Америка прославилась, прежде всего, своими массовыми моделями. Это и легендарный Ford T, и полноразмерный великан Chevrolet Impala. Даже спортивные Chevrolet Corvette и Ford Mustang относительно доступные и выпускаются в огромных количествах. Впрочем, это не значит, что за океаном не уделяют внимания автомобилям премиум-сегмента. Например, марка Lincoln всегда выпускала исключительно дорогие модели высшего класса.
Lincoln – детище американского конструктора Генри Лиланда. Сначал он работал в оружейной промышленности, а затем увлекся новым изобретением – автомобилем. Лиланд стоял у истоков марки Cadillac и концерна General Motors, однако в 1917 году поругался с руководством. Конфликт оказался мировоззренческим: глава General Motors был пацифистом и не хотел выпускать авиадвигатели так, как их использовали бомбардировщики в Первой мировой войне. Поэтому Лиланд задумал бросить вызов Cadillac и создавать свои модели премиум-класса. Новую компанию он назвал в честь Авраама Линкольна, за которого в молодости голосовал на президентских выборах.
Lincoln Model L 1917 года — первенец марки
Удлиненный лимузин Lincoln Model L 1927 года
Патент на авиадвигатели Liberty остался у Генри Лиланда и тот быстро наладил их производство. Правительство США заключило с ним контракт на 10 млн. долларов. Часть этих средств пошла на открытие завода в Детройте и разработку первенца – Lincoln Model L. Для своего времени модель оказалась очень неплохой. Она получила современный 5,9-литровый V8 мощностью 80 л. с. и могла развивать 110 км/ч. Качество сборки было на высоте. Однако, дизайн, разработанный приемным сыном Лиланда Ангусом Вудбриджем, получился устарелым. К тому же, цену в 3900-6600 долларов (48 000 – 64 000 долларов по нынешнему курсу) нельзя было назвать низкой, учитывая, что массовый Ford T стоил менее 500 долларов. Да и производство не удалось наладить вовремя, поэтому автомобили приходили покупателям с задержкой в несколько месяцев.
Lincoln Model KA Coupe, 1932 год
Результатом стало банкротство Lincoln. В 1922 году с конвейера сошло всего 150 машин и компанию выставили на продажу. Ее потенциал разглядели Генри Форд и его сын Эдсел. В то время концерн Ford мог составить конкуренцию General Motors только в сегменте доступных моделей. Соответственно, Lincoln выбрали, чтобы закрепиться в премиум-классе. Генри Лиланд некоторое время оставался почетным президентом компании, но вскоре ушел на пенсию.
Lincoln Model KB 1932 года получил 7,3-литровый V12
Lincoln Model KA Convertible с эксклюзивным кузовом от Dietrich, 1933 год
Эдсел Форд взялся за «реанимацию» Lincoln. Сначала мощность двигателя увеличили до 90 л. с., что подняло максимальную скорость до 130 км/ч. Уже с 1923 года радикально обновили дизайн и представили целую палитру новых кузовов. Появились новые седан, фаэтон, кабриолет, купе, а также лимузин Towncar с удлиненной колесной базой. Конечно же, покупатель мог заказать и эксклюзивный дизайн в кузовном ателье. К концу года удалось продать 7875 Lincoln Model L. Еще больше нарастить объемы позволил заказ на партию машин с пуленепробиваемыми стеклами для полиции.
Этот Lincoln Model KB 1939 года создали специально для Франклина Рузвельта
Конструкция Model L оказалась настолько удачной, что его выпускали вплоть до 1930 года. Затем на смену ему пришел полностью новый Lincoln Model K. Автомобиль стал крупнее, обрел длинный капот. Поначалу его предлагали только с 6,3-литровым 120-сильным V8, но в 1932 году модель разделили на две серии: КА остался с «восьмеркой», а вот более дорогой КВ получил новый 7,3-литровый V12 мощностью 150 л. с.
Lincoln Continental Convertible 1939 года
Lincoln Custom Limousine 1941 года
Стилист Юджин Грегори каждый год создавал новые яркие кузова. Кроме того, пользовались популярностью версии с эксклюзивным дизайном от ателье LeBaron, Brunn и Dietrich. Но поскольку даже самый доступный Model K стоил 4400 долларов, а в США бушевала Великая депрессия, то объемы производства не были большими – 1500-3000 автомобилей в год.
Lincoln Cosmopolitan, 1949 год
Чтобы сделать компанию более прибыльной, в 1936 году была представлена более доступная модель Zephyr стоимостью 1300 долларов. Она привлекала внимание современным обтекаемым внешним видом и весила меньше благодаря несущему кузову. Компактный 4,4-литровый V12 развивал 110 л. с. и позволял достичь 140 км/ч. В первый же год было выпущено свыше 15 тыс. Zephyr. Кстати, один из седанов был приобретен для Никиты Хрущева и тот пользовался им в Киеве.
Первый автомобиль Бэтмэна — Lincoln Futura 1955 года
Интересно, что Model K при этом остался в модельном ряду, но изготовлять его стали по индивидуальному заказу. В частности, один фаэтон был подарен президенту США Франклину Делано Рузвельту. Кстати, с этих пор Lincoln были в гараж практически всех американских президентов. В 1941 году на смену Model K пришел лимузин Lincoln Custom.
Lincoln Continental Mark II 1956 года
Zephyr послужил основой для, пожалуй, самого известного Lincoln – Continental. Идея его создания родилась у Эдсела Форда в 1939 году после отпуска в Париже. Там бизнесмен увидел множество элегантных спортивных моделей и захотел себе особый автомобиль. Юджин Грегори на платформе Zephyr создал изящный кабриолет с плавными обводами кузова и 120-сильным V12. Поначалу его планировали оставить в единственном экземпляре, но друзья Эдсела захотели и себе подобные автомобили. Было решено производить не только кабриолет, но и купе. В 1939 году собрали 25 машин, через год – 400, а в 1942 году – уже 1200.
Затем из-за войны Lincoln пришлось отказаться от легковых автомобилей и переключиться на боевую технику. К мирной продукции вернулись в 1946 году. Поначалу на конвейер вернули Continental и доработанный Zephyr – Series H. Три года спустя появилось полностью новое «семейство» Lincoln. Модели EL и Cosmopolitan привлекали внимание аэродинамическими кузовами с утопленными фарами и обилием хрома. Стандартное оснащение пополнили электроприводы стеклоподъемников и сидений. Автомобили получили новый 5,5-литровый 152-сильный V8 и автоматическую трансмиссию. Для президента Гари Трумэна создали особый парадный Cosmopolitan с прозрачной крышей. В 1952 году появился 225-сильный Lincoln Capri.
Lincoln Continental Джона Ф. Кеннеди
Lincoln Continental Coupe 1969 года
В 1956 году возродили Lincoln Continental. Утонченное купе снова отличалось европейским дизайном и получило современное оборудование вроде кондиционера или гидроусилителя руля. Новый 6,0-литровый V8 развивал 300 л. с. Continental Mark II получился баснословно дорогим – 10 тыс. долларов, то есть на уровне Rolls-Royce тех лет. Тем не менее, удалось продать около 3000 машин. Среди клиентов были представители элиты – шах Ирана Мохаммед Реза-Пехлеви, певцы Фрэнк Синатра и Элвис Пресли, звезда Голливуда Элизабет Тейлор.
Lincoln Versailles 1977 года
Параллельно с Continental обновили всю линейку Lincoln. Предварял их оригинальный концепт-кар Futura, ставший первым транспортным средством Бэтмэна. Модели Capri и Premiere выросли 5,8 м в длину и привлекали внимание «плавниками» на задних крыльях. Они также были оснащены 300-сильными двигателями. В 1958 году мощность достигла 375 л. с., а в целях снижения веса все автомобили получили несущие кузова.
Lincoln Mark VII 1984 года
С 1961 года было решено оставить в линейке Lincoln только Continental. Новичок отличался более сдержанным граненым дизайном, стал компактнее (5,4 м) и получил распашные двери. Под капотом появилась огромная 7,6-литровая «восьмерка», развивающая 365 л. с. За первый год было выпущено свыше 25 тыс. машин, а в 1966 году – рекордные 54 тыс. Continental четвертого поколения продержался на конвейере восемь лет, однако популярность была омрачена тем фактом, что именно в кабриолете этой модели был убит президент США Джон Кеннеди.
Лимузин Lincoln Town Car Джорджа Буша-старшего, 1989 год
Новые седан, купе и кабриолет Lincoln Continental 1969 года достигли исполинских размеров в 5,9 м. Они привлекали внимание строгим угловатым дизайном и выдвижными фарами. В списке опций появились антиблокировочная система тормозов ABS, центральный замок и технология автоматического управления светом фар (она переключалась с ближнего света на дальний, чтобы не ослепить водителей встречных машин). В 1973 году удалось продать почти 70 тыс. Lincoln Continental. Однако топливный кризис заставил в целях экономии существенно уменьшить мощность двигателей. К 1976 году огромный 7,5-литровый мотор развивал всего 200 л. с.
Lincoln Town Car Limousine 1994 года
Lincoln Navigator 1997 года
Новые времена заставили руководство Lincoln пересмотреть палитру моделей. Так, с 1980 года появился более компактный и легкий Lincoln Versailles. Седан Continental также сделали короче и легче, появилась даже версия с 2,4-литровым турбодизелем. Купе же выделили в отдельную модель и назвали Mark VII. Появилась и новая флагманская модель – Town Car, — которая српазу стала основой для многочисленных лимузинов. Автомобили получили новое оборудование вроде бортового компьютера, подушек безопасности, пневмоподвески и кодового замка. В 1988 году Continental стал переднеприводным.
Lincoln MKZ, 2012 год
В 90-х марка открыла для себя новые автомобильные сегменты. Так, появился первый вседорожник Lincoln — Navigator, — а за ним последовал пикап Blackwood. Сейчас модельный ряд марки широк как никогда: в нем присутствуют как седан D-класса MKZ, так и наследник Continental, MKS. Появились вседорожники МКХ, МКТ и МКС. Руководство Ford Motor Company рассматривает возможность вывода моделей Lincoln на европейский рынок.