В наши дни в чемпионате мира по ралли WRC доминируют автомобили марки Volkswagen. В последние четыре года именно они неизменно побеждали в командном зачете, а пилот Volkswagen Polo WRC Себастьян Ожье становился чемпионом мира. До этого доминировал Себастьян Лёб, выигравший на Citroen девять чемпионских титулов, что является рекордным показателем. Однако, в чемпионате производителей остается непревзойденной марка Lancia. Эту команду считают самой титулованной за всю историю WRC.
Lancia Augusta – победитель гонки Targa Florio 1936 года
Lancia Aurelia B20 добилась нескольких громких побед
На протяжении своей истории в Lancia больше делали вставку на дорогие и роскошные модели. Впрочем, итальянцы не были бы сами собой, если б не прививали своим творениям спортивный характер. Но если Alfa Romeo, Ferrari и Maserati концентрировались на кольцевых гонках, то в Lancia отдали предпочтение ралли. К слову, первую победу в престижной гонке Targa Florio автомобиль Lancia одержал еще в 1936 году. Это была модель Augusta со скромным 1,1-литровым двигателем, а управлял ею Константино Магистри.
Lancia D20 1953 года
Lancia D24 – победитель 1600-километровой гонки Mille Miglia в 1954 году
Настоящий прорыв Lancia в ралли состоялся в начале 50-х годов. Особенно успешной оказалась новая модель Aurelia с 2,0-литровым V6 мощностью 90 л. с. Именно она помогла Феличе Бонетто победить в Targa Florio в 1952 году, а Луи Широну – выиграть знаменитое ралли Монте-Карло два года спустя. Также это купе победило в марафоне Льеж-Рим-Льеж. Кроме того, отлично проявили себя 3,2-литровые 265-сильные спортпрототипы D20 и D24: они принесли еще два триумфа в Targa Florio (в 1953 и 1954 годах), а также первое место Альберто Аскари в знаменитой 1600-километровой гонке Mille Miglia (1954 год).
Lancia Flavia Sport Corsa 1964 года
На купе Fulvia пилоты Lancia дважды выигрывали чемпионат Европы по ралли
С 1963 года европейские этапы ралли впервые объединили в чемпионат. Поначалу в Lancia выставили на соревнования модель Aurelia, затем – Flavia. Но наибольшего успеха добилось небольшое купе Lancia Fulvia. Переднеприводный автомобиль обладал отличной управляемостью. А поскольку он весил всего 900 кг, то 1,6-литровый 115-сильный двигатель V4 обеспечивал неплохую динамику – 10 с до 100 км/ч. В 1969 году чемпионом Европы стал пилот Lancia Гарри Кельстрём, а четыре года спустя этот успех повторил Сандро Мунари. Кстати, в 1972 году Мунари на Fulvia принес итальянской команде еще одну победу в ралли Монте-Карло.
Легендарный Lancia Stratos HF 1973 года
Lancia Stratos принес три победы в чемпионате мира среди производителей
В 1973 году стартовал первый чемпионат мира по ралли WRC. Многие автопроизодители поначалу выставили на соревнования модели, которые принимали участие в европейском первенстве. Однако, в Lancia пошли другим путем – решили создать полностью новую модель. Ранее специально для ралли автомобили никто не строил – все совершенствовали дорожные модели или спортпрототипы для кольцевых гонок. Новинку назвали Stratos. Ради улучшения управляемости купе сделали среднемоторным. Стилист Bertone Марчелло Гандини спроектировал сногсшибательный клиновидный кузов с выдвижными фарами и панорамным лобовым стеклом. Двигатель позаимствовали у Ferrari – коллег по концерну Fiat. V6 Dino объемом 2,4 л развивал 280 л. с. и позволял разгоняться до 100 км/ч за 5 с. Для допуска к соревнованиям выпустили серию из 490 дорожных версий Lancia Stratos с дефорсированным 190-сильным мотором.
Сандро Мунари лучше всех проявил себя за рулем Lancia Stratos
В чемпионате мира Stratos дебютировал в 1974 году и сразу же начал выигрывать. В ралли ему не было равных – за три года он одержал 11 побед. Команда Lancia трижды (в 1974, 1975 и 1976 годах) выигрывала чемпионат производителей. Что касается личного зачета, то титул чемпиона мира начали разыгрывать только с 1977 года и первым его завоевал лидер итальянской команды Сандро Мунари. А в ралли Монте-Карло Stratos не знал равных в 1975, 1976, 1977 и 1979 годах. Кроме того, на его счету – первое место в Mille Miglia 1974 года.
Серийный Lancia Stratos 1974 года
Lancia 037 1982 года
Со временем конкуренты создали не менее удачные автомобили, но Stratos продолжал побеждать на этапах чемпионата мира вплоть до 1981 года. Тем временем в Lancia уже шла разработка его наследника – модели 037. Она сохранила среднемоторную компоновку, а узлы и агрегаты для нее позаимствовали у серийного купе Lancia Beta Montecarlo. Рядную 2,0-литровую «четверку» оснастили турбонаддувом и это позволило ей достичь такой же мощности, как у Stratos – 280 л. с. Позже ее увеличили до 350 л. с. Выпустили и 200 серийных Lancia 037 Stradale, их моторы развивали 205 л. с. В чемпионате мира 1982 года автомобиль не смог добиться успеха из-за невысокой надежности, однако год спустя проблемы удалось устранить. Экипажи Вальтера Рёрля и Марку Аллена принесли Lancia очередной титул в чемпионате производителей.
Дорожных Lancia 037 Stradale выпустили 200 единиц
Lancia Delta S4 1985 года
А вот в личном зачете добиться успеха не удалось. Дело в том, что у Lancia 037 появился достойный конкурент в лице Audi Quattro – первой раллийной модели с полным приводом. Управляемость и сцепление с дорогой у немецкого автомобиля были гораздо лучше. Итальянские инженеры поняли это и взялись за работы над новым полноприводным болидом. Новинка была готова к началу сезона 1985 года. Хотя она называлась Delta S4, с хетчбэком Lancia Delta общего было мало. Среднемоторная модель получила трубчатое шасси и кузов из композитных материалов. А 1,8-литровый двигатель оснастили одновременно турбиной и механическим компрессором. Это позволило добиться высокой мощности (480-560 л. с.) и избавиться от турбоямы на малых оборотах. Разгон до 100 км/ч занимал 2,5 с. Серийный Delta S4, выпущенный в количестве 200 единиц, развивал 250 л. с. Автомобиль победил в ралли Монте-Карло 1986 года и выиграл чемпионат Европы по ралли.
Lancia Delta S4 Stradale 1985 года
А вот в чемпионате мира нагрянули большие перемены. Столь быстрые раллийные машины были очень опасными и после нескольких серьезных аварий руководство Международной федерации автоспорта (FIA) ввело ограничения в регламент соревнования. Новые автомобили теперь должны были стать более схожими с массовыми серийными моделями. В Lancia отреагировали быстро – уже к 1987 году был готов Delta HF Integrale. Полноприводной хетчбэк больше походил на своего серийного собрата. Мощность двигателя уменьшили до 300 л. с., а сам мотор установили спереди.
Непобедимый Lancia Delta HF Integrale принес шесть чемпионских титулов в зачете производителей и три – в личном зачете
На счету Lancia Delta HF Integrale – 46 побед на этапах чемпионата мира по ралли
Впрочем, именно этому Lancia было суждено стать самым успешным в спортивной истории марки. Удачная конструкция способствовала хорошим динамике и управляемости. Delta HF Integrale доминировал в чемпионате мира по ралли с 1987 по 1992 год. За это время итальянская команда шесть раз подряд выиграла чемпионат производителей. В личном зачете чемпионом 1987 года стал Юха Канкуннен, а в 1988 и 1989 годах его успех повторил Микки Биазьон. На счету автомобиля – целых 46 побед на этапах чемпионата мира WRC, в том числе и шесть триумфов в ралли Монте-Карло.
Микки Биазьон — звезда Lancia
Серийный Lancia Delta HF Integrale также отлично себя проявил. Он был дешевле, чем дорожные 037 и Delta S4, а потому стал более массовым. Его 210-сильный турбомотор позволял разгоняться до 100 км/ч за 6 с и достигать 220 км/ч. Именно этот хетчбэк ввел моду на заряженные полноприводные модели – такие, как Mitsubishi Lancer Evolution и Subaru Impreza WRX STI.
Lancia Delta HF Integrale 1991 года
С 1993 года команда Lancia официально не участвует в ралли. Однако благодаря своим громким победам эти итальянские автомобили обеспечили себе место в зале славы WRC.
Раллийная династия Lancia