Страницы истории Saab: шведские нонконформисты

В этом году свое 70-летие празднует марка Saab. Шведский автопроизводитель стал жертвой мирового экономического кризиса, но в истории остались его нестандартные модели. На протяжении всего своего существования в Saab наблюдалась тесная связь с самолетами. Оно и неудивительно, ведь фирму создали как подразделение авиаконцерна Svenska Aeroplan AB (Saab).

Saab начинался, как авиаконцерн

В 1937 году стало понятно, что новой мировой войны не избежать и нейтральная Швеция решила своими силами строить военные самолеты. В городке Тролльхеттен появилось авиационное предприятие. Война миновала и в Saab решили расширить бизнес. В мирное время боевая авиация не столь востребована, а вот автомобили – как нельзя кстати. Поэтому часть производственных мощностей решили перепрофилировать под автомобильное предприятие, хотя военные и гражданские самолеты делать продолжили.

Прототип Saab 92.001 1947 года

Прототип Saab 92.001 1947 года

Четырехколесного первенца Saab разработала молодая команда авиационных инженеров во главе с Гуннаром Льюнгстрёмом и дизайнером Сикстеном Сасоном. Первый прототип автомобиля появился в 1947 году. Он нес индекс 92.001, так как цифрами до 91 обозначались модели самолетов. Неофициально концепт назвали UrSaab. При его проектировании широко использовались авиационные технологии, а кузов тщательно продували в аэродинамической трубе. Поэтому коэффициент лобового сопротивления составил 0,30, что неплохо даже по сегодняшним меркам. Профиль купе очень смахивал на крыло аэроплана в разрезе. К тому же, автомобиль был переднеприводным – редкость по тем временам.

Серийный Saab 92 1949 года

Серийный Saab 92 1949 года

Полномасштабное производство Saab 92 стартовало 12 декабря 1949 года. Хотя оснастили его двухтактным 764-кубомым двухцилиндровым мотором мощностью всего 25 л. с., хорошая аэродинамика позволяла ему развивать 105 км/ч. Интересно, что все ранние Saab 92 были исключительно зелеными, потому что на авиационных заводах оказалось в избытке краски «хаки» для военных самолетов. Позже предложили и другие цвета, а также сдвижную тканевую крышу и 28-сильный мотор. До 1957 года произвели свыше 20 тыс. машин.

Saab 93 1955 года

Saab 93 1955 года

Передний привод способствовал неплохой управляемости авто. Это оценили не только простые автолюбители, но и профессиональные спортсмены. Уже в 1950 году Рольф Менге выиграл  на Saab 92 1000-километровое ралли Швеции, а два года спустя Грета Моландер победила в женском кубке престижнейшего ралли Монте-Карло.

Универсал Saab 95 1959 года

Универсал Saab 95 1959 года

Команда шведских конструкторов продолжила развитие модели и в 1955 году на Нью-Йоркском автосалоне показали новый Saab 93. Его оснастили уже трехцилиндровым двигателем объемом 748 куб. см и мощностью 33 л. с. Парадокс, но американцы, предпочитавшие заднеприводные модели длиной свыше 5 м, обратили внимание на «малыша». В США экспортировали их больше 93-х, чем в любую другую страну.

Saab Sonett 1955 года

Saab Sonett 1955 года

Усилили популярность модели новые гоночные победы: в финском ралли «1000 озер» и американском GAMR, первое место в классе в итальянской гонке Mille Miglia и второе – в соревновании «24 часа Ле-Мана». Специально для любителей активной езды подготовили 55-сильный Saab GT750 – первый в мире автомобиль, стандартно оснащенный ремнями безопасности. А вот для семейных людей создали семиместный универсал Saab 95.

Гоночный Saab 96 победил в ралли Монте-Карло

Гоночный Saab 96 победил в ралли Монте-Карло

Вершиной развития линейки стала модель 96 1960 года. Конструктивно она не слишком отличалась от предшественников и сохранила все заложенные в Saab 92 принципы. Однако она обрела фирменную дизайнерскую черту Saab – изгиб задних стоек в виде хоккейной клюшки (в Швеции, как известно, очень любят хоккей).

Saab Sonett 1966 года

Saab Sonett 1966 года

С минимальными изменениями Saab 96 выпускали вплоть до 1980 года и произвели свыше полмиллиона купе. Поначалу использовали все тот же трехцилиндровый двигатель предшественника, развивавший 38-52 л. с., но затем его сменили четырехцилиндровым V4, выпускаемым по лицензии Ford. Его 65 л. с. позволила разогнаться до 100 км/ч за 16 с. Но для раллистов подготовили 95-сильную модификацию, которая принесла заводской команде долгожданный триумф в ралли Монте-Карло. Причем, Эрик Карлссон побеждал там дважды – в 1962 и 1963 годах. Также специально для 96-го подготовили прицеп-автодом SAABO с двумя спальными местами.

Saab 99, 1969 год

Saab 99, 1969 год

Гоночные успехи подтолкнули руководство Saab к созданию полноценной спортивной модели. Еще в середине 50-х годов в Тролльхеттене спроектировали небольшой двухместный кабриолет с кузовом из стекловолокна. Назвали его Sonett, но это имя не имело ничего общего с поэзией: оно произошло от фразы Så nett den är («он такой чистый»). Действительно, Sonett отличался чистотой линий. Весил авто всего 600 кг, поэтому 58 л. с. хватало, чтобы развить 190 км/ч. Ежегодно планировали производить по 2000 автомобилей преимущественно для гонок, но из-за изменения регламента соревнований пришлось отказаться от идеи, и мир увидели всего 6 кабриолетов.

Saab Sonett 1970 года

Saab Sonett 1970 года

Однако имя Sonett не исчезло: в 1966 году так назвали стильное 3,8-метровое двухместное купе. Сначала его оснащали 60-сильным трехцилиндровым двигателем, а затем появился вариант с 1,5-литровым V4 в 65 л. с. Малая масса (770 кг) способствовала хорошей динамике и управляемости. Разгон до 100 км/ч занимал 12 с, а максимальная скорость достигала 160 км/ч. Позаботились и о безопасности: установили сиденья с подголовниками, трехточечные ремни безопасности и трубчатый защитный каркас. В 1970 году представили обновленный Sonett III с модными на то время выдвижными фарами и 75-сильной «четверкой».

Пионер турбонаддува - Saab 99 Turbo 1978 года

Пионер турбонаддува — Saab 99 Turbo 1978 года

В 1969 году автомобильное подразделение Saab отделилось от авиационного, чтобы создать концерн вместе с производителем грузовиков Scania. Новый этап в истории марки обозначился и современным семейством автомобилей – Saab 99, поступившим в продажу с конца 1968 года. Модель отличалась более современным граненным дизайном, который обозначил стиль шведской марки на последующие 20 лет. Сначала представили купе, а вскоре к нему присоединились седан, универсал и трехдверный хетчбэк.

Saab 900 1978 года

Saab 900 1978 года

Автомобиль привнес еще одну фирменную черту Saab – замок зажигания на центральном тоннеле возле рычага трансмиссии. Такое решение позволяло легче дотянуться к нему и улучшало безопасность, ведь традиционная схема с замком на рулевой колонке приводила к травмам коленей во время аварии. Три года спустя автомобиль впервые в мире получил омыватели фар и подогрев сидений.

Saab 9000 1984 года

Saab 9000 1984 года

Для Saab 99 предлагали две «четверки» производства Triumph – 1,7-литровую 86-сильную и 2,0-литровую 110-сильную. Для флагманской версии подготовили 3,0-литровый V8, но им оснастили всего 45 машин. На смену ему в Saab предложили турбонаддув, который в то время можно было увидеть разве что на дорогом Porsche 911 Turbo. Saab 99 же был весьма доступным и со 145 л. с. под капотом мог достигать 200 км/ч. Это был настоящий волк в овечьей шкуре – мало что выдавало его отличные характеристики. С Saab 99 связаны и громкие победы шведской марки на раллийных трассах в 1976-1979 годах.

Saab 900 Turbo Cabriolet, 1986 год

Saab 900 Turbo Cabriolet, 1986 год

С 1978 года модельный ряд расширила модель 900. Ее необычность состояла в сочетании переднего привода и расположенного продольно четырехцилиндрового двигателя. Для этого мотор пришлось разместить маховиком вперед. Силуэт Saab 900 с изогнутым лобовым стеклом выделял авто в потоке машин. Под капотом самого мощного 900 Aero трудился 2,0-литровый 175-сильный турбомотор. В 1986 году модельный ряд 900-го пополнил первый кабриолет шведской марки.

Saab 9-5 1997 года

Saab 9-5 1997 года

В начале 80-х в Saab наладили сотрудничество с концерном Fiat. Первым его плодом стала модель 600 – шведский вариант Lancia Delta. А затем конструкторы двух компаний совместно приступили к созданию моделей бизнес-класса. Так появились четыре «брата» — Saab 9000, Lancia Thema, Fiat Croma и Alfa Romeo 164. Над дизайном 9000 трудился известный итальянский стилист Джорджетто Джуджаро, но модель все равно сохранила скромный внешний вид. Saab 9000 сочетал в себе комфорт с отличными ходовыми качествами.

Saab 9-3 Aero 1999 года

Saab 9-3 Aero 1999 года

Среди стандартного и дополнительного оборудования можно было найти двухзонный климат-контроль, бортовой компьютер, круиз-контроль, электропакет. Изюминкой 9000 стала функция Night Panel, позволяющая ночью отключить подсветку всех приборов, кроме спидометра. Вершину модельного ряда заняла версия Aero с 200-сильным турбомотором, способная развить 230 км/ч. Три таких автомобиля на американском автодроме в Талладеге смогли преодолеть 100 тыс. км со средней скоростью 213 км/ч. Седаны ездили по трассе на протяжении 19 дней, останавливаясь только для дозаправки и смены гонщиков.

Saab 9-3 2002 года

Saab 9-3 2002 года

В 1989 году Saab и Scania вошли в состав концерна General Motors. Новый владелец взялся за обновление модельного ряда – появились новое поколение модели 900 (переименованное в последствии в 9-3) и седан 9-5 – наследник Saab 9000. Компания стала пионером в применении новых технологий по безопасности – разработали активные подголовники и электронный распределитель тормозного усилия. Saab вернулся в автоспорт, и в 2000 году победил в престижной горной гонке Pikes Peak.

Saab 9-5 Aero 2005 года

Saab 9-5 Aero 2005 года

В начале ХХІ века увидел мир свежий седан 9-3. На базе Subaru Impreza построили универсал 9-2Х, первый вседорожник марки 9-7Х использовал агрегаты Chevrolet TrailBlazer.

Saab 9-7X 2005 года

Saab 9-7X 2005 года

Однако за два десятилетия Saab не принес General Motors большой прибыли. Мировой экономический кризис 2008 года заставил американский концерн пройти через процедуру банкротства, реорганизации и частичной национализации. Сначала прекратили свое существование марки Hummer, Pontiac и Saturn. Saab же в 2010 году выкупила голландская компания Spyker.

Saab 9-5 2010 года не стал массовым

Saab 9-5 2010 года не стал массовым

Новые владельцы за год даже смогли выпустить 32 тыс. автомобилей, треть из которых составили новейшие седаны и универсалы Saab 9-5 второго поколения. Также собрали около 500 новых вседорожников 9-4Х. Однако руководство Spyker поняло, что ресурсов на поддержку Saab не хватает и шведскую компанию снова выставили на продажу. Велись переговоры с несколькими китайскими производителями, но в конце 2011 года было оглашено о банкротстве Saab.

Saab 9-4X 2011 года - последняя модель марки

Saab 9-4X 2011 года — последняя модель марки

Впрочем, китайским инвесторам все же удалось выкупить права на Saab 9-3 и c 2019 года седан выпускают в Китае, но уже как электромобиль NEVS 9-3. А вот Швеции имя Saab сохранено только в авиастроении – самолеты там по-прежнему выпускают.

NEVS 9-3 - электрический китайский брат Saab

NEVS 9-3 — электрический китайский брат Saab

Метки:
Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 11' 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *