Энцо Феррари всегда ставил гонки на первое место. Он начинал, как пилот болида, затем возглавил заводскую команду Alfa Romeo, а со временем открыл и собственную компанию. Первые годы в Ferrari выпускали дорожные модели очень мелкими сериями и только для того, чтобы заработать деньги на разработку гоночных моделей. Но постепенно «жеребцы» из Маранелло начали находить все больше покупателей. Переломным в этом плане стал Ferrari 250 – первая коммерчески успешная модель итальянской марки.
Как и все Ferrari тех лет, 250-й поначалу проектировался, как гоночная модель. В начале 50-х годов изменились правила соревнований класса Gran Turismo: объем двигателя ограничили на отметке 3,0 л. В Ferrari решили создать такую модель. Талантливый инженер и друг Энцо Феррари Джоакино Коломбо создал легкий 3,0-литровый V12 с верхними распредвалами, развивавший изначально 230 л. с. Мотор установили на раму из алюминиевых сплавов. В ателье Pininfarina создали изящный и обтекаемый кузов кабриолет. Новинка получила обозначение Ferrari 250 S, ведь в двигателе объем каждого цилиндра составлял 250 куб. см.
Первый Ferrari 250 S 1952 года победил в гонке Mille Miglia
Творение Джоакино Коломбо — 3,0-литровый V12
Уже в своей дебютной гонке Ferrari 250 S добился успеха – в 1952 году Джованни Бракко и Альфонсо Рольфо победили в самом престижном и сложном соревновании Италии – 1600-километровом марафоне Mille Miglia. Этот триумф вдохновил Энцо Феррари на развитие новой линейки. Год спустя увидели мир гоночные купе кабриолет Ferrari 250 MM (Mille Miglia). Весили они меньше тонны, а потому легко разгонялись до 100 км/ч за 5 с и достигали 250 км/ч.
Ferrari 250 MM Berlinetta 1953 года
Ferrari 250 MM Spider, 1953 год
Двигатель Коломбо получился очень хорошим: он идеально подходил как для гоночных болидов, так и для серийных моделей. Поэтому параллельно с 250 MM начали производство и роскошного туристического купе 250 GT Europa. Оно было ощутимо крупнее гоночных собратьев, ведь колесную базу увеличили с 2200 до 2600 мм. Салон декорировали кожей и деревом. Мотор дефорсировали до 220 л. с. Впрочем, автомобиль мог развивать неплохие на то время 230 км/ч и был очень комфортабельным. За два года выпустили около 50 таких купе.
Ferrari 250 GT Europa 1953 года
Ferrari 250 GT Europa с кузовом от Vignale, 1953 год
В 1956 году на смену 250 GT Europa пришел новый 250 GT Boano. Его дизайн стал более стремительным, а на задних крыльях появились небольшие «кили». Мощность двигателя выросла до 240 л. с. Boano оказался более успешным – 120 выпущенных машин.
Ferrari 250 GT Boano 1956 года
Параллельно с Boano появилась и модификация – Ferrari 250 Tour de France, названная так, чтобы обозначить победу в престижной французской гонке. Это купе подходило как для повседневного использования, так и для соревнований. Специально для гонок была предложена 260-сильная модификация V12, позволявшая достигать 240 км/ч. Интересно, что именно автомобиль еще дважды (в 1957 и 1958 годах) повторил свой успех в Tour de France – Гран-при, давшему ему название.
Ferrari 250 GT Tour de France 1956 года
Ferrari 250 Testa Rossa 1957 года
Пожалуй, самым выдающимся гоночным вариантом Ferrari 250 стал Testa Rossa 1957 года. Обтекаемый кабриолет получил свое название благодаря окрашенным в красный цвет головкам блока цилиндров. Специально для него мощность двигателя подняли до 300 л. с. Его оснастили полностью независимой подвеской и впервые в истории Ferrari установили дисковые тормоза. Легкий (менее 700 кг) Testa Rossa не знал себе равных в самых известных соревнованиях того времени. Он трижды (в 1958, 1960 и 1961 годах) выигрывал 24-часовую гонку в Ле-Мане и четыре раза триумфовал в американском Себринге (в 1958, 1959, 1961 и 1962 годах).
Ferrari 250 Testa Rossa — трехкратный победитель 24-часовой гонки в Ле-Мане
Ferrari 250 GT Cabriolet 1957 года
Кабриолеты Ferrari 250 были не только гоночными, но и серийными. Так, в 1957 году представили Ferrari 250 GT Cabriolet с кузовом от Pininfarina. Но, пожалуй, самым известным является 250 GT California Spyder. Элегантный автомобиль с длинным капотом создали для покупателей в США. Его предлагали с двумя вариантами колесной базы – 2400 и 2600 мм, и двумя версиями V12 – мощностью 240 или 280 л. с. У Testa Rossa позаимствовали дисковые тормоза. Всего выпустили около сотни 250 GT California Spyder и сейчас их цена колеблется в районе 5-10 млн. долларов. Пожалуй, не менее ценен и единственный в своем роде кабриолет 250 GT Nembo Spyder с уникальным обтекаемым кузовом.
Ferrari 250 GT California Spyder 1957 года
Ferrari 250 GT Zagato, 1957 год
В 1958 году версия Boano передала эстафету Ferrari 250 GT Coupe. Его строгий угловатый дизайн получился нетипичным, как для Ferrari. Но клиенты его восприняли «на ура» и за два года приобрели около 350 купе. Владельцы ценили их не только за ходовые качества, но также за удобный салон и улучшенную шумоизоляцию.
Ferrari 250 GT Coupe 1958 года
В классе Gran Turismo очень хорошо проявил себя Ferrari 250 GT Berlinetta SWB, сменивший версию Tour de France. Штатный дизайнер Серджио Скальетти создал мускулистый и динамичный кузов. А 280-сильный двигатель разгонял купе до 270 км/ч. А короткая (2400 мм) колесная база способствовала хорошей управляемости. Berlinetta SWB оказался достойным продолжателем гоночных традиций – четыре раза подряд (в 1959-1962 годах) выигрывал Tour de France и одержал еще несколько громких побед.
Ferrari 250 GT Berlinetta SWB 1959 года
Ferrari 250 GT Nembo Spider 1960 года
Одним из самых красивых автомобилей своего времени стал Ferrari 250 GT Lusso. Купе привлекало утонченными плавными линиями кузова и изящной аркообразной формой крыши. У Lusso V12 развивал 250 л. с., а максимальная скорость составила 240 км/ч. Модель пришлась по душе многим состоятельным автолюбителям и всего за два года собрали 350 этих автомобилей. Еще более успешным стал Ferrari 250 GT 2+2 – первая четырехместная модель итальянской марки. Туристическое купе было просторным и очень комфортабельным внутри, обладало вместительным багажником. Пусть оно было тяжелее собратьев, но все равно могло развить 225 км/ч. Практичный 250 GT 2+2 нашел около тысячи покупателей, что сделало его самым массовым из автомобилей 250-го «семейства».
Ferrari 250 GT 2+2 1960 года – первая четырехместная модель итальянской марки
Ferrari 250 GT Lusso, 1962 год
Вершиной развития гоночных Ferrari 250 стал легендарный GTO 1962 года. Купе получило абсолютно новый сверхобтекаемый кузов с заостренным задним спойлером. Двигатель от Testa Rossa разгонял его до 280 км/ч. На протяжении 1962-1964 годов эта модель выиграла практически все самые важные гонки в классе Gran Turismo и принесла Ferrari три титула чемпиона мира среди производителей. Всего собрали лишь 39 этих уникальных купе.
Ferrari 250 GT Berone 1962 года
В начале 60-х годов инициативу в Гран-при постепенно начали перенимать среднемоторные модели. В Ferrari последовали этой тенденции и создали спортпрототип 250 Р и купе 250 LM. Они использовали узлы и агрегаты 250-й модели, но их двигатель был расположен в базе. Его объем увеличили до 3,3 л, а мощность выросла до 320 л. с. Оба болида выигрывали в Ле-Мане: 250 Р в 1963 году, а 250 LM – в 1965. Кроме того, 250 Р отпраздновал еще и победу в Себринге. Ferrari 250 LM даже собирались сделать серийным, но не получили достаточно количества заказов на него.
Ferrari 250 GTO принес команде из Маранелло чемпионство в 1962-1964 годах
Среднемоторный спортпрототип Ferrari 250 P одержал победу в Ле-Мане в 1963 году
Помимо стандартных серийных Ferrari 250 существовали еще и эксклюзивные модели. Ведь любой покупатель мог приобрести голое шасси с двигателем и обратиться к стилистам, чтобы те создали эксклюзивный кузов. Поэтому хотя внешний вид подавляющего большинства Ferrari 250 создали в ателье Pininfarina, существуют купе и кабриолеты с дизайном от Bertone, Vignale, Zagato.
Ferrari 250 GTO Series II 1964 года
В общей сложности за 13 лет (1952-1965) произвели свыше 2500 Ferrari 250 всех модификаций, что сделало эту модель первым более-менее массовым творением итальянской марки. Среди владельцев 250-й было немало знаменитостей – принцесса Бельгии Лилиан, актеры Ален Делон, Джеймс Коберн и Стив МакКуин, музыкант Эрик Клэптон, телеведущий Джей Ленно, участник рок-группы Pink Floyd Ник Мейсон. Известный модельер Ральф Лорен владеет сразу несколькими Ferrari 250, среди которых – и Testa Rossa. В наши дни весьма трудно найти Ferrari 250 в хорошем состоянии меньше, чем за 200 тыс. долларов, а некоторые версии вроде того же Testa Rossa или 250 GT Berlinetta SWB оценены в несколько миллионов. Рекордную сумму отдали за Ferrari 250 GTO – 31,7 миллиона долларов. Эти автомобили стоят своих денег, ведь они были одними из лучших спортивных моделей своего времени.