Марка Jaguar известна еще с 1922 года, но долгое время она была одним из многих десятков мелкосерийных британских автопроизводителей. Мировой успех пришел к ней в послевоенные годы, а его кузнецом стало «семейство» моделей XK. В этом году оно празднует свое 70-летие.
Сэр Уильям Лайонс – основатель Jaguar и отец ХК120
Во время Второй мировой войны большинство британских автозаводов были перепрофилированы на выпуск различной боевой техники. На предприятии Jaguar (тогда оно называлось Swallow Sidecars) наладили сборку авиадвигателей. Впрочем, от этого был свой взыск: инженеры смогли ознакомиться с новейшими технологиями в отрасли моторостроения, чтобы затем применить их в своей отрасли. С 1943 года группа конструкторов во главе с Уильямом Хайнсом начала разработку полностью нового шестицилиндрового двигателя.
Первый Jaguar XK120 1948 года
В 1945 году директор компании Уильям Лайонс переименовал ее в Jaguar. После смены названия взялись за радикальное обновление всего модельного ряда. К тому времени практически был готов и мотор. Для своего времени эта 3,4-литровая рядная «шестерка» была очень передовой – с головкой блока цилиндров из алюминиевых сплавов и двумя верхними распредвалами. Характеристики оказались очень неплохими: 160 л. с. в дорожной версии и 180 л. с. в гоночной.
Поначалу кузова изготовляли только из алюминиевых сплавов
Уильям Лайонс решил, что первым этот двигатель должна получить новая имиджевая модель, которая не станет массовой, но привлечет всеобщее внимание к марке. Поэтому в Jaguar взялись за разработку двухместного спортивного кабриолета. Работы над ним длились три года, а представить новинку решили на первом послевоенном Лондонском автосалоне в 1948 году.
«Сердце» ХК120 – 3,4-литровая рядная «шестерка» с двумя распредвалами в головке блока цилиндров
Дебют нового Jaguar на публике сотворило фурор. Изящный кабриолет мгновенно привлек всеобщее внимание своими обтекаемыми формами кузова из авиационных алюминиевых сплавов. Среди новшеств конструкции были независимая подвеска передних колес и регулируемая рулевая колонка. Салон декорировали дорогой кожей и ореховым деревом. Интригующим было и название модели – ХК120. На презентации представители Jaguar разъяснили, что не зря придумали такое цифровое обозначение. Ведь их творение было способно развить 120 миль/ч (193 км/ч), то есть было самым быстрым дорожным автомобилем своего времени.
Купе Jaguar XK120 1951 года
Многие скептически восприняли такое заявление, но Уильям Лайонс не привык бросать слова на ветер. Вскоре прессу пригласили на показательный заезд на сверхсовременной бельгийской автостраде. ХК120 превзошел все ожидания, ведь развил невероятные 200 км/ч. км/ч и установил мировой рекорд скорости для серийных автомобилей. Разгон до 100 км/ч занимал менее 10 с. А надежность кабриолет доказал на гоночной трассе в Монтлери, где его испытывали на протяжении недели на скорости 160 км/ч. За это время автомобили преодолели свыше 27 тыс. км, они останавливались только для дозаправки и смены уставших пилотов.
Jaguar XK120 SE Pininfarina 1954 года
Рекорды принесли Jaguar не только известность, но и многочисленные заказы на ХК120. Причем, спрос был настолько большой, что заводских мощностей не хватало, чтобы его удовлетворить. От первоначальных планов собрать 200 машин отказались и с 1951 года взялись расширять производство. Тем более, что интерес к ХК120 проявили на самом большом авторынке мира – в США, — а британское правительство решило предоставлять налоговые льготы экспортерам.
Jaguar C-Type – первый в мире автомобиль с дисковыми тормозами
Автомобиль решили сделать дешевле и менее трудоемким в изготовлении, поэтому алюминиевые кузовные панели заменили стальными. К кабриолету присоединилось оригинальное купе. Кстати, для избранных клиентов изготовили несколько эксклюзивных ХК120 с заказными кузовами от Bertone, Ghia и Pininfarina. Одним из первых американских владельцев Jaguar стал знаменитый актер Кларк Гейбл.
Усовершенствованный Jaguar XK140 1954 года
Вышеперечисленные доработки позволили за шесть лет изготовить свыше 12 тыс. автомобилей. Популярности способствовали и гоночные успехи. Самыми громкими стали победы в 24-часовой гонке в Ле-Мане в 1951 и 1953 годах. Их завоевала заводская команда на гоночной модификации XK120-C или C-Type. Залогом успеха стала еще одна новейшая авиационная технология – дисковые тормоза, впервые в мире примененные в автомобиле. К тому же, Jaguar стал первой импортной моделью, победившей на этапе американской серии NASCAR.
Jaguar XK140 Fixed Head Coupe 1954 года
В 1954 году дебютировал модернизированный Jaguar ХК140. Он стал просторнее внутри, а мощность двигателя увеличили до 190 л. с. в базовой версии. Кроме того, представили заряженный 210-сильный вариант SE, а в списке опций появилась автоматическая трансмиссия. Управляемость улучшили доработанные подвеска и рулевое управление. За три года выпустили около 8800 купе и кабриолетов.
Непобедимый Jaguar D-Type 1954 года
На гоночных трассах тем временем блистал новый болид Jaguar D-Type. Его изюминкой стал сверхлегкий кузов типа «монокок», служащий силовой структурой, к которой крепились мотор, трансмиссия и ходовая. Масса D-Type составила всего 840 кг и с усовершенствованной 3,4-литровой 265-сильной «шестеркой» он легко развивал 280 км/ч. В 1955-1957 годах ему трижды покорился Ле-Ман. За такие достижения королева Елизавета II присвоила Уильяму Лайонсу рыцарский титул.
Jaguar XKSS, 1957 год
Отдельного упоминания заслуживает редчайший кабриолет Jaguar XKSS – дорожная версия D-Type с тем же двигателем. Максимальная скорость автомобиля составила 240 км/ч. XKSS планировали выпустить ограниченной серией из 25 машин, но из-за пожара собрали только 16 машин. Оставшиеся 9 собрали в прошлом году по технологиям 60-летней давности и распродали коллекционерам.
Jaguar XK150 Fixed Head Coupe 1957 года
Гоночные новшества применили и на новом серийном ХК150 1957 года. Сначала он получил дисковые тормоза, а два года спустя – и 3,8-литровый мотор. Причем если мощность стандартной версии составила 220 л. с., то ХК150 S развивал те же 265 л. с., что и D-Type. Хотя автомобиль стал больше и тяжелее, чем ХК140, динамика улучшилась. Разгон до 100 км/ч занимал 7,2 с, а максимальная скорость составила 220 км/ч. Автомобиль был весьма экономичным для своего времени – расходовал 12,8 л/100 км в смешанном цикле.
Jaguar XK150 S Roadster 1959 года оснащен 265-сильным мотором от гоночного D-Type
Последний XK150 покинул конвейер в октябре 1960 года и уступил место своему наследнику – легендарному Jaguar Е-туре. Всего за 12 лет произвели свыше 30 тыс. автомобилей серии ХК и именно благодаря им британская марка громко заявила о себе. А рядный шестицилиндровый двигатель Уильяма Хайнса получился настолько удачным, что его устанавливали на различные модели Jaguar вплоть до 1992 года.
Возрожденный Jaguar XK8 1996 года
В 1996 году серию Jaguar XK возродили, но уже как большие четырехместные туристические купе и кабриолет с V8 под капотом. Новинка оказалась не менее элегантной на вид, чем знаменитый предок – постарался известный дизайне Ян Каллум. Сначала устанавливали 4,0-литровые моторы мощностью 290 и 370 л. с., а потом появились усовершенствованные «восьмерки» объемом 4,2 л на 300 и 400 л. с.
Jaguar XKR, 2003 год
В 2006 году представили новый Jaguar XK с легким кузовом из алюминиевых сплавов. На первых порах его оснащали 4,2-литровыми двигателями предшественника, но затем в линейке появились 5,0-литровые V8. Самый мощный 550-сильный Jaguar XKR-S стартовал до 100 км/ч за 4,4 с и развивал 300 км/ч.
Jaguar XK Convertible 2011 года
Сейчас в линейке Jaguar есть только компактное двухместное купе Jaguar F-Type. Впрочем, руководство британской компании рассматривает возможность возвращения Jaguar XK, ведь именно эта модель стала залогом процветания марки.
Jaguar XKR-S 2011 года развивает 300 км/ч