McLaren F1: единственный в своем роде

Компания McLaren известна, прежде всего, своими многочисленными гоночными победами и двенадцатью чемпионскими титулами в «Формуле-1», последний из которых завоевал в 2008 году Льюис Хэмильтон. Однако она — еще и одна из немногих команд, которые выпускали собственные дорожные автомобили. Еще 15 лет назад, в 1994 году, появился McLaren F1, поражающий своей уникальностью. Он развивал невероятную скорость, недоступную ни для одного из конкурентов. На протяжении десяти лет купе находилось на вершине списка самых быстрых автомобилей, и никто не мог его превзойти. Рубеж 80–90-х годов отметился настоящим бумом сверхмощных и скоростных автомобилей. Начало ему положили именитые Ferrari F40 и Porsche 959, а затем эстафету подхватили экзотические Jaguar XJ220, Lamborghini Diablo, Vector W8, Bugatti EB110. Сформировался целый класс так называемых суперкаров.

1970 McLaren M6 GT

 

На волне экономического подъема многие, порой малоизвестные, компании представили такие автомобили. Именно о создании подобного купе зашел разговор двух британских джентльменов в аэропорту итальянского города Линате 11 сентября 1988 года. Этими самыми джентльменами были руководитель команды McLaren Рон Деннис и ее технический директор Гордон Мюррей, а диалог состоялся после Гран-при Италии. И хотя конкретно данный этап чемпионата команда проиграла вечным соперникам из Ferrari, первые места в остальных 15 гонках разделили между собой пилоты McLaren Айртон Сена и Ален Прост. Команда доминировала в «Формуле-1» середины 80-х: на ее счету чемпионские титулы 1984–1986 годов, Кубки конструкторов 1984 и 1985 годов. Но разговор шел не об этом, а о планах на будущее – руководство компании уже давно планировало создать дорожный автомобиль. Первую попытку начать производство такой модели предприняли в 1970 году и даже представили купе McLaren M6 GT. Но трагическая смерть основателя команды Брюса Мак Ларена на трассе в Гудвуде прервала работы над ней.

1994 McLaren F1

 

Идея особенно заинтересовала Гордона Мюррея, который в свободное от работы время подготовил набросок оригинального среднемоторного спорткупе и сформировал его концепцию. Оно должно быть легким и очень мощным. Кроме того, Мюррей хотел сделать свое «детище» практичным и подготовленным к дальним путешествиям. Но, пожалуй, самой оригинальной деталью проекта можно назвать его посадочную формулу. Водитель сидел по центру, как в болиде «Формулы-1», а пассажиры – по бокам. Дело в том что в среднемоторных автомобилях педальный узел всегда немного сдвинут к центральному тоннелю, что делало его не слишком удобным. Подобную схему применили на эксклюзивном Ferrari 365P 1966 года, но всего выпустили лишь два таких купе. Компоновка не только делала автомобиль более вместительным, но и обеспечивала хороший обзор дороги. Отпадала и необходимость строить отдельную праворульную модификацию для родного британского рынка.

1994 McLaren F1

Для охлаждения тормозов в вентиляционных отверстиях предусмотрены регулируемые заслонки

 

Рон Деннис всерьез занялся увлекательным проектом. Однако сразу возникла проблема: не было подходящего двигателя. Гордон Мюррей планировал установить атмосферный V12 мощностью не менее 550 л. с. и весом не более 250 кг. Команда «Формулы-1» McLaren F1 использовала двигатели Honda, но это были 1,5-литровые «четверки» с турбонаддувом. У японской компании не было опыта постройки моторов большого объема, максимум, что могли предложить – 3,5-литровый V6 от Honda NSX, оснащенный двумя турбинами. За помощью обратились к BMW, и немецкая компания создала необходимый V12. Двигатель объемом 6,1 л оснастили 4 клапанами на цилиндр и системой регулировки фаз газораспределения. На каждый цилиндр приходилось по две форсунки впрыска топлива. Одна работала на низких оборотах, другая – на высоких. Блок цилиндров изготовили из алюминиевого сплава, а распредвал – из магниевого. Мотор получился тяжелее (266 кг), однако лишние килограммы компенсировались сполна, ведь он развивал 627 л. с. при 7400 об/мин. Стрелка тахометра могла приближаться к 8500 об/мин, а при 5600 об/мин достигался максимальный крутящий момент в 651 Н·м.

Двери поднимаются вверх по принципу «крыльев бабочки»

 

Изначально изготовили два прототипа, на базе гоночного автомобиля Ultima. Вариант с кодовым названием Albert использовали для тестов трансмиссии и ходовой, а для симулирования огромного крутящего момента V12 установили старую 7,4-литровую «восьмерку» Chevrolet Corvette. Модель Edward оснастили мотором BMW. Первый концептуальный McLaren ХР1 показали 28 мая 1991 года накануне Гран-при в Монако. Тогда же стало известно и название модели – F1 – дань многочисленным триумфам в «Формуле-1». После того как публика позитивно восприняла купе, оно отправилось на испытания в жаркую Намибию. После серии тестов автомобиль попал в аварию, но к тому времени уже был готов вариант ХР2. Его также разбили, но уже намеренно – в рамках краш-теста. Интересно, что после лобового столкновения он был способен самостоятельно передвигаться. Варианты ХР3, ХР4 и ХР5 продолжили серию испытаний, их тестировали на сверхскоростном треке Нардо и в заполярье при температуре минус 20°C. Последний из них являлся уже фактически серийной версией – его представили публике в 1994 году. На то время автомобиль действительно казался передовым, нельзя его назвать устаревшим и сейчас. Чтобы снизить вес, кузов выполнили в виде монокока (как в «Формуле-1») и полностью изготовили из углеволокна – в результате, масса составила всего 1140 кг. Удельная мощность достигла 550 л. с. на тонну, то есть больше, чем у Bugatti Veyron и SSC Ultimate Aero TT – самых быстрых автомобилей нашего времени. В конструкции широко применены магний и титан, а стенки моторного отсека покрыты слоем золота. Все очень просто: этот металл – лучший отражатель тепла, он отводит его от мотора. Двери типа «крыло бабочки» не только облегчили доступ в салон, но и сделали автомобиль эффектнее.

1995 McLaren F1 GT — победитель 24-часовой гонки в Ле-Мане

 

McLaren F1 отличается неплохим коэффициентом лобового сопротивления Сх – 0,32. Сверхскоростной автомобиль не нуждается в огромном антикрыле, лишь небольшой спойлер выдвигается при 64 км/ч. А все благодаря технологии «граунд-эффекта», которую, кстати, запретили в «Формуле-1». Два мощных вентилятора отводят воздух из-под днища и, таким образом, будто присасывают автомобиль к дороге. Внутри F1 также выделяется на фоне многих спартанских соперников. Его салон полностью отделан кожей. Водительское сиденье и рулевую колонку нельзя отрегулировать, их индивидуально подгоняли под каждого клиента.

1995 McLaren F1 LM

 

Пассажирские кресла немного сдвинули назад и между ними расположили небольшое отделение для мелкой поклажи. Полноценные же багажники установили в боковинах сразу за дверьми, общий объем двух отсеков достиг неплохого результата по меркам спорткупе – 227 л. Автомобиль укомплектовали кондиционером, центральным замком, электростеклоподъемниками. Особого внимания заслуживает сверхлегкая аудиосистема Kenwood с CD-плеером. В ней нет радио – Гордон Мюррей просто пренебрежительно к нему относится.

1995 McLaren F1 GTR

 

Автомобиль привлекал ураганной динамикой, которая и сейчас кажется невероятной. Разгон до 100 км/ч занимает 3,2 с. За 6,7 с F1 достигает 160 км/ч, а за 9,4 с – 200 км/ч. А в 1995 году под давлением купе пал мировой рекорд скорости для серийных автомобилей, оно развило 371 км/ч. Однако и это не предел: спустя три года McLaren показал еще лучший результат – 386 км/ч! В то же время сверхмощную модель неплохо приспособили к повседневному использованию. Огромный крутящий момент позволяет трогаться с пятой передачи. Столь быстрый автомобиль обошелся без электронных «помощников»: отказались не только от Traction control или ESP, но даже от ABS. Гордон Мюррей объяснил, что они уменьшают удовольствие от езды. Тормоза – стальные, Гордон Мюррей отказался от карбоново-керамических дисков, так как они менее эффективны в городских условиях. Зато установлена особая система их охлаждения – нажатием кнопки можно регулировать уровень открытия заслонок вентиляционных отверстий. Помогает остановиться и спойлер, служащий воздушным тормозом. Нет усилителя руля – легкий автомобиль попросту не нуждается в нем.

 

Последний McLaren F1 LM пообещали в подарок Льюису Хэмильтону

 

Не менее впечатляющей оказалась и цена F1: это первый в мире автомобиль в миллион долларов. Но она не отпугнула клиентов. Среди владельцев McLaren F1 – боксер Майк Тайсон, актер, исполнитель роли Мистера Бина, Роуэн Аткинсон и модельер Ральф Лорен. Сервис соответствует стоимости. Покупатель в любой момент мог прийти на завод и посмотреть, как за стеклом вручную собирают его автомобиль. McLaren и ныне продолжает сервисное обслуживание F1. В случае неполадок к владельцу в любую часть света может вылететь индивидуальный механик. Кроме того, в электронном блоке управления двигателем расположен специальный чип, который при возникновении каких-либо неполадок передает по мобильной связи сигнал на станцию техобслуживания.

Купе не создавали для соревнований, Гордон Мюррей планировал, что оно будет предназначено для бизнесменов, которые смогли бы путешествовать на нем по автобанам между европейскими городами. Однако рофессиональные гонщики оценили его возможности, и в McLaren посыпались заказы на специальные версии…

Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 01' 2009

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *