Концерн Volswagen принял решение возродить знаменитую немецкую марку Horch. Именно так теперь будут называться самые роскошные версии Audi. Такое решение принято не зря, ведь история Horch тесно связана с Audi, а еще в нынешнем году выполняется 120 лет самому первому Horch.
Аугуст Хорьх — основатель Horch и Audi
Аугуст Хорьх родился в 1868 году в небогатой семье кузнеца и с малых лет у него проявился инженерный талант. Юношей он пошел работать на вагоностроительный завод, а затем легко поступил в Саксонское инженерное училище. По его окончанию Аугуст Хорьх устроился в судостроительную компанию, но изобретение Карлом Бенцем автомобиля перевернуло его жизнь.
Первый Horch 4/5 PS 1901 года
Хорьх написал Бенцу письмо и попросился на работу. Тот не отказал и сразу оценил способности Аугуста – в 1895 году назначил его руководителем производства на предприятии Benz. Однако долго Хорьх там не проработал, ведь буквально фонтанировал новыми идеями, а Карл Бенц оказался более консервативным.
Horch 10/12 PS 1902 года
В 1899 году Аугуст Хорьх основал в Кельне собственную мастерскую, а два года спустя появился первенец Horch 4/5 PS с двухцилиндровым мотором мощностью 4,5 л. с. Он развивал 32 км/ч и стал первым немецким авто с карданным валом вместо цепной передачи. Затем последовали модели мощностью 5 и 10 л. с., а в 1902 году появился 20-сильный четырехцилиндровый Horch.
Horch 18/22 PS 1906 года
В 1904 году Хорьх нашел инвесторов, переехал в Цвиккау и основал там предприятие Horch & Cie Motorenwagen-Werke AG с уставным капиталом 110 тыс. марок. В первый год выпустили 30 машин.
Horch 12/28 PS 1912 года
Известность марке принес Horch 18/22 PS 1906 года, победивший в престижной гонке Тровей Херкомера. Автомобиль также отличался чрезвычайно тихой работой трансмиссией благодаря установке первого в мире кожуха сцепления.
Horch 14/40 PS 1913 года
Марка Horch развивалась и с 1907 года начали выпуск шестицилиндровых моделей. Однако у Аугуста Хорьха испортились отношения с акционерами, да и персонал предприятия запротестовал против 11-часового рабочего дня. В 1909 году он был вынужден покинуть Horch и год спустя основал новую компанию Audi. Интересная история ее названия – Аугуст Хорьх просто перевел свою фамилию (она значит «слушать») на латынь.
Horch 10/50 PS, 1924 год
После ухода основателя в Horch переориентировались на выпуск роскошных автомобилей. Появились новые четырехцилиндровые модели 12/28 PS, 14/40 PS и 25/60 PS. Но с началом Первой мировой войны пришлось переориентироваться на выпуск грузовиков.
Horch 305 1927 года
Возобновили производство легковых авто в 1922 году с моделями 10/35 PS и 10/50 PS. Оснастили их 2,6-литровой «четверкой» мощностью 35-50 л. с. Более мощный вариант развивал 95 км/ч.
Horch 306 1928 года
В 1923 году у Horch появился новый инвестор – состоятельный берлинец Мориц Штаусс. Он существенно улучшил финансовое состояние компании, а также привел инженера Пауля Даймлера, сына основателя Mercedes Готлиба Даймлера. Он разработал инновационную 3,2-литровую 60-сильную рядную «восьмерку» с двумя распредвалами в головке блока цилиндров.
Horch 420, 1931 год
Именно восьмицилиндровые Horch стали основными в линейке марки 20-30-х годов – их выпустили около 30 тысяч. Они были дешевле аналогов от Mercedes-Benz, но при этом не менее роскошными. Объем и мощность мотора постепенно росла – так на моделях 305 и 306 установили 3,4-литровую 64-сильную «восьмерку», а на 420 – уже 4,5-литровую 90-сильную. В последнем случае максимальная скорость составила 115 км/ч. Покупателям предлагали самые разные кузова – седан, кабриолет, фаэтон, лимузин. В отделке салона использовали кожу и дерево.
Horch 670 получил 6,0-литровый V12
А на Парижском автосалоне 1931 года Horch впечатлил моделью 670 с 6,0-литровым 120-сильным V12. Двигатель отличался тишиной и плавностью работы, а еще был очень эластичным – на четвертой передаче можно было передвигаться со скоростью от 24 до максимальных 129 км/ч. Однако дебют дорогого авто пришелся на разгар Великой депрессии, а потому выпустили только 54 Horch 670.
Horch 850 1935 года
Кризис резко уменьшил продажи Horch и для компании наступили сложные времена. Пришлось искать партнеров, и ими стали основанная Хорьхом Audi, а также Wanderer и DKW. Вместе они в 1932 году образовали концерн Auto Union, а его эмблемой стали четыре кольца. Интересно, что Аугуст Хорьх вошел в совет директоров концерна.
Удлиненный Horch 850 Pullman
В составе Auto Union Horch разработали в 1933 году новую начальную модель 830 с 3,0-литровым 70-сильным V8. Примечательно, что наряду с различными кузовными версиями начали выпускать и армейские вседорожники.
Horch 853 Sport Cabriolet 1935 года
Два года спустя появился Horch 850, которому сохранили рядную «восьмерку» — этот 5,0-литровый мотор развивал 100 л. с. и позволял достичь 130 км/ч. Но главное, он отличался плавностью работы – поставленная на ребро на блок цилиндров монета не падала.
Horch 830BL 1936 года
В 1936 году представили усовершенствованный Horch 853 – пожалуй, самую известную модель немецкой марки. Он получил гидроусилитель тормозов и независимую заднюю подвеску. Поначалу 5,0-литровый мотор оставался неизменным, но затем подготовили 120-сильный вариант 853А, способный развить 145 км/ч. Horch 853 покупали миллионеры, генералы и богема – они нередко заказывали для своих авто эксклюзивные кузова от ателье Glaser и Erdmann & Rossi.
Horch 930V 1937 года
Horch 853 покупали миллионеры, генералы и богема – они нередко заказывали для своих авто эксклюзивные кузова от ателье Glaser и Erdmann & Rossi. Например, для чемпиона Европы по гонкам Бернда Роземайера создали эксклюзивное купе. Всего выпустили только 950 таких машин.
Купе Horch 853 гонщика Бернда Роземайера
Кстати, именно на Horch 853A ездил разведчик Штирлиц в книге «Семнадцать мгновений весны», но для фильма такой авто не нашли и выбрали гораздо более скромный Mercedes-Benz 230, не подходящий по статусу высокопоставленному офицеру.
Horch 853A Sport Cabriolet 1937 года
Вообще, объемы производства компании не были большими – достигали около 500 авто в год. В 1937 году презентовали Horch 930 – преемника 830 с увеличенной до 92 л. с. мощностью. Два седана получили обтекаемые кузова и разгонялись до 130 км/ч – эту версию назвали 930S.
Horch 853 Special Roadster 1938 года
На вершине линейки появился огромный Horch 951 длиной под 6 м с двигателем от модели 853 – его, как правило, выбирали с кузовом фаэтон или лимузин.
Лимузин Horch 951
Однако в 1940 году производство всех гражданских моделей прекратили. Остались только военные внедорожники вроде Horch 901, причем их, как правило, передавали высшим офицерам вроде фельдмаршала Эрвина Роммеля.
Обтекаемый Horch 930S, 1939 год
После войны Цвиккау оказался в советской зоне оккупации. Коммунистические власти ГДР не очень жаловали роскошные автомобили, а потому решили выпускать на предприятии грузовики IFA и бюджетные микролитражки Trabant, а также сохранили производство военных моделей повышенной проходимости.
Военный Horch 901 1940 года
Тем не менее, все же удалось напоследок громко хлопнуть дверью – в 1955 году появился новый Horch P240. Он был доступнее и компактнее довоенных моделей (4,7 м в длину) и получил рядную «шестерку» на 80 л. с. Покупателям предложили седан, кабриолет и даже универсал.
Последний классический Horch P240, 1956 год
Планировали выпускать по 6-9 тыс. Horch в год и экспортировать их, но производство не получилось массовым из-за противодействия СССР – в Р240 конкурента Волге ГАЗ-21. До 1959 года собрали только 1382 авто, причем последние машины выпустили уже как Sachsenring P240.
Audi A8 L Horch 2021 года
Теперь Horch возрожден после более, чем 60-летнего отсутствия на рынке и начинает новую жизнь. Ну а классические модели марки уже давно занимают место в музеях и частных коллекциях — несколько авто есть и в Украине.