Страницы истории BMW: столетие традиций и новаторства

Далеко не все автомобильные компании сразу приступили к выпуску четырехколесных транспортных средств. Многие из них начинали с мотоциклов или даже велосипедов. А порой в автомобильную отрасль приходили даже из авиации. К последним относится марка BMW, празднующая в этом году свое столетие. Однако немецкая компания стала гораздо известнее благодаря автомобилям и мотоциклам, так что не все знают о ее авиационном прошлом.

Логотип BMW символизирует пропеллерЛоготип BMW символизирует пропеллер

Авиационный двигатель BMW IIIa - прародитель всех рядных шестерок маркиАвиационный двигатель BMW IIIa — прародитель всех рядных «шестерок» марки

Датой рождения BMW считается 7 марта 1916 года. Именно тогда три авиационных предприятия Rapp Motorenwerke, Bayerische Flugzeugwerke и Fahrzeugfabrik Eisenach слились в одну компанию Bayerische Motoren Werke GmbH (ООО «Баварский моторный завод» в переводе с немецкого) со штаб-квартирой в Мюнхене. Отсюда – и аббревиатура BMW. Поначалу заводы занимались лицензионной сборкой авиадвигателей Austro-Daimler V12, но затем молодой инженер Макс Фриц создал рядный шестицилиндровый мотор BMW IIIa. Для своего времени это был прорыв, ведь мощность достигла невиданных тогда 200 л. с. К тому же, двигатель отлично чувствовал себя на больших высотах (свыше 2000 м), а оснащенный им рекордный самолет поднялся на 9670 м над уровнем моря. Его сразу оценили и установили на один из лучших истребителей Первой мировой – Fokker D.VII.

Истребитель Fokker D.VII с двигателем BMW IIIaИстребитель Fokker D.VII с двигателем BMW IIIa

BMW R32 1923 года - первй мотоцикл немецкой маркиBMW R32 1923 года — первй мотоцикл немецкой марки

Окончание войны 11 ноября 1918 года означало для BMW остановку производства. По условиям Версальского мирного договора, Германии запрещалось иметь военную авиацию, а все оборудование авиазаводов подлежало уничтожению. Баварская компания оказалась на грани банкротства, но ее спас мультимиллионер Камилло Кастильони. Он выкупил BMW и приобрел для предприятия офис в Мюнхене. Компания начала выпускать оппозитные мотоциклетные двигатели.

BMW 3/15 1929 года- четыреколесный первенецBMW 3/15 1929 года- четыреколесный первенец

BMW 303 1933 годаBMW 303 1933 года

Вскоре в BMW решили и самим собирать мотоциклы. Макс Фриц в рекордные сроки (за 5 недель) создал первенца марки – BMW R32. Двухцилиндровый «боксер» объемом 500 куб. см. развивал 8,5 л. с. и позволял достигать 95 км/ч. Особенностью мотоцикла стал карданный привод: эта визитная карточка двухколесных сохранена до наших дней. А на баке R32 уже красовался знакомый логотип в виде пропеллера. Он символизировал авиационное происхождение марки, а белый и синий цвета позаимствовали с флага Баварии.

BMW 319 Sport 1935 годаBMW 319 Sport 1935 года

BMW 327 Coupe 1938 годаBMW 327 Coupe 1938 года

Мотоциклы BMW оказались очень удачными, ведь авиационное прошлое позволило добиться высокого уровня качества. Тем временем, в Мюнхене уже думали об автомобилях. Правда, реализовать планы удалось только в 1928 году с приобретением предприятия Dixi в Эйзенахе. Там уже выпускали по лицензии британские компактные автомобили Austin 7. Именно эта модель и стала первым BMW 3/15. Трехметровый седан весил всего 400 кг, а 750-кубовый 15-сильный двигатель разгонял его до 75 км/ч. Впрочем, независимая передняя подвеска по тем временам была новшеством.

BMW 328, 1936 годBMW 328, 1936 год

Обтекаемый BMW 328 Kamm Coupe выиграл в 1940 году гонку Mille MigliaОбтекаемый BMW 328 Kamm Coupe выиграл в 1940 году гонку Mille Miglia

Вслед за BMW 3/15 последовала усовершенствованная 20-сильная версия 3/20, а в 1933 году появилась и первая модель собственной разработки BMW 303. Этот автомобиль оснастили рядной «шестеркой», очень напоминавшей авиационный двигатель IIIa. В начальном 1,2-литровом исполнении она развивала 30 л. с., но затем появились версии объемом 315 (1,5 л, 40 л. с.) и 319 (1,9 л, 45 л. с.). Со временем в модельном ряду уже был даже элегантный спортивный кабриолет.

Представительский BMW 335 1939 годаПредставительский BMW 335 1939 года

BMW R75 1941 годаBMW R75 1941 года

Следующим этапом в развитии марки стало появление 2,0-литрового шестицилиндрового двигателя. Его припасли для нового «семейства» автомобилей, которое увидело мир в 1936 году. Сначала представили первый седан марки – 45-сильный BMW 326. За ним последовали спортивно-туристические купе и кабриолет 327 с 55-сильным вариантом «шестерки». Они оказались более дорогими и редкими – выпущено менее 2000 машин против 16 тыс. 326-тых. Но особенно впечатлял BMW 328. Небольшой кабриолет весом всего 830 кг получил 80-сильную версию мотора и мог развить 150 км/ч. В то время были и более быстрые автомобили, но немногие могли сравнится с 328 по управляемости. В 1940 году гоночный BMW 328 с кузовом купе принес марке первую громкую победу – выиграл престижную гонку Mille Miglia.

Реактивный двигатель BMW 003Реактивный двигатель BMW 003

EMW 340 - BMW 326, выпускавшийсся в ГДРEMW 340 — BMW 326, выпускавшийсся в ГДР

В последующие годы линейку расширили доступная модель 321 и представительский BMW 335 с 3,5-литровым 90-сильным двигателем. Но уже в 1941 году производство автомобилей пришлось свернуть и вернуться к выпуску авиационных моторов. Причем, компания даже приступила к испытанию реактивных двигателей. А вот мотоциклы остались на конвейере, ведь немецкая армия взяла на вооружение BMW R75.

BMW 501 1952 года - "Ангел бароко"BMW 501 1952 года — «Ангел бароко»

BMW 503 Coupe 1956 годаBMW 503 Coupe 1956 года

К концу войны заводские цеха в Мюнхене были полностью разрушены, а предприятие в Эйзенахе оказалось в советской зоне оккупации и его быстро национализировали. Кстати, оборудование для выпуска BMW R75 вывезли в Киев, поэтому мотоциклы «Днепр» являются близкими родственниками баварской техники. Кстати, в Эйзенахе даже некоторое время выпускались усовершенствованные довоенные модели под маркой EMW.

Элегантный BMW 507 Roadster, 1956 годЭлегантный BMW 507 Roadster, 1956 год

Миниатюрный BMW Isetta 1956 годаМиниатюрный BMW Isetta 1956 года

Производство мотоциклов в Мюнхене возродили довольно быстро и нарастили его до 30 тыс. единиц в год, причем большая часть продукции шла на экспорт. А вот с автомобилями пришлось повременить. Только в конце 1952 года на конвейер встал новый BMW 501. За изящный дизайн с плавными обводами и тоненькими стойками крыши в народе его назвали «Ангелом барокко». Поначалу его оснащали довоенным 2,0-литровым мотором, но вскоре появилась версия 502 с 2,6-литровым 105-сильным V8. Этот более мощный вариант сразу обрел популярность у немецкой полиции, тем более, что и управляемость была на высоте. Со временем линейку расширил кабриолет, появилось и купе BMW 503.

BMW 700 1959 годаBMW 700 1959 года

BMW 1500 1962 года - представитель Neue KlasseBMW 1500 1962 года — представитель Neue Klasse

Имиджевой моделью для BMW стала 507-я, представленная в 1956 году. Элегантные купе и кабриолет с длинным капотом спроектировал талантливый дизайнер граф Гёрц. А 3,2-литровая 150-сильная «восьмерка» разгоняла автомобиль до 200 км/ч. Позже мощность подняли до 165 л. с. и установили передние дисковые тормоза. Собрали всего 252 BMW 507, а одним из его владельцев был король рок-н-ролла Элвис Пресли.

BMW 2500 из семейства New Six, 1968 годBMW 2500 из семейства New Six, 1968 год

BMW 2002 Turbo, 1974 годBMW 2002 Turbo, 1974 год

Престижные дорогие автомобили вернули марке известность, но не принесли прибыль. Долги компании были огромными и одно время всерьез рассматривалась возможность поглощения марки главными конкурентами из Mercedes-Benz. Поэтому параллельно с BMW 507 в Мюнхене с 1956 года начали выпуск «народного» Isetta – капсулы на колесах с расположенной спереди дверью и 300-кубовым 13-сильным моторчиком. Удивительно, но это чудо на колесах пользовалось спросом – за шесть лет продали 161 тыс. машин. Еще более успешным стал двухдверный BMW 700 1959 года – 188 тыс. автомобилей. Эти модели позволили марке выйти из кризиса.

BMW 3.0 CS 1971 годаBMW 3.0 CS 1971 года

BMW 3.0 CSL - гроза гоночных трасс 70-хBMW 3.0 CSL — гроза гоночных трасс 70-х

Знаковым событием для BMW считается презентация в 1962 году «семейства» Neue Klasse. Эти седаны с четырехцилиндровыми двигателями заложили каноны фирменного стиля марки, чертами которого являются длинный капот, заостренный «нос», профилированные боковины. Этими же чертами наделили и более компактный BMW 1602 1966 года. Линейка включала купе, кабриолет и хетчбэк. Особого упоминания заслуживает версия BMW 2002 Turbo с 2,0-литровым 170-сильным турбомотором, развивавшая 210 км/ч.

BMW 6 Series 1976 годаBMW 6 Series 1976 года

Флагманский BMW 7 Series, 1977 годФлагманский BMW 7 Series, 1977 год

В 1968 году BMW вернулись в представительский сегмент с флагманским седаном New Six. Название указывало на новые рядные «шестерки», некоторые из них получили впрыск топлива. Этими же двигателями оснастили и утонченное купе BMW CS. Автомобиль и сейчас завораживает чистотой линий. Самые мощные 200-сильные версии легко достигали 225 км/ч. А облегченный гоночный BMW 3.0 CSL не знал равных на гоночных трассах и шесть раз побеждал в кузовном чемпионате Европы.

BMW M1 1978 годаBMW M1 1978 года

BMW M5 1985 годаBMW M5 1985 года

Настоящей сенсацией стал сногсшибательный BMW M1 1978 года – первая модель, созданная при участии спортивного подразделения BMW Motorsport. Низкое среднемоторное купе привлекало клиновидным дизайном с выдвижными фарами. А 3,5-литровый шестицилидровый двигатель мощностью 277 л. с. позволял разгоняться до 100 км/ч за 6,2 с и развивать 260 км/ч. Всего собрали 453 М1, причем часть из них были гоночными болидами для особого чемпионата ProCar. Там соревновались исключительно на M1, а большинство гонщиков пришли из «Формулы-1».

BMW M3 не знали равных в кузовных чемпионатах конца 80-хBMW M3 не знали равных в кузовных чемпионатах конца 80-х

BMW Towers напоминает цилиндры двигателяЗдание BMW Towers напоминает цилиндры двигателя

С середины 70-х BMW затеяли большую смену названий, в результате которой модельный ряд принял современный вид. Так, на смену 1602 и 2002 пришел BMW 3 Series, преемником Neue Klasse стал 5 Series, а New Six – 7 Series. Вместо BMW CS представили новый 6 Series. А к Олимпиаде в Мюнхене представили новое здание штаб-квартиры компании, напоминающее цилиндры двигателя.

BMW 5 Series 1987 годаBMW 5 Series 1987 года

BMW 8 Series 1989 годаBMW 8 Series 1989 года

В 80-х годах специалисты BMW Motorsport представили миру целую плеяду заряженных моделей. Сначала в 1984 году увидели мир купе M 635 CSi и M5 с 3,5-литровой 286-сильной «шестеркой», за ними последовал M3, оснащенный 2,3-литровым 200-сильным четырехцилиндровым двигателем. BMW M3 на протяжении пяти лет не знали себе равных на гоночных трассах. На их счету десятки триумфов, в том числе – выигранные кузовные чемпионаты Европы и мира, два чемпионских титула в немецкой серии DTM и пять побед 24-часовой гонке на автодроме Нюрбургринг. А еще именно в BMW Motorsport создали V12 для легендарного McLaren F1 – автомобиля, достигшего 386 км/ч в 1993 году. Кстати, позже этот же мотор установили на спортпрототип BMW V12 LMR, принесший немецкой команде победу в легендарной 24-часовой гонке в Ле-Мане.

McLaren F1 оснащен V12 произвосдтва BMWMcLaren F1 оснащен V12 производства BMW

BMW V12 LMR - победитель 24-часовой гонки в Ле-Мане 1999 годаBMW V12 LMR — победитель 24-часовой гонки в Ле-Мане 1999 года

Мотоциклы BMW также отличились в автоспорте. На их счету – шесть побед в марафоне Париж-Дакар. Также именно BMW впервые применили антиблокировочную систему тормозов ABS на двухколесной технике – она стала доступна с 1988 года на туристических моделях K-Series.

Мотоциклы BMW шесть раз побеждали в ралли Париж-ДакарМотоциклы BMW шесть раз побеждали в ралли Париж-Дакар

BMW X5 1999 года - первый вседорожник маркиBMW X5 1999 года — первый вседорожник марки

Начиная с 90-х годов модельный ряд BMW постоянно расширялся. Яркое туристическое купе 8 Series привлекало выдвижными фарами и мощным под капотом. А 5 Series и 7 Series тех лет стали классикой спортивных седанов премиум-класса. Появились новые кабриолеты Z3 и Z8. Настоящей неожиданностью стало появление в 1999 году первого вседорожника марки – X5. После неудачного опыта приобретения Rover Group, баварцы довольно удачно пополнили свой концерн марками Rolls-Royce и Mini. Под капотами этих «британцев» — немецкие двигатели.

BMW Z8 2000 годаBMW Z8 2000 года

BMW 7 Series, 2001 годBMW 7 Series, 2001 год

В новом тысячелетии после довольно спорного дизайна Криса Бэнгла (его представителями являются 7 Series E65 и 5 Series E60) компания вернулась к своему классическому стилю с 3 Series. Вместе с тем, появились и оригинальные новинки – заднеприводной хетчбэк С-класса 1 Series и вседорожное купе X6. Представили мощные M5 с двигателем V10 и M3 с V8. Добились автомобили с пропеллером на капоте и успехов в гонках: Энди Приоль за рулем BMW 3 Series трижды выигрывал кузовной чемпионат мира WTCC.

Энди Приоль трижды выигрывал чемпионат WTCC на BMW 320siЭнди Приоль трижды выигрывал чемпионат WTCC на BMW 320si

Вседорожное купе BMW X6 M 2016 годаВседорожное купе BMW X6 M 2016 года

В наши дни линейка BMW широка как никогда: в ней есть и традиционные седаны, и практичные хетчбэки с универсалами, и вседорожники, и купе-кабриолет Z4. Перечень модификаций от BMW Motorsport также расширен и включает даже «горячие» вседорожники X5 M и X6 M. Сейчас все чаще баварские автомобили переходят на четырехцилиндровые двигатели – такие версии есть даже у флагмана 7 Series. Столетний юбилей марка встречает с гибридом i8 и i3, ведутся разработки водородных технологий. Но классические рядные «шестерки» остаются и поныне в строю, дополненные современными технологиями вроде регулировки фаз газораспределения, непосредственного впрыска топлива и турбонаддува. Баварцы смотрят в будущее, но остаются верны традициям.

Гибридный BMW i8 2014 годаГибридный BMW i8 2014 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *