Рига славится своими автомобильными традициями. Именно здесь еще в 1909 году наладили производство автомобилей «Руссо-Балт», а в послевоенные годы латвийские коллекционеры прославились своими редкими ретро-авто. Так что неудивительно, что именно в Риге с 1989 года работает один из лучших автомобильных музеев Восточной Европы.
Benz Patent-Motorwagen 1886 года
Рижский мотормузей позволяет отследить эволюцию автомобиля с конца ХІХ века до наших дней. Посетителей встречает первый в мире автомобиль Benz Patent-Motorwagen 1886 года. Этап зарождения автомобильной промышленности представляют малоизвестные сейчас автомобили Reo, FN и Overland.
Overland 1911 года и Ford T 1919 года
Настоящим раритетом является единственный в мире Krastin 1903 года, созданный выходцем из Латвии Аугустсом Крастиньшем. Для своего времени это была передовая конструкция с карданным валом вместо цепи и откидным рулем для удобства посадки-высадки.
BMW 3/15 1931 года
Конечно же, в музее можно увидеть и первый массовый автомобиль в мире Ford T, а еще самый первый легковой BMW 3/15. инновационными для своего времени были переднеприводные DKW F8 и Audi Front. Кроме того, представлены представительские Renault 10 CV и Fiat 503.
Horch 853 1936 года
Вообще, дорогих авто высшего класса в Рижском мотормузее хватает. Чего стоит один лишь кабриолет Horch 853 1936 года, принадлежавший высокопоставленному немецкому генералу. Недешевый лимузин Lincoln KB V12 возил Максима Горького, а Cadillac V8 Series 353 был парадным кабриолетом президента Латвии Карлиса Улманиса. Обтекаемый седан Renault Viva Grand Sport обслуживал посла Франции в Риге.
Lincoln KB V12 Максима Горького
Среди других роскошных моделей следует отметить лимузин Packard Eight, элегантный кабриолет Bentley Mk VI. Также впечатляют кабриолеты Mercedes-Benz 170 и 320, но особенно ярко смотрятся спортивные Steyr 220 и BMW 327/328. К слову, BMW очень редкий – таких автомобилей с 80-сильным гоночным мотором выпустили чуть больше 500. Для своего времени кабриолет был довольно быстрым – 140 км/ч.
BMW 327/328 1938 года
Изюминка коллекции – легендарный болид Auto Union Type C/D 1938 года, созданный Фердинандом Порше. Среднемоторный автомобиль оснащен компрессорным 6,0-литровым V16 мощностью 520 л. с. и способен развить 340 км/ч. После войны автомобиль вывезли в СССР и в 70-х чуть было не сдали не металлолом, но его вернули к жизни латвийские реставраторы.
Звезда коллекции — Auto Union Type C/D 1938 года
Среди гоночных автомобилей следует отметить рекордный Volkswagen ARVW 1980 года. Обтекаемый прототип оснащен не самым мощным 175-сильным турбодизелем, но развил 362 км/ч.
Steyr 220 и Packard Eight
Советский автоспорт представлен болидами «Эстония» и уникальным ЗиЛ-112 1963 года. Похожий на Ferrari Testarossa кабриолет получил 6,0-литровый V8 мощностью 240 л. с. и способен развить 250 км/ч. К слову, это первый советский автомобиль с дисковыми тормозами.
Cadillac V8 президента Латвии и Renault Viva Gran Sport посла Франции
В экспозиции послевоенных моделей бросается в глаза обтекаемый седан Tatra T87. Даже сейчас автомобиль впечатляет продуманной аэродинамикой, расположенным сзади V8 воздушного охлаждения и интересными новшествами вроде поворотной центральной фары.
Bentley Mk VI 1946 года
Не менее инновационным является Citroen DS с гидропневматической подвеской и полуавтоматической трансмиссией. Также обустроена экспозиция массовых «народных» автомобилей, включающая и Volkswagen Beetle, и Citroen 2CV, и Fiat 500, и Mini Cooper, и ВАЗ-2101.
ЗИЛ-112С 1963 года
Конечно же, автопром СССР обширно представлен. Отдельно сгруппированы лимузины советских вождей – бронированный ЗиС-115 Сталина, а также ЗиС-101 и 110, ГАЗ-13 «Чайка» и ЗиЛ-111Г. Особняком стоит Rolls-Royce, разбитый Леонидом Брежневым – его не стали восстанавливать после ДТП.
Разбитый Rolls-Royce Брежнева
Кроме того, в музее – неплохая коллекция мотоциклов, грузовой и особенно пожарной техники. Очень ценным является отреставрированный пожарный «Руссо-Балт» 1913 года.
Руссо-Балт 1913 года
Одну из экспозиции посвятили латвийской автопромышленности. Причем, речь идет не только о микроавтобусах RAF (здесь, кстати, представлен даже прототип RAF нового поколения 1994 года) и мопедах «Рига», но и о Ford 30-х годов латвийской сборки. Мало кто знает, что в Риге выпускали даже знаменитый Ford V8 мощностью до 85 л. с.
Гоночные болиды Estonia
Рижский мотормузей – это не только автомобили и мотоциклы, но и экспозиция запчастей, винтажные автозаправки и коллекция радиоприемников. А еще он интерактивный – с многочисленными инсталляциями, планшетами с информацией и даже дополненной реальностью, механизмами в разрезе, играми и головоломками для взрослых и детей. Посетителям даже предлагают виртуальную поездку на автобусе. В общем, экспозиция порадует автолюбителей всех возрастов.