В этом году свое 70-летие празднует марка Saab. Шведский автопроизводитель стал жертвой мирового экономического кризиса, но в истории остались его нестандартные модели. На протяжении всего своего существования в Saab наблюдалась тесная связь с самолетами. Оно и неудивительно, ведь фирму создали как подразделение авиаконцерна Svenska Aeroplan AB (Saab).
Saab начинался, как авиаконцерн
В 1937 году стало понятно, что новой мировой войны не избежать и нейтральная Швеция решила своими силами строить военные самолеты. В городке Тролльхеттен появилось авиационное предприятие. Война миновала и в Saab решили расширить бизнес. В мирное время боевая авиация не столь востребована, а вот автомобили – как нельзя кстати. Поэтому часть производственных мощностей решили перепрофилировать под автомобильное предприятие, хотя военные и гражданские самолеты делать продолжили.
Прототип Saab 92.001 1947 года
Четырехколесного первенца Saab разработала молодая команда авиационных инженеров во главе с Гуннаром Льюнгстрёмом и дизайнером Сикстеном Сасоном. Первый прототип автомобиля появился в 1947 году. Он нес индекс 92.001, так как цифрами до 91 обозначались модели самолетов. Неофициально концепт назвали UrSaab. При его проектировании широко использовались авиационные технологии, а кузов тщательно продували в аэродинамической трубе. Поэтому коэффициент лобового сопротивления составил 0,30, что неплохо даже по сегодняшним меркам. Профиль купе очень смахивал на крыло аэроплана в разрезе. К тому же, автомобиль был переднеприводным – редкость по тем временам.
Серийный Saab 92 1949 года
Полномасштабное производство Saab 92 стартовало 12 декабря 1949 года. Хотя оснастили его двухтактным 764-кубомым двухцилиндровым мотором мощностью всего 25 л. с., хорошая аэродинамика позволяла ему развивать 105 км/ч. Интересно, что все ранние Saab 92 были исключительно зелеными, потому что на авиационных заводах оказалось в избытке краски «хаки» для военных самолетов. Позже предложили и другие цвета, а также сдвижную тканевую крышу и 28-сильный мотор. До 1957 года произвели свыше 20 тыс. машин.
Saab 93 1955 года
Передний привод способствовал неплохой управляемости авто. Это оценили не только простые автолюбители, но и профессиональные спортсмены. Уже в 1950 году Рольф Менге выиграл на Saab 92 1000-километровое ралли Швеции, а два года спустя Грета Моландер победила в женском кубке престижнейшего ралли Монте-Карло.
Универсал Saab 95 1959 года
Команда шведских конструкторов продолжила развитие модели и в 1955 году на Нью-Йоркском автосалоне показали новый Saab 93. Его оснастили уже трехцилиндровым двигателем объемом 748 куб. см и мощностью 33 л. с. Парадокс, но американцы, предпочитавшие заднеприводные модели длиной свыше 5 м, обратили внимание на «малыша». В США экспортировали их больше 93-х, чем в любую другую страну.
Saab Sonett 1955 года
Усилили популярность модели новые гоночные победы: в финском ралли «1000 озер» и американском GAMR, первое место в классе в итальянской гонке Mille Miglia и второе – в соревновании «24 часа Ле-Мана». Специально для любителей активной езды подготовили 55-сильный Saab GT750 – первый в мире автомобиль, стандартно оснащенный ремнями безопасности. А вот для семейных людей создали семиместный универсал Saab 95.
Гоночный Saab 96 победил в ралли Монте-Карло
Вершиной развития линейки стала модель 96 1960 года. Конструктивно она не слишком отличалась от предшественников и сохранила все заложенные в Saab 92 принципы. Однако она обрела фирменную дизайнерскую черту Saab – изгиб задних стоек в виде хоккейной клюшки (в Швеции, как известно, очень любят хоккей).
Saab Sonett 1966 года
С минимальными изменениями Saab 96 выпускали вплоть до 1980 года и произвели свыше полмиллиона купе. Поначалу использовали все тот же трехцилиндровый двигатель предшественника, развивавший 38-52 л. с., но затем его сменили четырехцилиндровым V4, выпускаемым по лицензии Ford. Его 65 л. с. позволила разогнаться до 100 км/ч за 16 с. Но для раллистов подготовили 95-сильную модификацию, которая принесла заводской команде долгожданный триумф в ралли Монте-Карло. Причем, Эрик Карлссон побеждал там дважды – в 1962 и 1963 годах. Также специально для 96-го подготовили прицеп-автодом SAABO с двумя спальными местами.
Saab 99, 1969 год
Гоночные успехи подтолкнули руководство Saab к созданию полноценной спортивной модели. Еще в середине 50-х годов в Тролльхеттене спроектировали небольшой двухместный кабриолет с кузовом из стекловолокна. Назвали его Sonett, но это имя не имело ничего общего с поэзией: оно произошло от фразы Så nett den är («он такой чистый»). Действительно, Sonett отличался чистотой линий. Весил авто всего 600 кг, поэтому 58 л. с. хватало, чтобы развить 190 км/ч. Ежегодно планировали производить по 2000 автомобилей преимущественно для гонок, но из-за изменения регламента соревнований пришлось отказаться от идеи, и мир увидели всего 6 кабриолетов.
Saab Sonett 1970 года
Однако имя Sonett не исчезло: в 1966 году так назвали стильное 3,8-метровое двухместное купе. Сначала его оснащали 60-сильным трехцилиндровым двигателем, а затем появился вариант с 1,5-литровым V4 в 65 л. с. Малая масса (770 кг) способствовала хорошей динамике и управляемости. Разгон до 100 км/ч занимал 12 с, а максимальная скорость достигала 160 км/ч. Позаботились и о безопасности: установили сиденья с подголовниками, трехточечные ремни безопасности и трубчатый защитный каркас. В 1970 году представили обновленный Sonett III с модными на то время выдвижными фарами и 75-сильной «четверкой».
Пионер турбонаддува — Saab 99 Turbo 1978 года
В 1969 году автомобильное подразделение Saab отделилось от авиационного, чтобы создать концерн вместе с производителем грузовиков Scania. Новый этап в истории марки обозначился и современным семейством автомобилей – Saab 99, поступившим в продажу с конца 1968 года. Модель отличалась более современным граненным дизайном, который обозначил стиль шведской марки на последующие 20 лет. Сначала представили купе, а вскоре к нему присоединились седан, универсал и трехдверный хетчбэк.
Saab 900 1978 года
Автомобиль привнес еще одну фирменную черту Saab – замок зажигания на центральном тоннеле возле рычага трансмиссии. Такое решение позволяло легче дотянуться к нему и улучшало безопасность, ведь традиционная схема с замком на рулевой колонке приводила к травмам коленей во время аварии. Три года спустя автомобиль впервые в мире получил омыватели фар и подогрев сидений.
Saab 9000 1984 года
Для Saab 99 предлагали две «четверки» производства Triumph – 1,7-литровую 86-сильную и 2,0-литровую 110-сильную. Для флагманской версии подготовили 3,0-литровый V8, но им оснастили всего 45 машин. На смену ему в Saab предложили турбонаддув, который в то время можно было увидеть разве что на дорогом Porsche 911 Turbo. Saab 99 же был весьма доступным и со 145 л. с. под капотом мог достигать 200 км/ч. Это был настоящий волк в овечьей шкуре – мало что выдавало его отличные характеристики. С Saab 99 связаны и громкие победы шведской марки на раллийных трассах в 1976-1979 годах.
Saab 900 Turbo Cabriolet, 1986 год
С 1978 года модельный ряд расширила модель 900. Ее необычность состояла в сочетании переднего привода и расположенного продольно четырехцилиндрового двигателя. Для этого мотор пришлось разместить маховиком вперед. Силуэт Saab 900 с изогнутым лобовым стеклом выделял авто в потоке машин. Под капотом самого мощного 900 Aero трудился 2,0-литровый 175-сильный турбомотор. В 1986 году модельный ряд 900-го пополнил первый кабриолет шведской марки.
Saab 9-5 1997 года
В начале 80-х в Saab наладили сотрудничество с концерном Fiat. Первым его плодом стала модель 600 – шведский вариант Lancia Delta. А затем конструкторы двух компаний совместно приступили к созданию моделей бизнес-класса. Так появились четыре «брата» — Saab 9000, Lancia Thema, Fiat Croma и Alfa Romeo 164. Над дизайном 9000 трудился известный итальянский стилист Джорджетто Джуджаро, но модель все равно сохранила скромный внешний вид. Saab 9000 сочетал в себе комфорт с отличными ходовыми качествами.
Saab 9-3 Aero 1999 года
Среди стандартного и дополнительного оборудования можно было найти двухзонный климат-контроль, бортовой компьютер, круиз-контроль, электропакет. Изюминкой 9000 стала функция Night Panel, позволяющая ночью отключить подсветку всех приборов, кроме спидометра. Вершину модельного ряда заняла версия Aero с 200-сильным турбомотором, способная развить 230 км/ч. Три таких автомобиля на американском автодроме в Талладеге смогли преодолеть 100 тыс. км со средней скоростью 213 км/ч. Седаны ездили по трассе на протяжении 19 дней, останавливаясь только для дозаправки и смены гонщиков.
Saab 9-3 2002 года
В 1989 году Saab и Scania вошли в состав концерна General Motors. Новый владелец взялся за обновление модельного ряда – появились новое поколение модели 900 (переименованное в последствии в 9-3) и седан 9-5 – наследник Saab 9000. Компания стала пионером в применении новых технологий по безопасности – разработали активные подголовники и электронный распределитель тормозного усилия. Saab вернулся в автоспорт, и в 2000 году победил в престижной горной гонке Pikes Peak.
Saab 9-5 Aero 2005 года
В начале ХХІ века увидел мир свежий седан 9-3. На базе Subaru Impreza построили универсал 9-2Х, первый вседорожник марки 9-7Х использовал агрегаты Chevrolet TrailBlazer.
Saab 9-7X 2005 года
Однако за два десятилетия Saab не принес General Motors большой прибыли. Мировой экономический кризис 2008 года заставил американский концерн пройти через процедуру банкротства, реорганизации и частичной национализации. Сначала прекратили свое существование марки Hummer, Pontiac и Saturn. Saab же в 2010 году выкупила голландская компания Spyker.
Saab 9-5 2010 года не стал массовым
Новые владельцы за год даже смогли выпустить 32 тыс. автомобилей, треть из которых составили новейшие седаны и универсалы Saab 9-5 второго поколения. Также собрали около 500 новых вседорожников 9-4Х. Однако руководство Spyker поняло, что ресурсов на поддержку Saab не хватает и шведскую компанию снова выставили на продажу. Велись переговоры с несколькими китайскими производителями, но в конце 2011 года было оглашено о банкротстве Saab.
Saab 9-4X 2011 года — последняя модель марки
Впрочем, китайским инвесторам все же удалось выкупить права на Saab 9-3 и c 2019 года седан выпускают в Китае, но уже как электромобиль NEVS 9-3. А вот Швеции имя Saab сохранено только в авиастроении – самолеты там по-прежнему выпускают.