Новому малышу Fiat с самого начала не везло с именем. На Женевском автосалоне весной этого года он был представлен под невразумительным названием «Проект 169». Правда, тогда же компания объявила, что этот новый компактный автомобиль, который придет на смену старой Panda, выпускающейся с 1980 г., будет носить имя Gingo — тщательно подобранное, ничего не означающее слово. Так бы тому и быть, если бы не вмешательство компании Renault. Оказывается, Gingo по звучанию слишком похоже на Twingo — модель Renault десятилетней давности, которая до сих пор присутствует на рынке. Французы пригрозили судебным иском, и Fiat пришлось отступить. До планируемого запуска новой модели оставалось совсем немного времени, выбирать и раскручивать новое имя было некогда. Таким образом, снова появилось название Panda. Итак, Panda умерла — да здравствует Panda!
Кстати, в 1980 г. у Fiat уже были подобные проблемы. Выяснилось, что Panda — зарегистрированная торговая марка, принадлежащая… Фонду дикой природы (World Wildlife Fund)! Итальянцы решили эту проблему, внеся в фонд пожертвование.
Маленькие автомобили всегда были «коронным номером» Fiat, начиная еще с довоенной модели Topolino. Fiat 500 стал символом своей эпохи, Uno благодаря прекрасному соотношению «цена-качество» был признан автомобилем 1984 г. Panda также завоевала популярность как в Италии, так и во всем мире. Модель выпускается уже в течение 23 лет, ее последнее обновление состоялось в 1991 г. За двенадцать лет машина, в которой использовались дизайнерские и технические решения конца 80-х, успела устареть, но Fiat тянул с обновлением — у фирмы были серьезные финансовые проблемы. Речь даже шла о полном приобретении компании концерном General Motors, которому сейчас принадлежит часть акций Fiat.
Представление новой Panda для журналистов состоялось 5 сентября в Лиссабоне. В этот же день с конвейера сошла последняя Panda старого образца. Новые модели собираются на заводе Fiat в Польше. Окончательный серийный вариант новинки был представлен вниманию публики на автосалоне во Франкфурте.
Корпус Panda, разработанный дизайнерским ателье Bertone, напоминает небольшой SUV благодаря молдингам и багажным рельсам на крыше. Ощущение «внедорожности» усиливает приподнятое по сравнению с предыдущей версией водительское сиденье.
Внешне новый Fiat очень компактен, при этом объем салона приятно удивляет. Несмотря на небольшие длину (354 см), ширину (158 см) и высоту (154 см), в новой Panda могут разместиться четыре или пять человек. Багажник новинки — один из самых вместительных в этом классе (206 л). Интерьер отражает те же яркие, неформально-молодежные стилевые мотивы, что и внешний вид машины. По просторности, функциональности и удобству салона Panda легко выдерживает сравнение с автомобилем более высокого класса. Гибкость возможностей интерьера — одна из сильных сторон Panda. Например, задние сиденья можно складывать по отдельности и перемещать вперед, увеличивая объем багажника.
Новую модель можно купить с тремя вариантами двигателей. Доступны два бензиновых мотора (1,1 л/54 л. с. и 1,2 л/60 л. с.) и один дизель 1,3 л Multijet с технологией common rail. Благодаря использованию новых технологий миниатюризации дизель весит всего 130 кг, длина его — 50 см, высота — 65 см, что делает его самым маленьким дизельным двигателем на рынке. Расчетный пробег без технического обслуживания — 250 тыс. км. Кроме того, Multijet уже соответствует стандарту содержания токсичных веществ в выхлопе Euro 4, который будет введен в действие только в 2006 г. В стандартную комплектацию входит пятискоростная ручная коробка передач, а для 1,2-литрового бензинового двигателя с начала 2004 г. можно будет заказать секвенциальную автоматическую коробку передач Dualogic.
Новая Panda не отличается повышенным аппетитом к топливу. Средний расход на 100 км для 1,1-литрового двигателя — 5,7 л бензина, для 1,2-литрового — 5,6 л с ручной коробкой передач и 5,4 л с Dualogic, а 1,3 Multijet потребляет в среднем 4,3 л дизельного топлива на 100 км. Максимальная скорость машины при этом составляет от 150 до 160 км/ч в зависимости от объема двигателя.
На крупных европейских рынках Panda будет продаваться в четырех модификациях — Actual, Active, Dynamic и Emotion, отличающихся набором оборудования и внешней отделкой. Аксессуары нового автомобиля выделяют его из супермини-класса и скорее подошли бы для более крупной и дорогой машины. В комплектацию входит автоматическая система климат-контроля и автоматически открывающаяся стеклянная панорамная крыша. Покупатели смогут выбрать одну из трех звуковых систем (с магнитофоном, CD или MP3-плеером) известной немецкой компании Blaupunkt. Естественно, не забыли разработчики и о различных системах безопасности — воздушных подушках, системах ABS и ESP, системе регулирования тягового усилия ASR и гидравлическом усилителе тормоза HBA.
Цена на новинку не должна быть заоблачной — базовая комплектация обойдется покупателю менее чем в 10 тыс. долларов. Благодаря разумной цене и большому набору опций новой Panda вполне под силу повторить успех предыдущей модели.