Из всех мировых автосалонов Токийский – пожалуй, самый необычный. Наверное, именно в столице Японии можно увидеть столько причудливых концепт-каров. Да и некоторые серийные модели выглядят как минимум оригинально – сказываются специфические автомобильные вкусы в Стране Восходящего солнца. Оно и неудивительно, на автошоу всегда преобладают местные производители.
Нынешний автосалон – уже 43-й по счету, а впервые его провели в 1954 году. Сейчас это одна из крупнейших автомобильных выставок в Азии. Она прошла под лозунгом «Соревнуйтесь! И творите новое будущее!». В павильонах центра Makuhari Messe общей площадью свыше 75 тыс. кв. м состоялось свыше четырех десятков мировых и японских премьер. Значительная их часть – компактные автомобили, которые пользуются популярностью в загруженных японских городах.
Daihatsu
Daihatsu готовит новое поколение кабриолета Copen, а пока его предваряет практически одноименный концепт-кар Kopen. Новинка сохраняет небольшие размеры (3,4 м в длину, 1,5 м – в ширину), но выглядит более грозно – с широкой решеткой радиатора, рельефными боковинами и раскосыми фарами. Капот выпуклый, а колесные арки раздуты. В крышку багажника интегрирован спойлер. Также была подготовлена версия XMZ с черным пластиковым обвесом. Салон декорирован кожей, алюминием и карбоном. Комбинация приборов и центральная панель заменены цветными дисплеями. Под капотом установлен двухцилиндровый 660-кубовый турбомотор мощностью 70 л. с., а в паре с ним работает вариатор. Серийная модель появится в 2014 году.
Honda
Honda Vezel – городской вседорожник на платформе хетчбэка Jazz. Он отличается стремительным дизайном с аркообразной линией крыши и профилированными боковинами. Широкая решетка радиатора сочетается с раскосыми фарами. Ручки задних дверей спрятаны в стойках крыши. «Корму» подчеркивают Г-образные фонари, а панорамное заднее стекло сверху прикрыто спойлером. В отделке салона преобладает двухцветная кожа. Центральная панель повернута к водителю и увенчана 6,1-дюймовым сенсорным дисплеем. Поначалу автомобиль получит гибридную силовую установку, состоящую из 1,5-литровой бензиновой «четверки» и электромотора общей мощностью 135 л. с. На Vezel дебютирует трансмиссия с двумя сцеплениями. Стоимость вседорожника составит от 20 тыс. долларов.
Honda S660 – концептуальный компактный кабриолет. Переднеприводной 3,5-метровый автомобиль привлекает рубленным дизайном с короткими свесами кузова и клиновидной оконной линией. Большая радиаторная решетка и продолговатые фары роднят S660 с седаном Accord. В заднем бампере размещен диффузор, а фонари растянуты на всю ширину кузова. Салон декорирован кожей и карбоном, а руль выполнен в стиле болидов «Формулы-1». Кабриолет получит 660-кубовый двигатель с турбонаддувом.
Очень необычно выглядит индивидуальное средство передвижения Uni-Cub β. С виду это стул на колесах, способный развить 6 км/ч благодаря электромотору. Запаса батарей хватит на 6 км. Управляется Uni-Cub β наклоном тела подобно скутеру Segway.
Lexus
Lexus RC – заднеприводное купе на платформе седана IS. Автомобиль достигает 4,7 м в длину, а в его внешнем виде преобладают грани. У него длинный капот, ниспадающая форма крыши и высокая оконная линия. Широкая веретенообразная решетка радиатора и стреловидные фары – черты современных Lexus. В крышку багажника интегрирован спойлер, а в заднем бампере – диффузор. В салоне сочетаются кожа и алюминий. Приборы наделены отптитронной подсветкой. На наклоненной центральной консоли установлены часы и 7-дюймовый дисплей. Для навигации в меню мультимедийной системы предусмотрена сенсорная панель. На выбор доступны 3,5-литровый 306-сильный V6 или гибридная силовая установка общей мощностью 223 л. с. Обе версии оснащены 8-ступенчатым «автоматом», а позже в качестве опции предложат полный привод. Цена Lexus RC – 45 тыс. долларов.
Mitsubishi
На стенде Mitsubishi представили три концептуальных вседорожника. GC-PHEV длиной 5 м предваряет новое поколение Pajero. У него классический двухобъемный профиль с вертикальными задними стойками, раздутые колесные арки и широкая радиаторная решетка. Вся оптика – светодиодная. Двери распашные, а центральные стойки отсутствуют. Внутри установлены четыре отдельных кресла, разделенных высоким трансмиссионным тоннелем. Показания приборов выведены на дисплей, еще один экран установлен на центральной панели. Гибридная силовая установка состоит из 3,0-литрового компрессорного V6 мощностью 335 л. с. и 94-сильного электромотора. Средний расход топлива составляет 6,7 л/100 км, а на электротяге GC-PHEV может проехать 40 км.
Mitsubishi AR сочетает в себе черты вседорожника и мини-вэна. Автомобиль длиной 4,3 м вмещает шестерых. Он выглядит подтянуто благодаря высокой оконной линией и короткими свесами. Фары и фонари растянуты на всю ширину кузова. Пятая дверь – полностью прозрачная. У AR также гибридный привод: 1,1-литровый 134-сильный турбомотор работает в тандеме с электродвигателем мощностью 13 л. с.
Точно такая же силовая установка и у Mitsubishi XR-PHEV. По своим размерам он напоминает концепт-кар AR, но смотрится динамичнее. Клиновидный профиль с приподнятой задней частью, выпуклые боковины и раздутые колесные арки выделяют вседорожник. Трапециевидная решетка радиатора сочетается с черной вставкой в бампере, а узкие фары – светодиодные. Задние стойки отличаются оригинальным изломом, а в них установлены фонари.
Nissan
Линейка Nissan GT-R пополнилась версией Nismo. Купе получило карбоновые обвес и заднее антикрыло, а также 20-дюймовые легкосплавные диски. Салон декорирован алькантарой, там установлены новые приборы с красными циферблатами и иное рулевое колесо. Также предусмотрены особые ковшеобразные кресла с каркасом из углеволокна. Мощность 3,8-литрового бензинового V6 с двойным турбонаддувом увеличена до 595 л. с., а максимальный крутящий момент – до 652 Н∙м. Автомобиль разгоняется до 100 км/ч менее, чем за 3 с. Также установлены новые амортизаторы и стабилизаторы поперечной устойчивости. Nissan GT-R Nismo стоит 140 тыс. евро.
Nissan Dayz Roox – городской микро-вэн. Его длина – 3,5 м, но при этом высота составляет целых 1,6 м. Решетка радиатора покрыта хромом, а фары растянуты на крылья. Задние двери выполнены сдвижными. Автомобиль очень просторный внутри и обладает большой площадью остекления. Клавиши на центральной панели – сенсорные. Dayz Roox оснащен 600-кубовым бензиновым турбомотором.
Концепт-кар Nissan BladeGlider привлек всеобщее внимание дельтавидной формой кузова, способствующей увеличению прижимной силы. У него очень узкий «нос» и расширенная задняя часть. Двери поднимаются вверх, а лобовое стекло – панорамное. Вся оптика – светодиодная. В салоне размещены три кресла, причем водитель сидит спереди, а два пассажира – сзади. Руль по форме напоминает авиационный штурвал, а прямо на него вынесены клавиши блоков аудиосистемы и климат-контроля, а также дисплей индикатора заряда батареи. На другой дисплей выведены остальные показания приборов. В каждом из задних колес установлено по электромотору. Ожидается, что может стать серийным через несколько лет.
Рядом расположились два концептуальных купе IDx Nismo и IDx Freeflow, созданных молодыми стилистами Nissan. Своим лаконичным угловатым внешним видом эти 4,1-метровые автомобили напоминают знаменитое купе Skyline GT-R 1969 года. У обоих длинный капот, малые углы наклона стоек крыши и короткая, будто обрезанная, задняя часть. IDx Freeflow можно отличить по четырем круглым фарам тогда, как у IDx Nismo передняя оптика узкая и установлен аэродинамический обвес. В салоне IDx Freeflow преобладает классический стиль: здесь много хрома в отделке и приборы в старинном стиле. IDx Nismo внутри смотрится более современно: заметен голый карбон, а обод руля плоский сверху и снизу. Концепт-кары оснащены бензиновыми турбомоторами объемом 1,6 л у Nismo и 1,2 л у Freeflow, а также вариатором.
Nissan IDx Nismo
Subaru
Вскоре на базе Subaru Impreza появится универсал и подтверждает это практически готовый к производству концепт-кар Levorg. Он очень напоминает собрата с кузовом седан благодаря большому углу наклона лобового стекла, расширенным колесным аркам и знакомым дверным ручкам. Хромированная решетка радиатора сочетается с продолговатыми фарами, а на капоте расположен вохдухозаборник. Задние стойки также наклонены на большой угол, а на крыше установлен спойлер. В салоне установлены спортивные сиденья и рулевое колесо. У приборов – оптитронная подсветка, а на центральной панели – два дисплея. Оппозитный турбомотор объемом 2,0 л развивает 300 л. с., а по средствам вариатора крутящий момент передается на обе оси. Серийная модель появится в 2014 году.
Subaru Cross Sport Design являет собой сочетание купе и универсала повышенной проходимости. Спереди он похож на модель BRZ – сохранены широкая решетка радиатора, узкие фары и длинный капот. Но задняя часть у него полностью новая, с практически вертикальными стойками крыши и двухсекционной третьей дверь. Крылья расширены, дорожный просвет увеличен, а нижняя часть кузова по периметру прикрыта защитными накладками. В отделке салона использованы кожа и алькантара, а пол багажника покрыт деревом, как палуба корабля. Внутри установлены четыре отдельных кресла. Под капотом – 2,0-литровая оппозитная «четверка» мощностью 200 л. с.
Suzuki
В Suzuki подготовили к автосалону в Токио три концептуальных компактных вседорожника. Hustler – угловатый автомобиль с двухобъемным профилем. У него круглые фары и массивные бамперы, а колесные арки расширены. В салоне много ярко-оранжевых вставок. На приборной панели размещен крупный спидометр, а центральная панель увенчана цветным дисплеем. Автомобиль получил гибридную силовую установку и полный привод.
Suzuki X-Lander – минималистическое багги, у которого отсутствуют крыша и боковые окна, а лобовое стекло небольшое. В дверях размещены щели. Решетка радиатора выполнена в виде зубьев, а фары – светодиодные. За сиденьями размещены дуги безопасности. Обод рулевого колеса плоский снизу, а показания выведены на дисплей. Установлены и спортивные сиденья с профилированными спинками. Бензиновую 1,3-литровую «четверку» и систему полного привода X-Lander позаимствовал у вседорожника Jimny. Также предусмотрен и электромотор.
Обтекаемый Suzuki Crosshiker привлекает элегантными формами. Короткие свесы кузова сочетаются с рельефными боковинами и расширенными колесными арками. Каплевидные фары растянуты на крылья, а решетка радиатора напоминает улыбку. Сзади по краям кузова установлены овальные фонари. В салоне руль похож на авиационный штурвал, а приборной панель служит цветной дисплей. Сиденья разделены высоким центральным тоннелем. Вседорожник весом 810 кг оснащен 1,0-литровым трехцилиндровым двигателем.
Toyota
Целая россыпь концепт-каров расположилась на стенде Toyota. Седан FCV получил силовую установку с водородными топливными ячейками. Запаса топлива хватает, чтобы проехать 480 км. Автомобиль привлекает стреловидным профилем с заостренной передней частью, аркообразной формой крыши и высокой оконной линией. В переднем бампере установлены три огромных воздухозаборника. Оптика FCV – полностью светодиодная. Колесные арки автомобиля расширены. Сзади установлены Г-образные фонари.
Toyota JPN Taxi скоро станет серийным таксомотором в некоторых японских городах. Автомобиль достигает 4,3 м в длину, а его высота – целых 1,7 м. У стоек крыши – малый угол наклона. Хромированная решетка радиатора сочетается со светодиодными фарами. Зеркала заднего вида вынесены на капот. В салоне кресла водителя и пассажиров окрашены в разные цвета. Приборы и клавиши на центральной панели заменены дисплеями, еще один экран предусмотрен для задних пассажиров. Мини-вэн оснащен гибридной силовой установкой, причем двигатель внутреннего сгорания может работать на бензине или газе.
Пожалуй, самый оригинальный прототип – Toyota FV2. Это одноместная каплевидная капсула на трех колесах. Дверью служит стеклянный колпак, как в самолете. На кузов могут проецироваться различные изображения. Автомобиль наделен искусственным интеллектом, который может поддерживать беседу с водителем и распознавать его жесты.
Кроме того, на стенде Toyota показали два концептуальных кабриолета. Основой для одного послужило купе GT86, а для другого – хетчбэк Priuc C.
Toyota Aqua Air
Yamaha
Известный производитель мототехники представил компактный автомобиль Yamaha MOTIV.e. Разработал его известный конструктор Гордон Мюррей, прославившийся, как автор легендарного McLaren F1. Длина двухместного хетчбэка – менее 3 м, а масса – 725 кг. У него мускулистый дизайн с обратным углом наклона задних стоек крыши. Спартанский салон декорирован алькантарой, а приборной панелью служит дисплей. Электромотор мощностью 34 л. с. обладает огромным крутящим моментом в 896 Н∙м. Разгон до 100 км/ч занимает 15 с. Заряда аккумуляторных батарей хватает, чтобы проехать 160 км.