Гибридные автомобили известны еще с начала ХХ века (см. «Тест-Драйв» за ноябрь 2015 г.), но по-настоящему они стали популярными почти сто лет спустя. Интерес публики к таким моделям подогрел Toyota Prius, представленный в 1997 году. Он является самым популярным гибридом в мире, ведь уже выпущено свыше 3,5 млн. этих машин трех поколений. Теперь на конвейер ставят уже четвертую генерацию хетчбэка.
Toyota Prius сохраняет фирменный силуэт с большими углами наклона передних и задних стоек крыши. Вместе с тем, его капот стал короче и ниже, а салон больше сдвинут вперед. В дизайне стало больше углов граней, что делает новичка очень похожим по стилю с водородным Toyota Mirai (см. «Тест-Драйв» за июнь 2015 г.). Узкая решетка радиатора сочетается с прямоугольным воздухозаборником в бампере, а выраженный «нос» украшен логотипом Toyota. Стреловидные фары растянуты на крылья и за доплату могут быть дополнены полностью светодиодной оптикой. Оконная линия теперь клиновидная, а задняя часть слегка приподнята. Заднее стекло состоит из двух частей, разделенных спойлером, а стойки окрашены в черный цвет. По краям кузова размещены узкие Г-образные фонари.
Хэтчбек построен на полностью новой платформе, но колесная база осталась прежней – 2775 мм. Prius все же стал крупнее: его длина выросла до 4540 мм, а ширина – до 1760 мм. Капот и двери теперь выполнены из алюминиевых сплавов, но масса автомобиля все равно ощутимая – 1360 кг. Зато коэффициент лобового сопротивления снижен до 0,24, а жесткость кузова увеличена на 60%.
Компоновка салона в общих чертах знакома по предыдущим Prius. Передняя панель, как и ранее, ассиметричная, хотя пластик в ее отделке улучшен и стало больше лакированных вставок. Трехспицевое рулевое колесо знакомо по седану Camry. Цифровая приборная панель традиционно расположена по центру торпедо и состоит из двух 4,2-дюймовых дисплеев. На них выведены не только показания спидометра, бортового компьютера и датчика уровня топлива в баке, но и индикатор работы гибридной силовой установки, и уровень заряда батареи. В зависимости от режима езды фон на мониторах голубой либо красный. Показания теперь могут проецироваться и на лобовое стекло.
Широкую центральную панель Toyota Prius уже в базовой версии венчает 6,1-дюймовый сенсорный экран мультимедийной системы Entune. Переключателей блоков аудиосистемы и климат-контроля стало меньше и разобраться в них нетрудно. Среди кнопок расположился оригинальный маленький селектор трансмиссии: он расположен высоко и тянуться к нему не придется. А вот клавиши подогрева сидений (он, кстати, в базовом оснащении) размещены очень низко на центральной консоли, что неудобно. Перчаточный ящик у Prius теперь один.
У рулевой колонки изменяются высота и глубина, а диапазон регулировок расширен. Передние кресла стали более комфортабельными, хотя немного больше боковой поддержки им не помешало бы. Посадка за рулем теперь ниже на 50 мм. Увеличенное лобовое стекло и тоненькие передние стойки способствуют улучшению обзорности. Между сиденьями установлен широкий подлокотник с отделением внутри, но поднимать его удобнее с водительской стороны. За доплату в боксе может быть установлено беспроводное зарядное устройство для мобильных телефонов.
На втором ряду пространство для ног примерно такое же, как у предшественника. Запас над головой стал немного больше, хотя рослые пассажиры все равно почувствуют его недостаток. Вырос и объем багажника – он теперь составляет 502 л. Погрузочная высота, кстати, уменьшена на 75 мм.
Начальная комплектация Toyota Prius включает электроприводы стеклоподъемников и зеркал заднего вида, климат-контроль, аудиосистему, связь Bluetooth и круиз-контроль. Кроме того, установлены 8 подушек безопасности и система стабилизации. Самый дорогой вариант Premium добавляет отделку салона искусственной кожей, систему доступа без ключа, электропривод передних сидений, датчики освещения и дождя, адаптивный круиз-контроль с системой автоматического замедления и технология соблюдения полосы движения. Список опций расширен и теперь включает парковочный автопилот, панорамную крышу, аудиосистему с 10 динамиками и спутниковую навигацию.
Гибридная силовая установка знакома, но основательно доработана. Как и ранее, она состоит из 1,8-литровой 98-сильной бензиновой «четверки» и электромотора, который немного потерял в мощности и теперь развивает 72 л. с. Работая вместе, они выдают 122 л. с. и 305 Н∙м. Бензиновый двигатель стал работать тише и спокойнее, да и бесступенчатый вариатор CVT теперь более плавный. К тому же, стало больше тяги в среднем диапазоне оборотов. Максимальный крутящий момент бензинового двигателя не изменился (142 Н∙м), но достигается при более низких 3600 об/мин. В режиме Power оба мотора более отзывчивы, а педаль акселератора чувствительнее. Автомобиль достигает 100 км/ч за 10,6 с, а его максимальная скорость составляет 180 км/ч. Правда, после 80 км/ч разгон резко замедляется. Prius стал экономичнее – 3,0 л/100 км в смешанном цикле.
Со стандартной никель-металгидридной аккумуляторной батареей хетчбэк способен проехать около 2 км на электротяге. Но в качестве опции для него впервые предложены более продвинутые литий-ионные аккумуляторы, увеличивающие эту дальность пробега.
Конечно, гибридные автомобили не ставят на первое место отточенную управляемость, но свежий Prius в этом плане приятно удивляет. Пониженный центр тяжести и новая задняя подвеска на двойных поперечных рычагах существенно улучшили его поведение в поворотах. Он более стабилен и меньше кренится, хотя при этом езда стала даже немного комфортнее. Рулевое управление точнее и ощутимо острее, хотя по-прежнему обратной связи в околонулевой зоне не хватает. Более информативной стала и педаль тормоза, особенно при регенеративном замедлении. Кроме того, в салоне хетчбэка значительно тише на больших скоростях благодаря дополнительному шумоизоляционному материалу и ламинированным стеклам.
Toyota Prius поступает в продажу с весны. Стоимость базовой версии гибрида составит около 25 тыс. долларов. Эволюция самого популярного гибрида продолжается. И, наверное, скоро мы увидим эти автомобили на службе в украинской полиции.
Технические характеристики Toyota Prius
Тип кузова хетчбэк
Количество дверей/мест, шт. 5/5
Снаряженная/полная масса, кг 1360
Длина/ширина/высота, мм 4540/1760/1470
Колесная база, мм 2775
Колея передняя/задняя, мм 1539/1544
Клиренс (дорожный просвет), мм 140
Объем багажника мин/макс, л 502
Диаметр разворота, м 10,8
Двигатель
Рабочий объем, см3 1798
Тип Бензиновый
Расположение Спереди, поперечно
Расположение и количество цилиндров в ряд, 4
Количество клапанов/распредвалов, шт. 16/2
Макс. мощность, л. с. при об/мин 98 при 5200
Макс. крутящий момент, Н•м при об/мин 142 при 3600
Тип вспомогательного двигателя Электрический
Макс. мощность, л. с. 72
Макс. крутящий момент, Н•м 163
Топливо/емкость бака, л Аи-95/45
Трансмиссия
Тип привода Передний
Коробка передач вариатор
Ходовая
Передняя подвеска Независимая, пружинная, типа McPherson, со стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя подвеска Независимая, на двойных поперечных рычагах, со стабилизатором поперечной устойчивости
Тормоза передние Дисковые вентилируемые
Тормоза задние Дисковые
Сервисные и тормозные системы ABS, EBD, Brake Assist, VSC, Hill start Assist
Количество подушек безопасности, шт. 8
Размер шин 205/60 R16
Эксплуатационные показатели
Время разгона от 0 до 100 км/ч, с 10,6
Максимальная скорость, км/ч 180
Расход топлива, л/100 км:
— смешанный цикл 3,0
Стоимость автомобиля (в США), долларов 25 000-30 000
Первое техобслуживание км 15 000
Периодичность техобслуживания км 15 000