Чем дальше зима вступает в свои законные права и чем глубже становятся сугробы, тем больше хочется пересесть на практичную полноприводную машину. Однако вопреки народной мудрости, гласящей, что «сани нужно готовить летом…», мысли о вседорожнике приходят почему-то именно с первым снегом. Прогноз погоды обещал обильные снегопады, а градусник за окном напрочь отказывался показывать более -3°C. Как хорошо, что нам капризы природы нипочем, ведь в тестовом парке редакции появился надежный Subaru Forester…
Первая встреча с полноприводным японским универсалом повышенной проходимости Subaru Forester (в дословном переводе с англ. – «лесник») произошла в середине прошлого года, вскоре после появления этой машины на украинском рынке (см. «Тест-Драйв» №5 за 2008 г.). А в этот раз мы решили выяснить, что получит покупатель в максимально возможной комплектации?
Для рынка Украины на машину могут устанавливать один из трех оппозитных бензиновых моторов (два атмосферных и один турбированный). Коробок передач предусмотрено два типа – 5-ступенчатая «механика» и 4-ступенчатый «автомат». В скором времени эта тройка должна пополниться и дизельным автомобилем. В базовой версии под капотом универсала установлен 2,0-литровый 150-сильный «атмосферник», который развивает 196 Н·м при 3200 об/мин. Существует также версия с 2,5-литровым атмосферным двигателем максимальной мощностью 172 л. с. при 6000 об/мин и крутящим моментом 229 Н·м при 4400 об/мин. А в нашем распоряжении побывал самый мощный Forester с 230-сильным турбомотором объемом 2,5 л и максимальным крутящим моментом 320 Н·м при 2800 об/мин. Кроме того, тестируемый вседорожник оснащен автоматической коробкой передач.
Внешне «автомобиль с турбиной» в первую очередь выдает большой воздухозаборник на капоте. Еще одно отличие можно найти у верхней кромки двери багажника – здесь расположен продолговатый спойлер (он входит в базовое оборудование всех 2,5-литровых машин). Максимальную комплектацию дополняют стильные литые 5-спицевые 17-дюймовые диски с резиной размерностью 225/55 R17, стеклянный люк с электроприводом и ксеноновые фары. Есть разница и в дорожном просвете. Так, если у автомобиля с 2,0-литровым «оппозитником» клиренс составляет 215 мм, у машины с 2,5-литровым атмосферным мотором эта цифра – 220 мм, то в тестируемой турбированной машине это уже – 225 мм. Очень ощутимая прибавка, особенно во время преодоления препятствий вне дорог.
Как известно, все Subaru Forester оснащаются симметричным полным приводом. В нашем случае (с автоматической коробкой передач) за распределение крутящего момента отвечает многодисковая электромагнитная муфта с электронным управлением в приводе задней оси. В паре с механической трансмиссией устанавливается межосевой дифференциал, блокируемый вискомуфтой. Отличным у 2,0-литровых атмосферных и 2,5-литровых турбированных версий является усилитель рулевого управления. Так у первых он представлен электрическим механизмом, а у вторых – классическим гидравлическим вариантом. Подвеска в автомобиле полностью независимая, она с небольшими изменениями перекочевала сюда от седана Impreza. Спереди она представлена стойками McPherson, а сзади – многорычажной схемой. Тормозные механизмы всех колес дисковые, а передние еще и вентилируемые.
Позаботились японские инженеры и о страхующей электронике. Здесь это антиблокировочная система тормозов ABS и распределитель тормозных усилий EBD, ставшие практически стандартом. Также установлены антипробуксовочная система TCS и система динамической стабилизации VDC. Не забыта и пассивная безопасность, она тщательно проработана. Силовая структура кузова пересмотрена, присутствуют запрограммированные зоны деформации. Установлено шесть подушек безопасности (фронтальные для водителя и переднего пассажира, боковые и надувные «занавески»), активные подголовники и ударопоглощающие спинки сидений.
Прервем изучение все и вся, провести ездовую часть тест-драйва просто не терпится! Сначала испытаем автомобиль на асфальте. С первых минут поездки на себя обращает внимание высокий уровень комфорта и хорошая энергоемкость подвески. Она четко демпфирует неровности и лишь на откровенных выбоинах кузов неохотно повторяет профиль дороги. И это при 17-дюймовых колесах!
Двигатель и автоматическая коробка передач работают дружно и оперативно. Потенциала силовой установки хватает как для городской езды, так и для стремительных обгонов на загородных дорогах. Есть возможность переключать передачи в ручном режиме, но стоит это делать разве что в целях эксперимента, так как алгоритм работы «автомата» более чем логичен. Рулевое управление работает четко и прогнозируемо. Происходит все не очень резко, поэтому на трассе водитель может чувствовать себя расслабленно и непринужденно, без устали «пожирая» километр за километром. Понравилось функционирование тормозных механизмов. Автомобиль динамично и адекватно останавливается, прибегая к услугам антиблокировочной системы только тогда, когда это действительно необходимо. Маневренность Forester на высоте, остроты руля и небольшого диаметра разворота (10,6 м) с головой хватает, дабы искусно маневрировать на вседорожнике в условиях плотного городского движения.
Размышляя о судьбе данного автомобиля (покорять каменные джунгли), мы все дальше и дальше углублялись в зимний лес. Естественно, геометрические и вседорожные возможности автомобиля предположили заранее, поэтому путь наш лежал по «протоптанной стезе». Короткие свесы и немаленький дорожный просвет позволяет уверенно двигаться по наклонно-переменному рельефу среднего уровня сложности. Однако стоит отметить, что в руках умелого водителя и при наличии резины с развитыми грунтозацепами этот автомобиль может довезти вас удивительно далеко от шумного города, поближе к дикой природе.
Теперь давайте заглянем в салон, какие отличия самой богатой комплектации? Ну, во-первых, чтобы попасть в этот самый салон наличие ключа-брелока в руке совсем не обязательно, достаточно чтобы он просто находился в кармане. Система бесключевого доступа позволяет разблокировать замки нажатием на небольшую черную кнопку на ручке любой из передних дверей. Дверь с легкостью открывается, причем на достаточно внушительный угол, максимально облегчая посадку. Первое что бросается в глаза – круглая кнопка запуска/остановки двигателя, специфично расположенная слева от руля (вместо обычного замка зажигания круглая заглушка). Материалы передней панели отличаются симпатичным цветовым решением и выглядят богаче, чем есть на самом деле, однако хотелось бы лучшего качества пластика. Дверные карты исполнением аккомпанируют передней консоли, правда, их скрашивают тканевые вставки.
Дизайн передней панели Forester аналогичен побывавшему у нас на тест-драйве Subaru Impreza (см. «Тест-Драйв» №11 за 2007 г.). Просматривается организация некой симметрии вокруг центральной ее части (любимый мотив «субаровских» дизайнеров – «крылья», раскинутые к обивке дверей). Информационные шкалы на синем фоне, как и прежде, обрамлены серебристыми кольцами. Они снабжены функциональной постоянной подсветкой. Центральное место на приборной панели занимает спидометр, по бокам от него тахометр и датчик уровня топлива (в отличие от упомянутой Impreza датчик температуры охлаждающей жидкости не имеет отдельной шкалы, он представлен контрольной лампой). При включении зажигания все стрелки пробегают до своих максимальных значений, а потом возвращаются на исходную позицию. При этом происходит и диагностика контрольных индикаторов. Блок аудиосистемы на 6 CD (является стандартным для 2,5-литровых вседорожников) расположился вдоль верхней части центральной панели, благодаря чему очень удобно считывать информацию с его дисплея. За акустический комфорт меломанов отвечают 7 колонок, расположенных по периметру салона (7-я колонка – сабвуфер – находится под сиденьем водителя). Над головным устройством аудиосистемы, практически на линии взгляда водителя, находится узкая полоска информационного дисплея бортового компьютера. Сюда выводятся значения наружной температуры воздуха, текущего времени и расхода топлива. Центральные дефлекторы обдува четко разграничивают непосредственно «музыкальный автомат» и блок контроля микроклиматом. Последний представлен тремя удобными рукоятками. В процессе управления автомобилем эти по своей сути второстепенные функциональные клавиши однозначно не перепутать, даже если тянуться к ним вслепую. А вот чего бы хотелось добавить – индикацию работы климатической установки на экране бортового компьютера, тогда бы точно не приходилось надолго отрывать взгляд от дорожного покрытия.
Трехспицевое рулевое колесо обшито приятной на ощупь кожей. Понравился его диаметр и толщина обода. В местах правильного хвата есть чуть заметные приливы. Рулевая колонка снабжена механической регулировкой по вылету и углу наклона. На левой спице мультифункционального руля находятся клавиши дистанционного управления аудиосистемой, на правой – селекторы круиз-контроля. Клавиши подогрева передних сидений поместили на центральном тоннеле, аккурат возле подлокотника. Такая их дислокация, на наш взгляд, не совсем удачна. Чтобы до них дотянуться, приходится неудобно изгибать руку. Подлокотник между передними сиденьями сдвигается в продольном направлении. Под ним – объемный полуоткрытый бокс с аудиовходом и розеткой. Здесь же притаилось небольшое «отделение-корытце» (съемное), например, для мобильного телефона. Еще одна вместительная полка разместилась в «бороде» центральной панели. «Бардачок» средних размеров, однако стандартный измеритель этого отсека – лист формата А4 – сюда помещается без труда.
Пару слов о педальном узле. Он достаточно просторный, поэтому даже с большим размером обуви манипулировать педалями будет вполне удобно. Кстати, сами педали по-спортивному с алюминиевыми накладками. Большой люк – повод для отдельной гордости и радости…