Страницы истории Vector: спорткупе по-американски

Исторически так сложилось, что эксклюзивные и сверхскоростные автомобили чаще всего имеют европейское происхождение. Как правило, они родом из Италии, Великобритании или Германии, где достаточно много мелкосерийных автопроизводителей. За океаном – совсем другая ситуация: в США правит балл «большая тройка» — концерны Ford Motor, General Motors и Chrysler. Конечно, они выпускали спортивные модели, но в большинстве своем (за исключением разве что Ford GT40) это был массовый продукт. Даже Chevrolet Corvette уже выпущено свыше 1,5 млн. единиц. Однако, находились энтузиасты, создававшие настоящую автоэкзотику, получившую признание во всем мире. Одна из таких марок – Vector.

Logo

Vector – детище талантливого конструктора Джеральда Вигерта. Он родился в самом сердце американской автомобильной промышленности – Детройте. Поэтому неудивительно, что еще со школьных лет Джеральд начал серьезно увлекаться автомобилями. А затем поступил на факультет промышленного дизайна в колледже.  По его окончанию в 1971 году Вигерт основал ателье Vehicle Design Force и начал разработку среднемоторного спорткупе The Vector стоимостью 10 тыс. долларов (для сравнения, Chevrolet Corvette тогда стоил вдвое меньше). Футуристический  автомобиль заинтересовал автолюбителей и его изображение даже появилось на обложке одного из ведущих американских журналов. Поначалу конструктор планировал оснастить The Vector оппозитной «шестеркой» Porsche, затем остановил свой выбор на роторно-поршневом двигателе. Однако, экономический кризис и недостаток средств заставили приостановить развитие проекта.

Vector W2 1971 года

Первый прототип Vector W2 1971 года

Но Вигерт решил не сдаваться и продолжил работать над своим детищем. И в 1978 году представил концепт-кар Vector W2. Благодаря своему клиновидному дизайну с заостренным «носом», большим антикрылом сзади, выдвижным фарам и поднимающимся вверх дверям купе казалось пришельцем из будущего. Высота машины составляла немногим более метра. Причем прототип был не пластиковым макетом, а полноценным автомобилем, способным передвигаться.

Джеральд Вигерт и Vector W2 1979 года

Джеральд Вигерт и Vector W2 1979 года

На сей раз инженер долго не думал при выборе мотора – установил проверенный американский V8 от Chevrolet, причем разместили его в базе поперечно. Дваигатель объемом 5,7 л дополнили впрыском топлива и двумя турбинами, что подняло его мощность до невероятных 600 л. с. В паре с ним работала 3-ступенчатая автоматическая коробка переключения передач, ведь никакая другая трансмиссия попросту не могла справиться с огромным крутящим моментом в 800 Н∙м.

Двигатель V8 размещен поперечно в базе

Двигатель V8 размещен поперечно в базе

Для своего времени Vector W2 демонстрировал фантастические характеристики. Он разгонялся до 100 км/ч за 4 с, а его максимальная скорость превышала 350 км/ч! Но несмотря на положительные отзывы специалистов и автомобильных журналистов, найти средства для начала производства не удавалось. Многие инвесторы попросту не верили, что автомобиль стоимостью 125 тыс. долларов найдет покупателей. И Ferrari, и Lamborghini стоили на то время меньше.

Vectoor W2 1979 года

Vectoor W2 1979 года

Но Джеральд Вигерт не сдавался. Он постоянно модернизировал конструкцию W2 и тестировал автомобиль. На испытаниях Vector проехал свыше 160 тыс. км – неплохой результат для концепта. Двигатель форсировали до 650 л. с. и во время заезда по дну высохшего озера Бонневиль купе развило 389 км/ч.

Vector W8 1989 года

Vector W8 1989 года

Наконец, в 1989 году удалось найти партнеров по бизнесу и собрать необходимые средства. Усовершенствованный вариант W2 поступил в производство под названием Vector W8 Twin Turbo. Своим силуэтом он очень напоминал предшественника, но в основе его лежал новый монокок из алюминиевых сплавов, а кузовные панели изготовили из карбона и кевлара. Кроме того, была улучшена аэродинамика – коэффициент лобового сопротивления составил всего 0,32. Рабочий объем двигателя увеличили до 6,0 л: мощность достигла 625 л. с., а максимальный крутящий момент – 855 Н∙м. Разгон до 100 км/ч занимал 4,2 с, а максимальная скорость составила 354 км/ч.

Vector W8 азгонялся до 354 км/ч

Vector W8 азгонялся до 354 км/ч

Динамика немного ухудшилась из-за возросшей до 1506 кг массы. Дело в том, что автомобиль решили основательно укомплектовать: появились гидроусилитель руля, электропривод сидений, люк, CD-плеер, адаптивные амортизаторы. Салон декорировали кожей. Полностью цифровая приборная панель и обилие тумблеров делали его похожим на кабину самолета.

Салон Vector W8 напоминает кабину истребителя

Салон Vector W8 напоминает кабину истребителя

Стоимость W8 Twin Turbo составила 455 тыс. долларов и на момент появления он был самым дорогим и самым быстрым серийным автомобилем в мире. Конечно, с такой ценой он не мог быть массовым. До 1993 года удалось выпустить лишь 19 машин. Одним из первых владельцев купе стал знаменитый американский теннисист Андре Агасси.

V8 Chervolet Corvette

V8 Chervolet Corvette разогнали до 625 л. с.

Тем временем Вигерт со своей командой уже работали над новой моделью Vector Avtech WX-3, предсерийный вариант которой представили на Женевском автосалоне 1992 года. Своим силуэтом он напоминал W8 Twin Turbo, но на смену граням пришли плавные линии. Наряду с купе был создан и кабриолет со съемной жесткой крышей. Базовая версия сохранила 6,0-литровый 625-сильный V8, а вот для флагманской модификации был предусмотрен новый 7,0-литровый мотор с двойным турбонаддувом. Он мог развивать 800 или 1000 л. с., причем в последнем случае максимальная скорость превышала 400 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал 3,3 с. Даже легендарное купе McLaren F1 было медленнее.

Vector Avtech WX-3 1992 года

Vector Avtech WX-3 1992 года

В Vector планировали наладить производство WX-3 по цене в 685 тыс. долларов. Но этим планам не суждено было сбыться. Новые инвесторы – индонезийская компания MegaTech – взяли контроль над компанией в свои руки и уволили Джеральда Вигерта. Тот подал в суд, но разбирательство затянулось на годы.

Кабриолет Vector Avtech WX-3, 1992 год

Кабриолет Vector Avtech WX-3, 1992 год

В MegaTech решили не тратить средства на разработку 7,0-литрового мотора для Vector Avtech WX-3. Оно и неудивительно, ведь эта компания владела еще и пакетом акций Lamborghini. Поэтому модель решили оснастить силовым агрегатом от Lamborghini Diablo – 5,7-литровым 490-сильным V12 и 5-ступенчатой механической трансмиссией. Конечно, динамика от этого ухудшилась: 4,8 с до 100 км/ч и максимальные 306 км/ч. Зато цена снизилась то 190 тыс. долларов.

Vector М12 1995 года

Vector М12 1995 года

Купе переименовали в Vector М12 и с 1995 по 1999 год собрали 17 машин, причем среди них были и гоночные варианты. Но после вхождения Lamborghini в состав концерна Volkswagen поставки двигателей прекратились. Остановилось и производство М12, а компанию закрыли.

Vector M12

Vector M12 даже поучаствовал в гонках GT

Впрочем, на этом в истории Vector рано ставить точку, ведь Джеральд Вигерт не привык сдаваться. В конце концов он выиграл суд, вернул фирму себе и занялся разработкой полностью нового купе. В 2007 году дебютировал Vector WX-8. Он стал стремительнее на вид, но сохранил фамильные черты вроде большого заднего антикрыла и поднимающихся вверх дверей. Двигатель, как и ранее расположили поперечно. Поскольку автомобиль получился очень широким, то салон сделан трехместным. WX-8 оснастили 7,8-литровым V8, доступным в двух вариантах – на 750 и 1250 л. с. В перспективе для модели планируют создать и 10,0-литровый 1850-сильный мотор. Более мощная версия будет способна разогнаться 440 км/ч.

Новый Vector WX-8

Новый Vector WX-8 рассчитан на скорость до 440 км/ч

Работы над Vector WX-8 длятся вот уже десять лет. Но учитывая инженерный гений и напористость Джеральда Вигерта, можно быть уверенными, что вскоре это купе громко о себе заявит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *