Далеко не все автомобильные компании сразу приступили к выпуску четырехколесных транспортных средств. Многие из них начинали с мотоциклов или даже велосипедов. А порой в автомобильную отрасль приходили даже из авиации. К последним относится марка BMW, празднующая в этом году свое столетие. Однако немецкая компания стала гораздо известнее благодаря автомобилям и мотоциклам, так что не все знают о ее авиационном прошлом.
Логотип BMW символизирует пропеллер
Авиационный двигатель BMW IIIa — прародитель всех рядных «шестерок» марки
Датой рождения BMW считается 7 марта 1916 года. Именно тогда три авиационных предприятия Rapp Motorenwerke, Bayerische Flugzeugwerke и Fahrzeugfabrik Eisenach слились в одну компанию Bayerische Motoren Werke GmbH (ООО «Баварский моторный завод» в переводе с немецкого) со штаб-квартирой в Мюнхене. Отсюда – и аббревиатура BMW. Поначалу заводы занимались лицензионной сборкой авиадвигателей Austro-Daimler V12, но затем молодой инженер Макс Фриц создал рядный шестицилиндровый мотор BMW IIIa. Для своего времени это был прорыв, ведь мощность достигла невиданных тогда 200 л. с. К тому же, двигатель отлично чувствовал себя на больших высотах (свыше 2000 м), а оснащенный им рекордный самолет поднялся на 9670 м над уровнем моря. Его сразу оценили и установили на один из лучших истребителей Первой мировой – Fokker D.VII.
Истребитель Fokker D.VII с двигателем BMW IIIa
BMW R32 1923 года — первй мотоцикл немецкой марки
Окончание войны 11 ноября 1918 года означало для BMW остановку производства. По условиям Версальского мирного договора, Германии запрещалось иметь военную авиацию, а все оборудование авиазаводов подлежало уничтожению. Баварская компания оказалась на грани банкротства, но ее спас мультимиллионер Камилло Кастильони. Он выкупил BMW и приобрел для предприятия офис в Мюнхене. Компания начала выпускать оппозитные мотоциклетные двигатели.
BMW 3/15 1929 года- четыреколесный первенец
Вскоре в BMW решили и самим собирать мотоциклы. Макс Фриц в рекордные сроки (за 5 недель) создал первенца марки – BMW R32. Двухцилиндровый «боксер» объемом 500 куб. см. развивал 8,5 л. с. и позволял достигать 95 км/ч. Особенностью мотоцикла стал карданный привод: эта визитная карточка двухколесных сохранена до наших дней. А на баке R32 уже красовался знакомый логотип в виде пропеллера. Он символизировал авиационное происхождение марки, а белый и синий цвета позаимствовали с флага Баварии.
Мотоциклы BMW оказались очень удачными, ведь авиационное прошлое позволило добиться высокого уровня качества. Тем временем, в Мюнхене уже думали об автомобилях. Правда, реализовать планы удалось только в 1928 году с приобретением предприятия Dixi в Эйзенахе. Там уже выпускали по лицензии британские компактные автомобили Austin 7. Именно эта модель и стала первым BMW 3/15. Трехметровый седан весил всего 400 кг, а 750-кубовый 15-сильный двигатель разгонял его до 75 км/ч. Впрочем, независимая передняя подвеска по тем временам была новшеством.
Обтекаемый BMW 328 Kamm Coupe выиграл в 1940 году гонку Mille Miglia
Вслед за BMW 3/15 последовала усовершенствованная 20-сильная версия 3/20, а в 1933 году появилась и первая модель собственной разработки BMW 303. Этот автомобиль оснастили рядной «шестеркой», очень напоминавшей авиационный двигатель IIIa. В начальном 1,2-литровом исполнении она развивала 30 л. с., но затем появились версии объемом 315 (1,5 л, 40 л. с.) и 319 (1,9 л, 45 л. с.). Со временем в модельном ряду уже был даже элегантный спортивный кабриолет.
Представительский BMW 335 1939 года
Следующим этапом в развитии марки стало появление 2,0-литрового шестицилиндрового двигателя. Его припасли для нового «семейства» автомобилей, которое увидело мир в 1936 году. Сначала представили первый седан марки – 45-сильный BMW 326. За ним последовали спортивно-туристические купе и кабриолет 327 с 55-сильным вариантом «шестерки». Они оказались более дорогими и редкими – выпущено менее 2000 машин против 16 тыс. 326-тых. Но особенно впечатлял BMW 328. Небольшой кабриолет весом всего 830 кг получил 80-сильную версию мотора и мог развить 150 км/ч. В то время были и более быстрые автомобили, но немногие могли сравнится с 328 по управляемости. В 1940 году гоночный BMW 328 с кузовом купе принес марке первую громкую победу – выиграл престижную гонку Mille Miglia.
EMW 340 — BMW 326, выпускавшийсся в ГДР
В последующие годы линейку расширили доступная модель 321 и представительский BMW 335 с 3,5-литровым 90-сильным двигателем. Но уже в 1941 году производство автомобилей пришлось свернуть и вернуться к выпуску авиационных моторов. Причем, компания даже приступила к испытанию реактивных двигателей. А вот мотоциклы остались на конвейере, ведь немецкая армия взяла на вооружение BMW R75.
BMW 501 1952 года — «Ангел бароко»
К концу войны заводские цеха в Мюнхене были полностью разрушены, а предприятие в Эйзенахе оказалось в советской зоне оккупации и его быстро национализировали. Кстати, оборудование для выпуска BMW R75 вывезли в Киев, поэтому мотоциклы «Днепр» являются близкими родственниками баварской техники. Кстати, в Эйзенахе даже некоторое время выпускались усовершенствованные довоенные модели под маркой EMW.
Элегантный BMW 507 Roadster, 1956 год
Миниатюрный BMW Isetta 1956 года
Производство мотоциклов в Мюнхене возродили довольно быстро и нарастили его до 30 тыс. единиц в год, причем большая часть продукции шла на экспорт. А вот с автомобилями пришлось повременить. Только в конце 1952 года на конвейер встал новый BMW 501. За изящный дизайн с плавными обводами и тоненькими стойками крыши в народе его назвали «Ангелом барокко». Поначалу его оснащали довоенным 2,0-литровым мотором, но вскоре появилась версия 502 с 2,6-литровым 105-сильным V8. Этот более мощный вариант сразу обрел популярность у немецкой полиции, тем более, что и управляемость была на высоте. Со временем линейку расширил кабриолет, появилось и купе BMW 503.
BMW 1500 1962 года — представитель Neue Klasse
Имиджевой моделью для BMW стала 507-я, представленная в 1956 году. Элегантные купе и кабриолет с длинным капотом спроектировал талантливый дизайнер граф Гёрц. А 3,2-литровая 150-сильная «восьмерка» разгоняла автомобиль до 200 км/ч. Позже мощность подняли до 165 л. с. и установили передние дисковые тормоза. Собрали всего 252 BMW 507, а одним из его владельцев был король рок-н-ролла Элвис Пресли.
BMW 2500 из семейства New Six, 1968 год
Престижные дорогие автомобили вернули марке известность, но не принесли прибыль. Долги компании были огромными и одно время всерьез рассматривалась возможность поглощения марки главными конкурентами из Mercedes-Benz. Поэтому параллельно с BMW 507 в Мюнхене с 1956 года начали выпуск «народного» Isetta – капсулы на колесах с расположенной спереди дверью и 300-кубовым 13-сильным моторчиком. Удивительно, но это чудо на колесах пользовалось спросом – за шесть лет продали 161 тыс. машин. Еще более успешным стал двухдверный BMW 700 1959 года – 188 тыс. автомобилей. Эти модели позволили марке выйти из кризиса.
BMW 3.0 CSL — гроза гоночных трасс 70-х
Знаковым событием для BMW считается презентация в 1962 году «семейства» Neue Klasse. Эти седаны с четырехцилиндровыми двигателями заложили каноны фирменного стиля марки, чертами которого являются длинный капот, заостренный «нос», профилированные боковины. Этими же чертами наделили и более компактный BMW 1602 1966 года. Линейка включала купе, кабриолет и хетчбэк. Особого упоминания заслуживает версия BMW 2002 Turbo с 2,0-литровым 170-сильным турбомотором, развивавшая 210 км/ч.
Флагманский BMW 7 Series, 1977 год
В 1968 году BMW вернулись в представительский сегмент с флагманским седаном New Six. Название указывало на новые рядные «шестерки», некоторые из них получили впрыск топлива. Этими же двигателями оснастили и утонченное купе BMW CS. Автомобиль и сейчас завораживает чистотой линий. Самые мощные 200-сильные версии легко достигали 225 км/ч. А облегченный гоночный BMW 3.0 CSL не знал равных на гоночных трассах и шесть раз побеждал в кузовном чемпионате Европы.
Настоящей сенсацией стал сногсшибательный BMW M1 1978 года – первая модель, созданная при участии спортивного подразделения BMW Motorsport. Низкое среднемоторное купе привлекало клиновидным дизайном с выдвижными фарами. А 3,5-литровый шестицилидровый двигатель мощностью 277 л. с. позволял разгоняться до 100 км/ч за 6,2 с и развивать 260 км/ч. Всего собрали 453 М1, причем часть из них были гоночными болидами для особого чемпионата ProCar. Там соревновались исключительно на M1, а большинство гонщиков пришли из «Формулы-1».
BMW M3 не знали равных в кузовных чемпионатах конца 80-х
Здание BMW Towers напоминает цилиндры двигателя
С середины 70-х BMW затеяли большую смену названий, в результате которой модельный ряд принял современный вид. Так, на смену 1602 и 2002 пришел BMW 3 Series, преемником Neue Klasse стал 5 Series, а New Six – 7 Series. Вместо BMW CS представили новый 6 Series. А к Олимпиаде в Мюнхене представили новое здание штаб-квартиры компании, напоминающее цилиндры двигателя.
В 80-х годах специалисты BMW Motorsport представили миру целую плеяду заряженных моделей. Сначала в 1984 году увидели мир купе M 635 CSi и M5 с 3,5-литровой 286-сильной «шестеркой», за ними последовал M3, оснащенный 2,3-литровым 200-сильным четырехцилиндровым двигателем. BMW M3 на протяжении пяти лет не знали себе равных на гоночных трассах. На их счету десятки триумфов, в том числе – выигранные кузовные чемпионаты Европы и мира, два чемпионских титула в немецкой серии DTM и пять побед 24-часовой гонке на автодроме Нюрбургринг. А еще именно в BMW Motorsport создали V12 для легендарного McLaren F1 – автомобиля, достигшего 386 км/ч в 1993 году. Кстати, позже этот же мотор установили на спортпрототип BMW V12 LMR, принесший немецкой команде победу в легендарной 24-часовой гонке в Ле-Мане.
McLaren F1 оснащен V12 производства BMW
BMW V12 LMR — победитель 24-часовой гонки в Ле-Мане 1999 года
Мотоциклы BMW также отличились в автоспорте. На их счету – шесть побед в марафоне Париж-Дакар. Также именно BMW впервые применили антиблокировочную систему тормозов ABS на двухколесной технике – она стала доступна с 1988 года на туристических моделях K-Series.
Мотоциклы BMW шесть раз побеждали в ралли Париж-Дакар
BMW X5 1999 года — первый вседорожник марки
Начиная с 90-х годов модельный ряд BMW постоянно расширялся. Яркое туристическое купе 8 Series привлекало выдвижными фарами и мощным под капотом. А 5 Series и 7 Series тех лет стали классикой спортивных седанов премиум-класса. Появились новые кабриолеты Z3 и Z8. Настоящей неожиданностью стало появление в 1999 году первого вседорожника марки – X5. После неудачного опыта приобретения Rover Group, баварцы довольно удачно пополнили свой концерн марками Rolls-Royce и Mini. Под капотами этих «британцев» — немецкие двигатели.
В новом тысячелетии после довольно спорного дизайна Криса Бэнгла (его представителями являются 7 Series E65 и 5 Series E60) компания вернулась к своему классическому стилю с 3 Series. Вместе с тем, появились и оригинальные новинки – заднеприводной хетчбэк С-класса 1 Series и вседорожное купе X6. Представили мощные M5 с двигателем V10 и M3 с V8. Добились автомобили с пропеллером на капоте и успехов в гонках: Энди Приоль за рулем BMW 3 Series трижды выигрывал кузовной чемпионат мира WTCC.
Энди Приоль трижды выигрывал чемпионат WTCC на BMW 320si
Вседорожное купе BMW X6 M 2016 года
В наши дни линейка BMW широка как никогда: в ней есть и традиционные седаны, и практичные хетчбэки с универсалами, и вседорожники, и купе-кабриолет Z4. Перечень модификаций от BMW Motorsport также расширен и включает даже «горячие» вседорожники X5 M и X6 M. Сейчас все чаще баварские автомобили переходят на четырехцилиндровые двигатели – такие версии есть даже у флагмана 7 Series. Столетний юбилей марка встречает с гибридом i8 и i3, ведутся разработки водородных технологий. Но классические рядные «шестерки» остаются и поныне в строю, дополненные современными технологиями вроде регулировки фаз газораспределения, непосредственного впрыска топлива и турбонаддува. Баварцы смотрят в будущее, но остаются верны традициям.