В наших краях (да и в Европе) марка Studebaker известна, прежде всего, как производитель грузовиков времен Второй мировой. Конечно, оборонные заказы всегда считались не приоритетом для американской компании. Хотя и «на гражданке» эта фирма тоже прославилась, а еще у нее была широкая линейка легковых моделей.
Гужевая повозка Studebaker
История Studebaker началась почти 170 лет назад. Основали фирму эмигранты с Голландии братья Генри и Клемент Студебеккеры 16 февраля 1852 года. И поначалу на своем предприятии в городе Саут-Бенд (штат Огайо) они строили повозки. Да такие хорошие, что их начали заказывать даже военные. С этого момента начинается долгое сотрудничество Studebaker с армией США. Сам генерал Грант (в последствии – президент Штатов) отметил, что продукция братьев Студебеккеров помогла северянам выиграть Гражданскую войну 1861-1865 годов.
Электромобиль Studebaker
Простые по конструкции и фактически неубиваемые телеги пользовались огромнейшим спросом и в мирное время. Так, в одном лишь 1887 году предприятие произвело 75 тыс. повозок и заработало 2 млн. долларов чистой прибыли.
Studebaker VCC 1904 года
Но эпоха гужевого транспорта уже подходила к концу. На смену телегам пришел автомобиль. Studebaker шел в ногу со временем и уже в 1902 году выпустил первый моторный экипаж Runabout. Причем, не какой-нибудь, а с электромотором! Двигатель на батареях работал очень тихо и позволял развить неплохие по тем временам 21 км/ч. Сам Томас Эдисон, изобретатель лампочки, одним из первых купил Runabout.
Studebaker-Garford G-30 1906 года
Через два года появился и первый бензиновый автомобиль Studebaker с 4-сильным мотором. Затем компания наладила производство более совершенных машин совместно с фирмой Garford. Лучшим из них стал четырехцилиндровый G-30. С 1910 года появились и модели полностью собственной разработки, причем три года спустя их начали оснащать шестицилиндровыми двигателями. Но параллельно вплоть до 1918 года выпускались и повозки.
Studebaker Six 1917 года
Первая мировая война опять принесла большую прибыль для предприятия из Огайо, ведь оно опять стало официальным поставщиком американской армии. Studebaker изготовлял грузовики, кареты «скорой помощи», бензовозы – всего собрали 100 тыс. машин. На базе некоторых шасси даже строили броневики с пулеметным вооружением. Несколько таких машин даже попали в войска Украинской Народной Республики.
Броневик «Гайдамака» армии УНР на базе Studebaker-Garford, 1918 год
В 1918 году начался новый этап в истории марки. И не только потому, что наконец-то прекратили выпускать телеги. Дело в том, что в производство запустили целое новое «семейство» моделей. Оно включало бюджетный Light Four с 40-сильной «четверкой», а также шестицилиндровые Standard Six, Special Six и Big Six. Последний получил 5,8-литровый 60-сильный мотор и стал новым флагманом марки. На испытаниях один из Studebaker Big Six проехал свыше 760 тыс. км за четыре года. Постепенно мощность «шестерки» подняли до 75 л. с., что позволило развивать 130 км/ч.
Studebaker Standard Six 1925 года
За счет заработанных в Первую мировую денег Studebaker в 20-х начал активно расширять производство. Появились новые заводы в Детройте и канадском Онтарио и ежегодно выпускали до 180 тыс. машин. Серьезно расширили палитру кузовов и цветов автомобилей.
Erskine 1927 года
В 1927 году весь модельный ряд марки радикально обновили. Так, Standard Six переименовали в Dictator, Special Six – в Commander, а дорогой Big Six – в President. Первые две модели получили 70-сильный шестицилиндровый мотор, а флагман – 100-сильный. С 1928 года для этих Commander и President стала доступна и новая рядная «восьмерка» объемом 5,1 л и мощностью 115 л. с. Кстати, оснащенный этим мотором Commander преодолел путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско за три с половиной дня.
Studebaker Commander 1928 года
Конечно, одними лишь дорогими моделями не обойтись, а потому вскоре у Studebaker появилась более доступная марка Erskine, названную в честь тогдашнего президента компании Альберта Эрскина. Самый маленький американский автомобиль своего времени весом всего 1100 кг оснастили 4-цилиндровыми моторами: 2,4-литровым (34 л.с.) и 2,6-литровым 45-сильным. Более мощная версия появилась в 1928 году и позволяла достичь 90 км/ч, расходуя при этом всего 12 л на 100 км.
Studebaker Dictator 1930 года
А на вершине империи Studebaker находилась марка Pierce Arrow, приобретенная в 1925 году. Ее модели – эксклюзив, ведь, например, обтекаемых лимузинов Silver Arrow со 175-сильным V12 произвели целых пять. Стоили они дороже Cadillac и Packard. Но именно из-за таких дорогостоящих «игрушек» компания чуть не обанкротилась во время Великой депрессии. Спасли концерн оборонные заказы, но Pierce Arrow и Erskine пришлось закрыть.
Studebaker President 1933 года
В середине 30-х Studebaker начали активно внедрять аэродинамический дизайн. Так, появились обтекаемые седаны President Land Cruiser и даже коммерческие пикапы выглядели ярко и современно.
Роскошный Pierce-Arrow Silver Arrow 1934 года
В конце 30-х на Studebaker начал работать известный французский дизайнер Раймонд Лоуи. Его неординарный обтекаемый стиль впервые проявился моделях начиная 1938 года. Он не боялся смелых и нестандартных решений и на протяжении нескольких десятилетий определял стиль марки.
Studebaker President Land Cruiser 1935 года
Во время Второй мировой войны производство легковых моделей свернули, но одними грузовиками дело не обошлось. Компания строила двигатели для бомбардировщиков В-17 и амфибии М-29. Но все же главной продукцией стали трехосные Studebaker US-6. Именно их и поставляли по ленд-лизу в СССР.
Studebaker Dictator Roadster 1935 года
В советской армии у US-6 не было конкурентов, ведь он был полноприводным и перевозил до 5 тонн груза. Многие экземпляры оснащались механическими лебедками. А 6-цилиндровый мотор мощностью 95 л.с. позволял развивать 70 км/ч и был неприхотлив к топливу и маслу.
Обтекаемый пикап Studebaker L5 Coupe-Express 1939 года
Вообще, о надежности грузовых Studebaker ходили легенды, да и проходимость оказалась выше всяких похвал. Они не только транспортировали солдат и буксировали легкую артиллерию. Именно на Studebaker US-6 монтировали знаменитые системы залпового огня БМ-13 «Катюша». Правда, в советском кино о войне их заменили на ЗИС-6, дабы не «рекламировать» американскую технику.
Studebaker Champion 1940 года
С 1946 года Studebaker возобновил выпуск старых довоенных легковых авто, однако уже год спустя Раймонд Лоуи презентовал новое «семейство» моделей. А в 1950 году он удивил революционными Champion и Commander Starlight. Их передняя часть напоминала «нос» боевого истребителя, а заднее стекло выполнили панорамным.
Studebaker Commander 1941 года
Поначалу предложили 100-сильную «шестерку», но уже в следующем году появился новый 3,8-литровый V8 мощностью 120 л.с. Commander Starlight разгонялся до 100 км/ч за 13 с и достигал 140 км/ч. Studebaker стоил немного дороже, чем аналогичные модели Ford или Chevrolet, но благодаря необычному дизайну мог с ними конкурировать. Кроме того, среди опций предлагалась автоматическая коробка передач.
Большинство «Катюш» устанавливали именно на Studebaker US-6
В 1953 году Лоуи создал еще более впечатляющий Commander. Элегантный, утонченный внешний вид автомобиля напоминал дорогие европейские спорткупе. Хотя двигатель остался прежним, а потому максимальная скорость составила всего 150 км/ч. Тем не менее, спрос на купе превысил предложение, завод просто не был в состоянии выпустить нужное количество авто. Да и качество изготовления «хромало», особенно антикоррозийная обработка. Несмотря на то, что через год мощность возросла до 140 сил, покупателей поубавилось.
Studebaker Commander 1947 года
В 1955 году появились более мощные и стильные Chrysler 300 и Chevrolet Bel Air. В Studebaker ответили обновлением Commander, но перестарались с хромом и испортили изящный дизайн. Компания начала нести убытки и оказалась на грани банкротства.
Studebaker Commander Starlight 1950 года
Спасло компанию слияние с Packard в 1957 году. Финансовые влияние позволили создать купе Golden Hawk – модификацию Commander с компрессорным 275-сильным V8. Автомобиль показал неплохую динамику: разгонялся до 100 км/ч за 8,5 с и развивал 210 км/ч.
Элегантное купе Studebaker Commander 1953 года
Однако не дорогой Golden Hawk, а доступный Lark помог Studebaker выйти из кризиса. Компактный автомобиль в 1959 году нашел 120 тыс. покупателей. На выбор предлагали 2,8-литровую «шестерку» и 4,2-литровый V8.
Studebaker Golden Hawk 1957 года
Позже появилась мелкосерийная мелкими сериями производилась «заряженная» модификация Daytona. Компрессор поднял мощность до 335 сил, что позволило разгоняться до 100 км/ч за 6 с и развивать 240 км/ч. Этот же мотор и дисковые тормоза в 1962 году поставили и на флагманский Studebaker Gran Turismo Hawk. Кстати, именно Lark Daytona и Gran Turismo Hawk впервые в США оснастили дисковыми тормозами.
Studebaker Lark 1959 года
Экономические проблемы продолжали преследовать Studebaker и в 1964 году головное предприятие в Саут-Бенде остановилось. Тогда только-только началось производство нового творения Лоуи под названием Avanti. Купе отличалось авангардным дизайном, а 240-сильный V8 обеспечивал неплохую динамику. Всего собрали 5700 автомобилей. Позже лицензию на это купе перекупил один канадский завод и мелкими сериями выпускал его с моторами Chevrolet вплоть до 90-х.
Studebaker Gran Turismo Hawk 1964 года
В Канаде производство Studebaker продержалось до 1966 года, после чего компанию окончательно ликвидировали. Хотя знаменитая марка не существует уже более полувека, но ее помнят благодаря надежным грузовикам и стильным легковым моделям.