США знамениты своими большими и мощными моделями с двигателями V8 под капотом. За океаном их принято называть muscle cars («мускулистые автомобили»). Этот сегмент сформировался в 50-60-х годах прошлого века, а его родоначальником по праву считается знаменитый Chrysler 300. В этом году модель празднует свое 60-летие.
История Chrysler 300 берет свои истоки в начале 50-х годов. Инженеры Chrysler разработали передовой двигатель V8 Hemi с полусферическими камерами сгорания. Поначалу его использовали в гонках: с ним автомобили очень быстро добились успеха в соревнованиях класса NASCAR. Но чтобы привлечь покупателей, этот мотор нужно было установить под капот яркого, привлекательного серийного автомобиля. Разработку новинки поручили группе дизайнеров во главе с легендарным стилистом Вирджилом Экснером. К 1955 году на платформе обычного Chrysler Windsor они создали сногсшибательное хардтоп-купе без центральной стойки крыши. Среди отличительных черт модели – панорамные переднее и заднее стекла, массивные бамперы и обилие хрома в отделке. Салон декорировали кожей, а в качестве опций предложили электроприводы стеклоподъемников и зеркал заднего вида.
Легендарный V8 Hemi с полусферическими камерами сгорания
Chrysler 300B 1956 года щеголял «килями» задних крыльев
Конечно же, главным достоинством купе стал его двигатель. «Восьмерку» Hemi объемом 5,4 л дополнили двумя четырехкамерными карбюраторами. В результате, мощность достигла внушительных, по тем временам, 300 л. с.. Именно поэтому новинку решили назвать Chrysler 300. Стандартной являлась 2-ступенчатая автоматическая трансмиссия, а вместо традиционного рычага ее режимы переключались кнопками (позже эту схему использовали в «Чайке» ГАЗ-13). Автомобиль получился немаленьким (5,5 м в длину) и весьма тяжелым – 1950 кг. Тем не менее, во время тестов ему удалось достичь 205 км/ч и разогнаться до 100 км/ч за 10 с. За первый год продали 1725 купе по цене в 4055 долларов (примерно 35 тыс. по современному курсу). На протяжении сезона Chrysler 300 одержали целых 37 побед в гонках серии NASCAR.
Chrysler 300D 1958 года оснастили первым в мире электронным впрыском топлива
Уже через год модель прошла свое первое обновление и получила название Chrysler 300B. Отличить ее можно было по измененной задней части с выраженными «килями» на крыльях – чертой, свойственной большинству американских автомобилей тех лет. Рабочий объем V8 увеличили до 5,8 л и предложили двигатель в двух версиях – мощностью 340 и 355 л. с. Облегченный (1871 кг) 300В мог достичь 225 км/ч. Перечень опций дополнил компактный проигрыватель виниловых пластинок, размещенный в перчаточном ящике. Однако, нововведения не привлекли покупателей. Наоборот, выпустили только 1102 автомобиля.
Поворачивающиеся сиденья — изюминка Chrysler 300
Chrysler 300F Convertible, 1960 год
Весь модельный ряд Chrysler претерпел радикальную модернизацию к 1957 году, не стал исключением и «трехсотый». Новый 300С сделали длиннее и элегантнее, а его «плавники» задних крыльев существенно увеличились в размерах. Поэтому автомобиль стал похож на реактивный истребитель или фантастический звездолет. Интересно, что эти «кили» не только выглядели сногсшибательно, но и обеспечивали лучшую курсовую устойчивость на скоростях свыше 110 км/ч. Наряду с купе впервые предложили кабриолет. В списке дополнительного оборудования появился кондиционер, также помимо 3-ступенчатого «автомата» стала доступна и 4-ступенчатая механическая коробка переключения передач. Новый 6,4-литровый Hemi развивал 375 либо 390 л. с. Более мощный вариант разгонялся до 100 км/ч за 7,7 с и развивал 240 км/ч. Chrysler 300С стал самым быстрым серийным автомобилем в США. Этот факт сыграл свою роль и количество проданных автомобилей выросло до 2251.
У Chrysler 300H 1962 года исчезли «кили»
Улучшенный Chrysler 300D 1958 года с виду не отличался от предшественника, да и мощность двигателя осталась прежней. Зато V8 оснастили первым в мире электронным впрыском топлива. Технология оказалась не очень надежной и продажи упали до всего 809 единиц. Уже год спустя двигатель заменили: разработали новую 6,8-литровую 380-сильную «восьмерку» Wedge с обычными камерами сгорания. Автомобиль кстати, оснастили интересной опцией – поворачивающимися передними сиденьями. Благодаря им дамы в мини-юбках не чувствовали себя смущенными при посадке и высадке. Но количество выпущенных автомобилей стало еще меньше.
Chrysler 300J Convertible 1963 года
Руль Chrysler 300J 1963 года — овальный
В Chrysler поняли, что нужно что-то менять и в 1960 году снова радикально изменили всю модельную линейку. Появился и свежий 300F – низкий, стремительный и облегченный благодаря несущему кузову. Мотор Wedge теперь предлагали в версиях на 375 или 400 л. с., причем последняя разгоняла 300F до 100 км/ч за 7 с. Это помогло сделать 300F популярнее – продали 1217 машин. Успешную конструкцию решили не менять и в следующем году на 300G, разве что немного изменили передние фары и подняли мощность мотора на 5 л. с. Среди опций появился круиз-контроль, который в Chrysler именовали по-авиационному – автопилотом. Покупателей нашли еще 1618 автомобилей.
Доступный седан Chrysler 300 1964 года
Chrysler 300H 1962 года обозначил переход к новому стилю. «Кили» уже были не в моде и от них избавились, а в остальном купе и кабриолет мало чем отличались от предшественников. Сдержанный дизайн не особо привлек покупателей и продажи сократились до 570 штук. Впрочем, успешной оказалась более доступная модификация Chrysler 300 (без латинской буквы в названии) с менее мощным 6,3-литровым двигателем и отделкой салона кожезаменителем. Ее, кстати, предлагали и в четырехдверном варианте.
Окончательно новый граненый дизайн возобладал на новом 300J, появившемся в 1963 году (букву I, которая в латинском алфавите следует за H пропустили, чтобы ее не путали с цифрой 1). Интересно, что руль автомобиля сделали овальным. V8 Wedge развивал уже 390 л. с., а максимальная скорость составила 230 км/ч. С этого времени рост мощности прекращается. В Chrysler решили сменить имидж модели – сделать «трехсотый» не столь быстрым, но зато более комфортным. Многим водителям, новые версии пришлись по душе. Если в 300J выпустили всего 400, то 300K удалось продать уже 3647, а 300L – 2845. В таком виде модель выпускали вплоть до 1971 года и она оставалось флагманом марки. Появилась и заряженная модификация Chrysler 300 Hurst. Ограниченную серию из 500 купе оснастили 7,2-литровыми 375-сильными V8. Хотя такой автомобиль весил около двух тонн, он мог разогнаться до 100 км/ч за 7,1 с.
Но на этом история Chrysler 300 не заканчивается, ведь предпринимались попытки возродить знаменитую модель. В 1978 году выпустили 5500 «трехсотых», созданных на базе купе Chrysler Cordoba. Но продолжения это начинание не получило в силу топливного кризиса. Из-за него мощность 5,9-литрового V8 урезали до всего 195 л. с., то есть она не соответствовала цифре «300» в названии.
Концепт-кар Chrysler 300 1991 года
Переднеприводной Chrysler 300M 1998 года
Следующего Chrysler 300 пришлось ждать два десятилетия, хотя публике в 1991 году, например, показали концепт-кар Chrysler 300 на платформе Dodge Viper. В 1998 году увидел мир новый 300М, однако он оказался совсем далек от легендарного предка: четыре двери вместо двух, передний привод и V6 на месте V8. Ситуацию исправили шесть лет спустя, когда представили Chrysler 300C. Он остался седаном (также предложили и универсал), но стал заднеприводным и получил новую версию легендарного V8 Hemi. Да и в дизайне появились черты оригинальной модели 1955 года. Новейший «трехсотый» показали в 2011 году. Он сочетает классический стиль с современными технологиями. Его можно оснастить как с экономичным дизелем, так и с Hemi объемом 5,7 л (363 л. с.) или 6,4 л (465 л. с.).
Chrysler 300 SRT8 2011 года с 465-сильным Hemi
Легенда Chrysler 300 продолжает жить. А классические «трехсотые» 50-х и 60-х годов сейчас очень ценятся коллекционерами из-за своей малочисленности. Поэтому неудивительно, что на аукционах их продают за 100-200 тыс. долларов, а купе 1960 года недавно сменило владельца за 400 тыс. долларов.