Рижский мотормузей – сокровищница автостарины

Рига славится своими автомобильными традициями. Именно здесь еще в 1909 году наладили производство автомобилей «Руссо-Балт», а в послевоенные годы латвийские коллекционеры прославились своими редкими ретро-авто. Так что неудивительно, что именно в Риге с 1989 года работает один из лучших автомобильных музеев Восточной Европы.

Benz Patent-Motorwagen 1886 года

Benz Patent-Motorwagen 1886 года

Рижский мотормузей позволяет отследить эволюцию автомобиля с конца ХІХ века до наших дней. Посетителей встречает первый в мире автомобиль Benz Patent-Motorwagen 1886 года. Этап зарождения автомобильной промышленности представляют малоизвестные сейчас автомобили Reo, FN и Overland.

Ford T и Overland

Overland 1911 года и Ford T 1919 года

Настоящим раритетом является единственный в мире Krastin 1903 года, созданный выходцем из Латвии Аугустсом Крастиньшем. Для своего времени это была передовая конструкция с карданным валом вместо цепи и откидным рулем для удобства посадки-высадки.

BMW 3/15 1931 года

BMW 3/15 1931 года

Конечно же, в музее можно увидеть и первый массовый автомобиль в мире Ford T, а еще самый первый легковой BMW 3/15. инновационными для своего времени были переднеприводные DKW F8 и Audi Front. Кроме того, представлены представительские Renault 10 CV и Fiat 503.

Horch 853 1936 года

Horch 853 1936 года

Вообще, дорогих авто высшего класса в Рижском мотормузее хватает. Чего стоит один лишь кабриолет Horch 853 1936 года, принадлежавший высокопоставленному немецкому генералу. Недешевый лимузин Lincoln KB V12 возил Максима Горького, а Cadillac V8 Series 353 был парадным кабриолетом президента Латвии Карлиса Улманиса. Обтекаемый седан Renault Viva Grand Sport обслуживал посла Франции в Риге.

Lincoln KB V12 Максима Горького

Lincoln KB V12 Максима Горького

Среди других роскошных моделей следует отметить лимузин Packard Eight, элегантный кабриолет Bentley Mk VI. Также впечатляют кабриолеты Mercedes-Benz 170 и 320, но особенно ярко смотрятся спортивные Steyr 220 и BMW 327/328. К слову, BMW очень редкий – таких автомобилей с 80-сильным гоночным мотором выпустили чуть больше 500. Для своего времени кабриолет был довольно быстрым – 140 км/ч.

BMW 327/328 1938 года

BMW 327/328 1938 года

Изюминка коллекции – легендарный болид Auto Union Type C/D 1938 года, созданный Фердинандом Порше. Среднемоторный автомобиль оснащен компрессорным 6,0-литровым V16 мощностью 520 л. с. и способен развить 340 км/ч. После войны автомобиль вывезли в СССР и в 70-х чуть было не сдали не металлолом, но его вернули к жизни латвийские реставраторы.

Auto Union Type C/D 1938 года

Звезда коллекции — Auto Union Type C/D 1938 года

Среди гоночных автомобилей следует отметить рекордный Volkswagen ARVW 1980 года. Обтекаемый прототип оснащен не самым мощным 175-сильным турбодизелем, но развил 362 км/ч.

Steyr 220 и Packard Eight

Steyr 220 и Packard Eight

Советский автоспорт представлен болидами «Эстония» и уникальным ЗиЛ-112 1963 года. Похожий на Ferrari Testarossa кабриолет получил 6,0-литровый V8 мощностью 240 л. с. и способен развить 250 км/ч. К слову, это первый советский автомобиль с дисковыми тормозами.

Cadillac V8 президента Латвии и Renault Viva Gran Sport посла Франции

Cadillac V8 президента Латвии и Renault Viva Gran Sport посла Франции

В экспозиции послевоенных моделей бросается в глаза обтекаемый седан Tatra T87. Даже сейчас автомобиль впечатляет продуманной аэродинамикой, расположенным сзади V8 воздушного охлаждения и интересными новшествами вроде поворотной центральной фары.

Bentley Mk VI 1946 года

Bentley Mk VI 1946 года

Не менее инновационным является Citroen DS с гидропневматической подвеской и полуавтоматической трансмиссией. Также обустроена экспозиция массовых «народных» автомобилей, включающая и Volkswagen Beetle, и Citroen 2CV, и Fiat 500, и Mini Cooper, и ВАЗ-2101.

ЗИЛ-112С 1963 года

ЗИЛ-112С 1963 года

Конечно же, автопром СССР обширно представлен. Отдельно сгруппированы лимузины советских вождей – бронированный ЗиС-115 Сталина, а также ЗиС-101 и 110, ГАЗ-13 «Чайка» и ЗиЛ-111Г. Особняком стоит Rolls-Royce, разбитый Леонидом Брежневым – его не стали восстанавливать после ДТП.

Разбитый Rolls-Royce Брежнева

Разбитый Rolls-Royce Брежнева

Кроме того, в музее – неплохая коллекция мотоциклов, грузовой и особенно пожарной техники. Очень ценным является отреставрированный пожарный «Руссо-Балт» 1913 года.

Руссо-Балт 1913 года

Руссо-Балт 1913 года

Одну из экспозиции посвятили латвийской автопромышленности. Причем, речь идет не только о микроавтобусах RAF (здесь, кстати, представлен даже прототип RAF нового поколения 1994 года) и мопедах «Рига», но и о Ford 30-х годов латвийской сборки. Мало кто знает, что в Риге выпускали даже знаменитый Ford V8 мощностью до 85 л. с.

Болиды Estonia

Гоночные болиды Estonia

Рижский мотормузей – это не только автомобили и мотоциклы, но и экспозиция запчастей, винтажные автозаправки и коллекция радиоприемников. А еще он интерактивный – с многочисленными инсталляциями, планшетами с информацией и даже дополненной реальностью, механизмами в разрезе, играми и головоломками для взрослых и детей. Посетителям даже предлагают виртуальную поездку на автобусе. В общем, экспозиция порадует автолюбителей всех возрастов.

Кабриолеты Mercedes 170 и 230

Кабриолеты Mercedes 170 и 320

Полные версии статей опубликованы в журнале "Тест-Драйв" № 03' 2020

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *