с авиационным 28-литровым мотором мощностью 300 л. с. В 1911 году он установил мировой рекорд скорости – 211 км/ч.
Fiat 501 1919 года
С 1910 года Fiat стали выпускать и в США: это один из первых автопроизводителей с заводами по обе стороны океана. Но далеко не все покупатели могли себе позволить роскошные авто, да и объемы производства нельзя было назвать слишком большими. Ситуацию решили изменить с помощью модели Zero 1912 года. Пусть она была не настолько мощной, как предшественники (18 л. с.), но зато стоила 6900 лир (около 25 тыс. евро по нынешнему курсу). Появились технические новшества – запатентованная Fiat карданная передача, магнето зажигания и аккумуляторная батарея.
Fiat 520 1927 года
За три года успели продать 2000 Fiat Zero, а затем его производство пришлось свернуть из-за начавшейся войны. Туринское предприятие перепрофилировалось на выпуск грузовиков и авиадвигателей. Тем не менее, Джованни Аньелли не сидел сложа руки, а занялся постройкой современного предприятия в городе Линготто. Пятиэтажный завод был самым большим в Европе и проектировали его с учетом особенностей массового производства. Впервые установили конвейер, а на крыше обустроили оригинальный полигон для испытания автомобилей.
Fiat 508 Balilla 1932 года
С 1919 года выпуск легковых моделей возобновили – представили Fiat 501 с 1,5-литровым 23-сильным мотором. Доступный автомобиль стал необычайно популярным, и за семь лет изготовили 47 600 штук. А гоночная модификация одержала победу в гонке Targa Florio. Затем последовали родственные Fiat 502, 503, 505 и 507. Не забывали и о роскошных лимузинах. Так, в 1921 году показали модель 520 Super Fiat с 6,8-литровым V12 мощностью 90 л. с. Она, кстати, стала одним из первых автомобилей с левым расположением руля.
Массовый Fiat 500 Topolino 1936 года
Джованни Аньелли очень ценил своих рабочих – обеспечил им медобслуживание, открыл школы для детей и даже создал спортивные клубы. Тем не менее, не все оценили такую заботу. Подстрекаемый коммунистической партией, профсоюз во главе с Пальмиро Тольятти захватил власть – на предприятии началась забастовка. Глава правления Fiat ответил просто – ушел в отставку. Ход оказался удачным, ведь авторитет у Аньелли был довольно большой. Вскоре завод заработал, а руководитель Fiat вернулся на свой пост.
Роскошный Fiat 2800 1938 года
В 1924 году представили недорогой Fiat 509 с 1,0-литровым 22-ильным мотором с верхним распредвалом. На выбор предлагали сразу шесть различных кузовов. Он стал очень популярным – свыше 90 тыс. выпущенных автомобилей. На счету 509, плюс к тому – громкая победа в ралли Монте-Карло 1928 года.
Fiat Campagnola 1951 года — первый вседорожник марки
В 1932 году состоялась премьера еще одной знаковой модели – 508 Balilla. Поначалу позаимствовали двигатель у предшественника 509, ведь он отличался неплохой экономичностью – 6,7 л/100 км. Затем мощность подняли до 30 и 36 л. с. Модельный ряд обогатился целой россыпью различных кузовов, среди которых — недорогой кабриолет и даже обтекаемое спорткупе для незажиточных итальянцев. Последние могли разогнаться до 113 км/ч. Fiat 508 оказался долгожителем – его выпускали вплоть до 1953 года, а общее количество всех модификаций достигло 170 тыс. штук. А модернизированный вариант Fiat 1100 находился в производстве вплоть до 1969 года.
Fiat 8V 1953 года
Еще успешнее стал Fiat 500 – легендарное творение талантливого конструктора Данте Джакоза. Джованни Аньелли решил создать его, чтобы посадить всю Италию на колеса. Интересно, что сперва разработали дизайн кузова, а лишь затем начали устанавливать внутрь двигатель, трансмиссию и ходовую. На момент появления в 1936 году он был самым маленьким автомобилем в мире. Поэтому и получил прозвище Topolino (мышонок), которое вскоре стало официальным названием модели. Неимоверно дешевый автомобиль (он стоил 8900 лир или 500 долларов) с маленьким 569-кубовым моторчиком мог достигать 85 км/ч и расходовал всего 6 л/100 км. Итальянцы оценили модель и уровень ее продаж достиг рекордных для страны показателей: до 1955 года заводской цех покинули свыше 520 тыс. автомобилей. Именно Topolino положил начало небольшим бюджетным моделям, ставшим визитной карточкой Fiat.
Fiat 600, 1955 год
Но были в модельном ряду и совсем другие автомобили – такие, как роскошный Fiat 2800. На таких автомобилях ездили Папа Римский и король Италии Викторио Эммануеле ІІІ. Вообще же в 30-х годах сфера деятельности компании заметно расширилась: она начала выпускать локомотивы, самолеты, танки, корабельные двигатели. Но вскоре пришлось практически полностью сосредоточиться на военной продукции – производство автомобилей снова свернули.
Fiat 600 Multipla 1956 года — один из первых в мире мини-вэнов
В 1945 году Италия лежала в руинах, пострадал и Fiat. Но даже не это стало настоящей трагедией – умер Джованни Аньелли. Фирма осталась без отца-основателя и многолетнего главы. Власти приняли решение национализировать компанию. Ход оказался удачным: на волне итальянского экономического чуда началось стремительное развитие Fiat. Компания стала в авангарде промышленности страны и помогла вернуть Италии утраченное могущество.
Сначала возобновили производство моделей Topolino и 1100, затем появилась первая модель с дизельным двигателем – 1400. В 1951 году мир увидел первый вседорожный Fiat – Campagnola. А год спустя публику порадовали дорогим купе 8V со 115-сильной «восьмеркой». Это был один из самых быстрых автомобилей своего времени, способный развить 190 км/ч. Из 114 выпущенных купе две трети получили заказные кузова от Zagato, Ghia и Vignale. Еще быстрее оказался концепт-кар Fiat Turbina, построенный на базе 8V. Его 300-сильная газовая турбина разгоняла купе до 250 км/ч.
Fiat Abarth 750 Zagato
Тем временем Данте Джакоза уже на полную силу работал над своим новым шедевром под названием Fiat 600, который представили на Женевском автосалоне 1955 года. Маленький автомобиль весом всего 580 кг с расположенным сзади 22-сильным моторчиком был призван вернуть Италии славу автомобильной страны. И ему это удалось: поскольку стоил он всего 590 тыс. лир (6700 евро по нынешнему курсу), в покупателях не было отбоя.
Fiat 850 Spider 1965 года
До 1969 года произвели 4,6 млн. Fiat 600. Появились кабриолет и оригинальный Multipla – один из первых мини-вэнов в мире. При длине в 3,5 м он имел три ряда сидений и вмещал шестерых. А скрытый потенциал 600-го раскрыли в компании Abarth, которую приобрел Fiat. На его основе создали целую серию купе Abarth 750 с моторами мощностью 50-100 л. с. и кузовами Zagato. Легкие автомобили долгое время не имели себе равных в своем классе. Кстати, именно Fiat 600 стал идейным вдохновителем «горбатого» ЗАЗ-965.
Fiat 124 — итальянский прародитель ВАЗа
Настоящим символом послевоенного возрождения стал Fiat 500 – наследник Topolino. Миниатюрный трехметровый автомобильчик оснастили маленьким 500-кубовым мотором мощностью всего 17 л. с. Он отличался экономичностью, надежностью и неприхотливостью, его можно было отремонтировать в любом гараже. Компактные размеры как раз подходили для узких улочек городов, а складывающаяся тканевая крыша позволяла наслаждаться свежим ветром. Итальянцы влюбились в Fiat 500 с первого взгляда. Он стал действительно народным автомобилем, который не снимали с производства вплоть до 1975 года. Мощность постепенно увеличили до 23 л. с., а специальные версии от Abarth развивали и 50-60 л. с. По миру разъехались свыше 3,6 млн. этих «малышей».
Fiat Dino Spider с мотором Ferrari, 1966 год
На смену Fiat 600 пришла новое семейство 850. Окрасой его стал элегантный кабриолет с кузовом от Bertone с 49-сильным мотором, способный достичь 145 км/ч. Маленькие модели позволили сделать Италию автомобильной страной: если ранее приходилось 10,4 машины на 1000 человек, то вскоре этот показатель улучшился до 35.
Fiat 124 Sport Spider 1970 года
В 1966 году Fiat вернулся в собственность семьи Аньелли. Во главе компании стал внук Джованни – Джанни. Он взялся за создание огромного концерна: в 1968 году под крыло Fiat попала марка Autobianchi, а год спустя – Lancia и Ferrari. Причем, Джанни Аньелли удалось уговорить самого Энцо Феррари, который ранее отказался от слияния с Ford. Первым результатом нового союза стала модель Fiat Dino, названная в честь трагически умершего сына Энцо Феррари. Над дизайном купе поработали в ателье Bertone, а кабриолет создали в Pininfarina. У Ferrari позаимствовали двигатели – 2,0-литровый 160-сильный и 2,4-литровый 180-сильный. Fiat Dino был одним из самых быстрых недорогих купе своего времени – достигал 209 км/ч и разгонялся до 100 км/ч за 8,0 с.
Fiat 126 стал культовым авто в Польше
Джанни Аньелли по праву можно считать крестным отцом ВАЗа. Он устремил свои взоры на восток и подписал договор с СССР. Так родился первый ВАЗ-2101 – лицензионная копия популярной модели среднего класса Fiat 124. Итальянские специалисты помогли простроить мощнейшее предприятие и в 1970 году первые автомобили сошли с конвейера. А советское правительство сыграло с Аньелли злую шутку. Город Ставрополь, где появился завод, переименовали в Тольятти – в честь того самого профсоюзного лидера, который чуть не уничтожил Fiat.
Fiat 127 1971 года
Fiat 124 выпускали и в других социалистических странах – Польше, Болгарии, Румынии и Югославии. Как правило, производили только седаны и универсалы. Но мало кто знает, что семейство 124 включало красивый кабриолет с кузовом Pininfarina и купе от Bertone мощностью 90-118 л. с. Даже такие скоростные модели стали очень массовыми – их выпустили 430 тыс. штук.
Папамобиль Fiat Campagnola
Начало 1970 годов обозначилось новой линейкой моделей. Появилось второе поколение вседорожника Campagnola, а на его основе создали знаменитый папа-мобиль для Папы Римского. Чтобы общественность могла лицезреть понтифика, установили специальный прозрачный колпак. Компактные Fiat 126 и 127 с виду были очень схожи. Однако, на самом деле техника была разная: хетчбэк 127 стал первым переднеприводным Fiat. А вот 126-ой сохранил заднемоторную компоновку. Особенно популярным он оказался в Польше, где его назвали Polski Fiat. В этой стране выпустили почти в три раза больше таких автомобилей, чем в Италии (3,3 млн. против 1,3 млн.). Производили Polski Fiat вплоть до 2000 года, и за ним закрепилось ласковое прозвище Maluch (Малыш).
Среднемоторный Fiat X1-9
Еще одной новой моделью стал оригинальный Fiat X1/9 – первый доступный среднемоторный кабриолет. Известный стилист Bertone Марчелло Гандини, создавший Lamborghini Miura и Countach, спроектировал клиновидный автомобиль с рубленным дизайном и выдвижными фарами. В салоне установили спортивные сиденья, добавили кондиционер, магнитолу и электростеклоподъемники. На выбор предлагали 1,3-литровый 75-сильный и 1,5-литровый 85-сильный моторы. Интересный факт: кузова X1/9 производили на фабрике Bertone, а затем для окончательной сборки их отправляли на завод Fiat. Итальянский концерн прекратил выпуск этих кабриолетов в 1983 году, но в Bertone продолжили изготовлять их еще на протяжении пяти лет.
Fiat Panda 1980 года
Сотрудничество Fiat с итальянскими кузовными ателье всегда было плодовитым. Так, в 1980 году представили очередную компактную модель Panda работы Italdesign. За первые четыре года по миру разошлись свыше миллиона хетчбэков. Особого внимания заслуживают полноприводная модификация Panda 4Х4 и 18-сильный электромобиль Panda Elettra. Выпускали модель вплоть до 2003 года.
Fiat Tipo 1993 года
Последовали новые приобретения: в 1984 году «семью» Fiat пополнила Alfa Romeo, а в 1993 году – Maserati. На рубеже 80-х и 90-х годов последовали новые модели Croma и Tipo. Затем присоединились хетчбэк Punto и красивое купе Fiat Coupe, созданное совместно с Pininfarina. В свое время оно было одним из самых быстрых в классе – достигало 250 км/ч. Джанни Аньелли ушел на пенсию, но до самой своей смерти в 2003 году оставался почетным президентом Fiat.
Fiat Coupe 1994 года
Начало ХХІ века ознаменовало приход молодого поколения руководителей. Во главе концерна стал бывший президент Ferrari Лука ди Монтеземоло. Fiat продемонстрировал неплохие успехи, а символом новой эпохи стал, конечно же, современный Fiat 500. Он положил начало целой линейке моделей, включающей мини-вэн, вседорожник и электромобиль. Появилось новое поколение Panda, возродили Multipla и подразделение Abarth.
Современный Fiat 500 может быть и электромобилем
В 2014 году завершилось слияние Fiat и Chrysler в единый концерн под руководством Серджио Маркионне. Первым плодом партнерства стал Fiat Freemont – европейский вариант Dodge Journey. В последние годы итальянская компания возродила модель Tipo и кабриолет 124 Spider, а также планирует новые электромобили.
Fiat 124 Spider 2017 года