Страницы истории электромобиля: новое – это хорошо забытое старое

В современном мире наблюдается настоящий бум альтернативной энергетики. В автомобильной отрасли это отображено в резком повышении спроса на электромобили. Так, в 2014 году в мире их было продано свыше 300 тыс. единиц – это в шесть раз больше, чем в 2011 году. В одних лишь Соединенных Штатах Америки за год реализовали более 100 тыс. электромобилей. Высокотехнологичный Tesla Model S или бюджетный Nissan Leaf по популярности не уступают многим моделям с двигателями внутреннего сгорания.

Электромобиль Томаса Паркера, 1884 годЭлектромобиль Томаса Паркера, 1884 год

Электромобиль Уильяма Моррисона, 1890 год

Электромобиль Уильяма Моррисона, 1890 год

Впрочем, электромобиль – изобретение не новое, он известен еще с XIX века. Мало того, эти транспортные средства ранее уже пользовалось даже большей популярностью, чем сейчас. Первые эксперименты по созданию экипажей с электромотором стали возможными после изобретения свинцовых аккумуляторов в 1859 году. Первопроходцем в этой сфере считается британец Томас Паркер. Поначалу он занимался разработкой электрических трамваев и локомотивов для метро Лондона, а затем приступил к созданию транспортного средства, не нуждающегося в контактных проводах. Первый прототип электромобиля показали в 1884 году, а уже через несколько лет аналогичные разработки появились в Германии и Франции. В 1890 году Уильям Моррисон представил в США шестиместный фургон, способный развить 23 км/ч.

Woods Electric Buggy 1900 года

Woods Electric Buggy 1900 года

Электрическое такси, Германия, 1904 годЭлектрическое такси, Германия, 1904 год

На первых порах электромобили успешно конкурировали с бензиновыми моделями. Они были мощнее, работали тихо, не травили окружающих выхлопом и обходились дешевле в эксплуатации. Заводились электромобили легче, ведь двигатели внутреннего сгорания в то время приходилось прокручивать заводной ручкой. В обслуживании такая техника проще: владельцу не нужно было думать о замене масла, фильтров или свечей зажигания, а ведь станций техобслуживания в то время фактически не было. Немаловажным преимуществом была хорошая тяга с первых оборотов, что снимало необходимость в многоступенчатой трансмиссии. К тому же, на рубеже XIX-XX веков на Западе как раз началась тотальная электрификация, то есть возможность подзаряжать аккумулятор дома появилась даже у представителей среднего класса. Интересно, что уже тогда предлагали услугу по бесплатной замене аккумуляторов. Предприниматели сразу оценили преимущества нового транспорта и уже с 1898 года на улицах Лондона, Берлина и Нью-Йорка появились электрические такси.

La Jamais Contente 1899 годаРекордный La Jamais Contente 1899 года

La Jamais Contente стал первым автомобилем, достигшим 100 км/чLa Jamais Contente стал первым автомобилем, достигшим 100 км/ч

Мало кто знает, что рубеж в 100 км/ч был впервые преодолен именно на электромобиле: рекордный заезд в 1899 году совершил бельгиец Камиль Женатци на обтекаемом болиде La Jamais Contente собственной конструкции. Для достижения такой скорости инженер установил два электромотора общей мощностью 67 л. с.

Фердинанд ПоршеФердинанд Порше в молодости разрабатывал электромобили

Мотор-колесо - изобретение Фердинанда ПоршеМотор-колесо — изобретение Фердинанда Порше

Интересно, что именно с электромобилей начинал свою карьеру и легендарный Фердинанд Порше. На Парижском автосалоне 1900 года он представил передовой Lohner-Porsche, в передних колесах которого было установлено по 3,5-сильному электромотору. Это позволяло развивать 50 км/ч, а заряда батарей хватало, чтобы проехать 50 км. Позже для британского гонщика Э. Харта Порше создал версию с мотором в каждом колесе – это был первый в мире полноприводной автомобиль. Еще одно творение гениального конструктора – первый в мире гибрид Semper Vivus: аккумуляторы в  нем заменили 4-цилиндровым бензиновым мотор-генератором, вырабатывавшим электричество.

Электромобиль Lohner-Porsche 1900 годаЭлектромобиль Lohner-Porsche 1900 года

Lohner-Porsche 1901 годаПолноприводной Lohner-Porsche 1901 года

С 1899 года начала производство электромобилей американская компания Woods. Сначала в Чикаго представили небольшой двухместный Electric Buggy, а в 1905 году увидел мир роскошный Woods Victoria. По сути, это была карета с двумя 2,5-сильными электромоторами, способная развить 30 км/ч. Десять лет спустя представили оригинальный гибридный Dual Power. До скорости 24 км/ч она передвигалась на электротяге, а затем подключался бензиновый 27-сильный двигатель и позволял разогнаться до 56 км/ч. За три года выпустили около 600 Dual Power по цене в 2700 долларов.

Lohner-Porsche Semper VivusLohner-Porsche Semper Vivus — первый гибрид, 1900 год

Woods Victoria 1905 годаWoods Victoria 1905 года

Электромобили очень быстро прогрессировали. Так, на 1900 год 28% моторизированных экипажей в США были электромобилями. А в  1912 году в Штатах регистрацию получили 33 800 автомобилей с электрическими двигателями и только 19 500 – с бензиновыми. К слову, вернуться к подобным объемам выпуска электромобилей удалось только в начале XXI века.

Woods Dual Power 1915 годаГибридный Woods Dual Power 1915 года

Detroit Electric Model 46 Roadster 1914 годаDetroit Electric Model 46 Roadster 1914 года

Особенно удачной оказалась продукция компании Detroit Electric, основанной в 1907 году. В разработке их моделей принял участие всемирно известный ученый Томас Эдисон. Именно он разработал для них никелевую батарею, позволявшую проехать 80 км без подзарядки. Максимальная скорость была невысокой (39 км/ч), но в городских условиях этого хватало. На выбор предлагали несколько различных кузовов. Эдисон сам пользовался купе Detroit Electric, а его примеру последовали такие знаменитости, как Джон Рокфеллер и генерал Эйзенхауэр (будущий президент США). Даже жена Генри Форда некоторое время водила Detroit Electric.

Томас Эдисон и его Detroit ElectricТомас Эдисон и его Detroit Electric

Detroit Electic Brougham, 1918 годDetroit Electic Brougham, 1918 год

Ситуация резко изменилась в 20-х годах. Именно тогда проявилась Ахиллесова пята электромобилей – малый запас хода. Строительство сети автомагистралей в США, Германии и Италии сделало реальными путешествия на дальние расстояния, для которых, естественно, больше подходили модели с двигателями внутреннего сгорания. Они стали более совершенными: запуск двигателя облегчил электростартер, моторы стали тише и надежнее. Конвейерное производство сделало их массовыми и дешевыми. О расходе топлива в те времена мало кто задумывался, ведь бензин стоил копейки. И тем более никто не заботился об окружающей среде.

Henney Kilowatt 1959 годаHenney Kilowatt 1959 года

ЛАЗ-750, 1950 годЛАЗ-750, 1950 год

Отдельные компании мелкими сериями производили электромобили. Так, в 1959 году на базе Renault Dauphine создали Henney Kilowatt, способный разогнаться до 97 км/ч и проехать на одном заряде батареи 100 км. Электрической осталась многая специализированная техника – такая, как вилочные погрузчики: даже в СССР на многих предприятиях пользовались популярностью чехословацкие электрокары Desta, восточногерманские V.T.A. Kraft и болгарские «Балканкар». Со временем производство таких погрузчиков даже наладили во Львове. Нередко автомобили с электрическими двигателями использовались как развозные фургоны или гольф-карты. Между прочим, Львовский автозавод еще с 1950 года выпускал электрические ЛАЗ-750, использовавшиеся для перевозки почты в крупных городах: это были первые серийные электромобили в СССР.

BalkancarВилочный погрузчик Balkancar

Вилочные погрузчики с электромотором выпускали и во ЛьвовеВилочные погрузчики с электромотором выпускали и во Львове

Интересный факт: именно электромобили стали единственными колесными транспортными средствами, покинувшими Землю. И Lunar rover американских астронавтов на Луне, и советский «Луноход» были оснащены именно электрическими двигателями, а энергией их питали солнечные батареи.

Lunar RoverЭлектрический Lunar Rover покорил Луну

Луноход-1Луноход-1 также использовал электромоторы

Резкое подорожание нефти в середине 70-х годов заставило инженеров вспомнить о подзабытой технологии и вернуться к разработке электрических моделей. К тому же, человечество наконец задумалось и об экологии. Первенцем нового поколения электромобилей стал General Motors EV1 1996 года, выпущенный в количестве 1117 единиц. Это обтекаемое двухместное купе со 137-сильным мотором развивало 130 км/ч и могло проехать до 225 км без подзарядки.

Гольф-картПодавляющее большинство гольф-картов — электромобили

General Motors EV1General Motors EV1 1996 года

Сейчас мы переживаем второе рождение электромобиля, его ренессанс. Новое – это хорошо забытое старое. Современные модели совершили настоящий скачек вперед. Дальность пробега у некоторых автомобилей (таких, как Tesla Model S) превышает 400 км, а по динамическим характеристикам они могут соревноваться с дорогими и мощными спорткупе. Наконец после долгих мытарств перед электромобилем открылось светлое будущее.

Tesla Model STesla Model S

Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 10' 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *