Mercedes-Benz является старейшим автопроизводителем в мире и в истории немецкой марки было немало выдающихся моделей. Но, пожалуй, самой известно из них является Mercedes-Benz 300SL. Этот автомобиль опередил свое время и поражает как техническими решениями, так и неординарным дизайном. В этом году 300 SL празднует свое 65-летие.
Прототип Mercedes-Benz 300SLR
История Mercedes-Benz 300 SL берет начало в 1950 году. Послевоенная Германия в то время еще лежала в руинах, а ее автомобильная промышленность только становилась на ноги. В сложный период руководство Mercedes-Benz все же приняло сложное решение – вернуться в автогонки. Немецкая команда доминировала в довоенных Гран-при и попыталась вернуть себе былую славу.
Mercedes-Benz 300SLR — победитель Ле-Мана 1952 года
Совет директоров компании решил, что к новосозданной Формуле-1 готовиться еще рано и сконцентрировался на кузовном чемпионате Gran Turismo. Чтобы достойно выглядеть на фоне конкурентов нужно было создать абсолютно новый автомобиль. Этим и занялась команда инженеров во главе с Рудольфом Уленхаутом, прославившимся благодаря победоносным «Серебряным стрелам» Mercedes-Benz W125 и W154. Но денежные средства на разработку были ограничены, поэтому пришлось взять стандартную 3,0-литровую рядную «шестерку» от седана 300 S, которая со всеми доработками развивала не более 175 л. с. Впрочем, недостаток мощности взялись компенсировать малым весом.
Прототип серийного Mercedes-Benz 300 SL, 1953 год
Уленхаут разработал легкую трубчатую стальную раму, благодаря которой масса купе составила всего 870 кг. Максимальная скорость достигла 240 км/ч. Улучшить управляемость была призвана независимая подвеска всех колес. Но ради увеличения жесткости конструкции пороги кузова пришлось сделать очень высокими и широкими. Чтобы облегчить посадку и высадку, были установлены поднимающиеся вверх двери – как на некоторых самолетах.
Серийную модель представили в 1954 году
Было решено, что за руль купе сядут бывалые довоенные ассы Герман Ланг и Карл Клинг. Гоночный дебют новинки, которую назвали Mercedes-Benz 300 SL Competition Coupe пришелся на 1952 год. В первой же гонке – итальянской Mille Miglia серебристые автомобили заняли второе и четвертое места. Затем последовали победы в Гран-при на знаменитом автодроме Нюрбургринг, 24-часовой гонке в Ле-Мане и сложном мексиканском ралли Carrera Panamericana.
Поднимающиеся вверх двери – самая яркая черта дизайна 300 SL
Mercedes-Benz вернул себе славу, но 300 SL так бы остался чисто гоночным автомобилем, если бы не американский автодилер Макс Хоффман. Он любил европейские спортивные модели и занялся их импортом в США. Именно Хоффман обратился к совету директоров Mercedes-Benz с пропозицией начать серийное производство купе и заявил, что оно станет очень популярным в Америке. К его совету прислушались и начали работы над серийной моделью.
Естественно, новый Mercedes-Benz должен был стать символом возрожденной марки, вернуть ей потерянные имидж и авторитет. Он просто не мог быть дешевым. Поэтому салон декорировали дорогой красной кожей и полированным металлом, установили комфортабельные сиденья, добавили радиоприемник, часы, специальные чемоданы для перевозки багажа (стандартный багажник был маленьким и большую его часть занимало запасное колесо). Рулевое колесо сделали откидным, чтобы сделать посадку и высадку еще удобнее. Все это увеличило массу до 1310 кг и стало понятно, что такому 300 SL не хватает мощности. Не помогла установка капота, дверей и крышки багажника из алюминиевых сплавов.
Для удобства посадки и высадки руль сделали откидным
Резервы для модернизации 3,0-литрового двигателя были исчерпаны, и тогда Рудольф Уленхаут принял смелое решение – оснастить мотор непосредственным впрыском топлива. Сложная технология была разработана в Mercedes-Benz еще до войны и уже была опробована на самолетах Messerschmitt Bf 109, но ранее никто не рисковал применять ее в автомобилях. За счет впрыска мощность «шестерки» подскочила до 215 л. с. при 5800 об/мин, а максимальный крутящий момент составил 275 Н·м при 4600 об/мин.
Благодаря непосредственному впрыску топлива мощность 3,0-литровой «шестерки» составила 215 л. с.
С 4-ступенчатой механической коробкой переключения передач разгон до 100 км/ч занимал около 8 с. Максимальная скорость составляла 235-260 км/ч, в зависимости от выбранного передаточного числа главной передачи (на выбор предлагали три его вида), то есть 300 SL стал самым быстрым автомобилем в мире. При этом расход топлива оказался меньше, чем у карбюраторных конкурентов – 17 л/100 км.
В основе 300 SL – легкая трубчатая рама, а капот, двери и крышка багажника изготовлены из алюминиевых сплавов
Презентация серийного Mercedes-Benz 300 SL состоялась 6 февраля 1954 года на Нью-Йоркском автосалоне. Элегантное купе поразило посетителей и стало звездой шоу. Хотя оно стоило около 29 000 марок или 6820 долларов (за эти деньги тогда можно было приобрести шесть Volkswagen Beetle), Максу Хоффману удалось собрать приличный портфель заказов. За изящные двери автомобиль назвали Gullwing («крыло чайки»). Производство купе длилось три года и за это время выпустили 1400 машин, 1100 из которых ушло в США. Из них 29 – уникальные версии с кузовами, полностью изготовленными из алюминиевых сплавов, что делало их легче на 80 кг.
Гоночный Mercedes-Benz 300 SLR помог Стирлингу Моссу выиграть престижную гонку Mille Miglia
Кстати, двигатель с непосредственным впрыском нашел применения и в гонках. Его форсировали до 290 л. с. и установили на новый 300 SLR, за рулем которого Стирлинг Мосс в 1955 году победил в легендарных гонках Mille Miglia и Targa Florio. А для особых клиентов Рудольф Уленхаут создал два 310-сильных купе 300 SLR, способных развить 290 км/ч.
Обтекаемый Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupe 1955 года
Кроме того, 2,5-литровую версию инжекторного двигателя установили Mercedes-Benz W196. С ним немецкая команда таки пришла в Формулу-1 и Хуан-Мануэль Фанхио добыл чемпионские титулы в 1954 и 1955 годах. Однако трагическая авария 300 SLR в Ле-Мане (в ней погибли пилот Пьер Левек и 83 зрителя) заставили немецкую марку на несколько десятилетий покинуть автоспорт.
Mercedes-Benz W196 – чемпионский болид Хуана-Мануэля Фанхио
У серийного 300 SL дела обстояли гораздо лучше. Эстафету купе в 1957 принял кабриолет 300 SL Roadster. У него не было оригинальных дверей, но зато автомобиль получил дисковые тормоза передних колес, а мощность двигателя вскоре увеличили до 225 л. с. Помимо стандартной мягкой крыши предлагали жесткий съемный верх. Заодно немного обновили дизайн – у Mercedes-Benz 300 SL Roadster изменены передние фары, бамперы и «жабры» на боковинах. Кабриолет оказался даже популярнее купе: до 1963 года выпустили 1858 автомобилей.
Mercedes-Benz 300SL выполнил свою миссию – возродил славу немецкой компании. Он стал популярным среди элиты: купе и кабриолеты 300 SL приобрели актеры Софи Лорен, Элизабет Тэйлор, Кларк Гейбл, Пол Ньюмен, фхудожник Пабло Пикассо. Сейчас этот автомобиль в хорошем состоянии сложно приобрести меньше, чем за миллион долларов, а стоимость отдельных экземпляров превышает 4,6 миллиона. Модель действительно стала легендарной и неудивительно, что ХХІ веке у нее появились преемник – Mercedes-Benz SLS AMG.