США знамениты своими большими и мощными моделями с двигателями V8 под капотом. За океаном их принято называть muscle cars («мускулистые автомобили»). Этот сегмент сформировался в 50-60-х годах прошлого века, а его родоначальником по праву считается знаменитый Chrysler 300. В этом году модель празднует свое 60-летие.
История Chrysler 300 берет свои истоки в начале 50-х годов. Инженеры Chrysler разработали передовой двигатель V8 Hemi с полусферическими камерами сгорания. Поначалу его использовали в гонках: с ним автомобили очень быстро добились успеха в соревнованиях класса NASCAR. Но чтобы привлечь покупателей, этот мотор нужно было установить под капот яркого, привлекательного серийного автомобиля. Разработку новинки поручили группе дизайнеров во главе с легендарным стилистом Вирджилом Экснером. К 1955 году на платформе обычного Chrysler Windsor они создали сногсшибательное хардтоп-купе без центральной стойки крыши. Среди отличительных черт модели – панорамные переднее и заднее стекла, массивные бамперы и обилие хрома в отделке. Салон декорировали кожей, а в качестве опций предложили электроприводы стеклоподъемников и зеркал заднего вида.
 Легендарный V8 Hemi с полусферическими камерами сгорания
Легендарный V8 Hemi с полусферическими камерами сгорания
 Chrysler 300B 1956 года щеголял «килями» задних крыльев
Chrysler 300B 1956 года щеголял «килями» задних крыльев
Конечно же, главным достоинством купе стал его двигатель. «Восьмерку» Hemi объемом 5,4 л дополнили двумя четырехкамерными карбюраторами. В результате, мощность достигла внушительных, по тем временам, 300 л. с.. Именно поэтому новинку решили назвать Chrysler 300. Стандартной являлась 2-ступенчатая автоматическая трансмиссия, а вместо традиционного рычага ее режимы переключались кнопками (позже эту схему использовали в «Чайке» ГАЗ-13). Автомобиль получился немаленьким (5,5 м в длину) и весьма тяжелым – 1950 кг. Тем не менее, во время тестов ему удалось достичь 205 км/ч и разогнаться до 100 км/ч за 10 с. За первый год продали 1725 купе по цене в 4055 долларов (примерно 35 тыс. по современному курсу). На протяжении сезона Chrysler 300 одержали целых 37 побед в гонках серии NASCAR.
 Chrysler 300D 1958 года оснастили первым в мире электронным впрыском топлива
Chrysler 300D 1958 года оснастили первым в мире электронным впрыском топлива
Уже через год модель прошла свое первое обновление и получила название Chrysler 300B. Отличить ее можно было по измененной задней части с выраженными «килями» на крыльях – чертой, свойственной большинству американских автомобилей тех лет. Рабочий объем V8 увеличили до 5,8 л и предложили двигатель в двух версиях – мощностью 340 и 355 л. с. Облегченный (1871 кг) 300В мог достичь 225 км/ч. Перечень опций дополнил компактный проигрыватель виниловых пластинок, размещенный в перчаточном ящике. Однако, нововведения не привлекли покупателей. Наоборот, выпустили только 1102 автомобиля.
 Поворачивающиеся сиденья — изюминка Chrysler 300
Поворачивающиеся сиденья — изюминка Chrysler 300
 Chrysler 300F Convertible, 1960 год
Chrysler 300F Convertible, 1960 год
Весь модельный ряд Chrysler претерпел радикальную модернизацию к 1957 году, не стал исключением и «трехсотый». Новый 300С сделали длиннее и элегантнее, а его «плавники» задних крыльев существенно увеличились в размерах. Поэтому автомобиль стал похож на реактивный истребитель или фантастический звездолет. Интересно, что эти «кили» не только выглядели сногсшибательно, но и обеспечивали лучшую курсовую устойчивость на скоростях свыше 110 км/ч. Наряду с купе впервые предложили кабриолет. В списке дополнительного оборудования появился кондиционер, также помимо 3-ступенчатого «автомата» стала доступна и 4-ступенчатая механическая коробка переключения передач. Новый 6,4-литровый Hemi развивал 375 либо 390 л. с. Более мощный вариант разгонялся до 100 км/ч за 7,7 с и развивал 240 км/ч. Chrysler 300С стал самым быстрым серийным автомобилем в США. Этот факт сыграл свою роль и количество проданных автомобилей выросло до 2251.
 У Chrysler 300H 1962 года исчезли «кили»
У Chrysler 300H 1962 года исчезли «кили»
Улучшенный Chrysler 300D 1958 года с виду не отличался от предшественника, да и мощность двигателя осталась прежней. Зато V8 оснастили первым в мире электронным впрыском топлива. Технология оказалась не очень надежной и продажи упали до всего 809 единиц. Уже год спустя двигатель заменили: разработали новую 6,8-литровую 380-сильную «восьмерку» Wedge с обычными камерами сгорания. Автомобиль кстати, оснастили интересной опцией – поворачивающимися передними сиденьями. Благодаря им дамы в мини-юбках не чувствовали себя смущенными при посадке и высадке. Но количество выпущенных автомобилей стало еще меньше.
 Chrysler 300J Convertible 1963 года
Chrysler 300J Convertible 1963 года
 Руль Chrysler 300J 1963 года — овальный
Руль Chrysler 300J 1963 года — овальный
В Chrysler поняли, что нужно что-то менять и в 1960 году снова радикально изменили всю модельную линейку. Появился и свежий 300F – низкий, стремительный и облегченный благодаря несущему кузову. Мотор Wedge теперь предлагали в версиях на 375 или 400 л. с., причем последняя разгоняла 300F до 100 км/ч за 7 с. Это помогло сделать 300F популярнее – продали 1217 машин. Успешную конструкцию решили не менять и в следующем году на 300G, разве что немного изменили передние фары и подняли мощность мотора на 5 л. с. Среди опций появился круиз-контроль, который в Chrysler именовали по-авиационному – автопилотом. Покупателей нашли еще 1618 автомобилей.
 Доступный седан Chrysler 300 1964 года
Доступный седан Chrysler 300 1964 года
Chrysler 300H 1962 года обозначил переход к новому стилю. «Кили» уже были не в моде и от них избавились, а в остальном купе и кабриолет мало чем отличались от предшественников. Сдержанный дизайн не особо привлек покупателей и продажи сократились до 570 штук. Впрочем, успешной оказалась более доступная модификация Chrysler 300 (без латинской буквы в названии) с менее мощным 6,3-литровым двигателем и отделкой салона кожезаменителем. Ее, кстати, предлагали и в четырехдверном варианте.
Окончательно новый граненый дизайн возобладал на новом 300J, появившемся в 1963 году (букву I, которая в латинском алфавите следует за H пропустили, чтобы ее не путали с цифрой 1). Интересно, что руль автомобиля сделали овальным. V8 Wedge развивал уже 390 л. с., а максимальная скорость составила 230 км/ч. С этого времени рост мощности прекращается. В Chrysler решили сменить имидж модели – сделать «трехсотый» не столь быстрым, но зато более комфортным. Многим водителям, новые версии пришлись по душе. Если в 300J выпустили всего 400, то 300K удалось продать уже 3647, а 300L – 2845. В таком виде модель выпускали вплоть до 1971 года и она оставалось флагманом марки. Появилась и заряженная модификация Chrysler 300 Hurst. Ограниченную серию из 500 купе оснастили 7,2-литровыми 375-сильными V8. Хотя такой автомобиль весил около двух тонн, он мог разогнаться до 100 км/ч за 7,1 с.
Но на этом история Chrysler 300 не заканчивается, ведь предпринимались попытки возродить знаменитую модель. В 1978 году выпустили 5500 «трехсотых», созданных на базе купе Chrysler Cordoba. Но продолжения это начинание не получило в силу топливного кризиса. Из-за него мощность 5,9-литрового V8 урезали до всего 195 л. с., то есть она не соответствовала цифре «300» в названии.
 Концепт-кар Chrysler 300 1991 года
Концепт-кар Chrysler 300 1991 года
 Переднеприводной Chrysler 300M 1998 года
Переднеприводной Chrysler 300M 1998 года
Следующего Chrysler 300 пришлось ждать два десятилетия, хотя публике в 1991 году, например, показали концепт-кар Chrysler 300 на платформе Dodge Viper. В 1998 году увидел мир новый 300М, однако он оказался совсем далек от легендарного предка: четыре двери вместо двух, передний привод и V6 на месте V8. Ситуацию исправили шесть лет спустя, когда представили Chrysler 300C. Он остался седаном (также предложили и универсал), но стал заднеприводным и получил новую версию легендарного V8 Hemi. Да и в дизайне появились черты оригинальной модели 1955 года. Новейший «трехсотый» показали в 2011 году. Он сочетает классический стиль с современными технологиями. Его можно оснастить как с экономичным дизелем, так и с Hemi объемом 5,7 л (363 л. с.) или 6,4 л (465 л. с.).
 Chrysler 300 SRT8 2011 года с 465-сильным Hemi
Chrysler 300 SRT8 2011 года с 465-сильным Hemi
Легенда Chrysler 300 продолжает жить. А классические «трехсотые» 50-х и 60-х годов сейчас очень ценятся коллекционерами из-за своей малочисленности. Поэтому неудивительно, что на аукционах их продают за 100-200 тыс. долларов, а купе 1960 года недавно сменило владельца за 400 тыс. долларов.
 
			









